Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико – методологические основы психологии



2015-12-06 4657 Обсуждений (0)
Теоретико – методологические основы психологии 4.50 из 5.00 4 оценки




 

1. Методологические основы психологии:

• предмет, объект и методы психологии; • место и роль психологии в системе наук; • структура и функции психологии (2).

2. История развития психологического знания и основные направления психологии (2).

1. Психология (от греч psy­che — душа, logos — учение, нау­ка) — наука о закономерностях развития и функционирования пси­хики как особой формы жизнедея­тельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реа­лизуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В те­чение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «души» и считались предметом од­ного из разделов философии, на­званного в XVI в. П. (душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззре­ния на психику человека и живот­ных; в религии, идеалистической философии и психологии Д.— это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия «Д.» связано с анимистическими пред­ставлениями первобытного чело­века, примитивно-материалистиче­ски истолковывавшего сон, обмо­рок, смерть и т. д. Сновидения воспринимались как впечатления Д., покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие представлений о Д. происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеа­листических и материалистических учений о психике. Уже в период античности было известно, что ор­ганом Д. является головной мозг (Алкмеон), сама же Д. представ­лялась одним из видов вещества: Д. как огонь (Гераклит, Демокрит). воздух (Анаксимен), смешение че­тырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотдели­мости Д. от тела выдвинул Ари­стотель, согласно к-рому Д. у чело­века выступает в трех модифика­циях: растительной, животной и разумной. Это учение было пре­образовано в идеалистическое (Фо­ма Аквинский) в эпоху средне­вековья. В новое время Декарт отождествил Д. с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпириче­ской психологии понятие о Д. было заменено понятием о душевных явлениях.

В научной литературе (фило­софской, психологической и др.) термин «Д.» не употребляется или используется очень редко — как синоним слова «психика». В по­вседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответ­ствует понятиям «психика», «внутренний мир человека»,«переживание», «сознание»).

Вся существующая реальность выступает объектом и предме­том изучения в различных системах научного знания, среди кото­рых особое место в жизнедеятельности людей занимают психоло­гические науки.

Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей. Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Традиционно основным объектом психологии является человек. Однако объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает зоопсихология как отрасль психологии. В таком случаепсихоло­гия — это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Объектом психологии выступает не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей.

Таким образом, предметом психологии человека являются за­кономерности возникновения, формирования, развития, функ­ционирования и проявлений индивидуальной и групповой пси­хики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.

Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихий­но складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой мно­гоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относи­тельно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отрас­лям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искус­ства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, меди­цинской, юридической, политической, этнической и т.д. Схема 1 Система психологических наук

Все представленные на схеме отрасли психологии, в свою очередь, включают в себя ряд относительно самостоятельных наук. Например, возрастная психология включает детскую психологию, пси­хологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию; педагогическая психология — психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию про­фессионально-технического образования, психологию высшей школы; юридическая психология — психологию гражданско-правового регули­рования и судопроизводства, криминальную психологию, психологию уголовного судопроизводства, пенитенциарную (исправительную) пси­хологию.

Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. Образование специалиста не может быть полным без изучения прежде всего проблем общей и соци­альной психологии, создающих системное представление об ин­дивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.

Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей,закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении про­фессиональных и других задач в различных обстоятельствах жиз­ни и деятельности.

В целом психология как наука выполняет две основные функ­ции: как фундаментальная наука она призвана разрабатывать пси­хологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как при­кладная область знаний — формулировать рекомендации по со­вершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

Зависимость человеческого поведения от биологических и со­циальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» меж­ду данными о природе и о культу­ре, интегрируемыми в ее собст­венные понятия, несводимые к дру­гим. Это позволило разработать ос­новные проблемы научной П., сре­ди к-рых выделяются психофизиоло­гическая (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосо­циальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее ак­тивной роли в их реализации кон­кретными индивидами и группами), психопраксическая (о формирова­нии психики в процессе реальной практической деятельности и о за­висимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об от­ношении чувственных и умственных психических образов к отображае­мой ими реальности) и др.В ходе разработки ос­новных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в к-ром выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др.

Психология — это область гуманитарного, антропологиче­ского знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимо­связей.

1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физио­логия высшей нервной деятельности человека.

Философские науки имеют для психологии прежде всего тео­ретико-методологическое значение. Они вооружают человека по­ниманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, пони­мание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в форми­рование мировоззрения человека.

Известно многообразие философских школ, как материалисти­ческих, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей фор­мирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позици­ей человека. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихе­виоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.

Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в зна­чительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в пони­мании сущности и истоков человеческой психики, сущности са­мого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.

Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в пони­мании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной де­ятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-на­учную основу психологических знаний. Современные исследова­ния нейрофизиологических механизмов деятельности мозга зна­чительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.

2. Есть науки, в отношении которых психология выступает од­ной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в пер­вую очередь относятся педагогические, юридические, медицин­ские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно пол­ной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том чис­ле и психики человека, психологии возрастных, этнических, про­фессиональных и других групп людей.

Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивиро­вание его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. Таким образом, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Схема 2 Взаимосвязи психологии с другими науками:

Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с тех­ническими науками и в целом с технической средой жизнедея­тельности людей.

В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны. Первое — по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим воз­можностям человека, к профессиональной подготовке техниче­ских специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Вторая — современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно подда­ющиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учи­тывать рекомендации психологии в отношении психических и пси­хофизиологических возможностей человека воспринимать, оце­нивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, уча­ствующими в разработке технических систем, — эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.

Как видим, современная психология, находясь на стыке мно­гих наук, занимает как бы промежуточное положение между фи­лософскими, естественными, социальными и техническими на­уками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего пред­мета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования. При этом необходимо понимать, что принципы - это не исходный пункт исследования, а его конечный результат. Выявление и формулирование принципов — результат специальных и неред­ко длительных исследований специалистами психического, ду­ховного.

Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, и прежде всего разработка основного во­проса философии, общих законов диалектики, ведущих катего­рий философии (количества, качества, меры, необходимости и случайности, причины и следствия, истины и ее критериев, раз­вития, движения, взаимосвязи, категории материи, материаль­ного и идеального), теории познания и т.д.

Большое влияние на понимание психического и разработку принципов психологии оказали физиологические науки, и преж­де всего физиология мозга, физиология высшей нервной деятель­ности. К числу других наук, оказавших влияние на понимание психи­ческого, его истоков и своеобразия, в первую очередь относятся педагогика, экономика, социология, политология, этика, эсте­тика, юриспруденция. Все эти науки изучают относительно само­стоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики.

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н.Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма, (рас­крытия обусловленности явлений действием производящих их факто­ров) объясняющий причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

Первоепсихика человека обусловлена и выступает результа­том взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологи­ческого, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у от­дельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержа­ние психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных об­стоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие реша­ющим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в пер­вую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обще­стве нравственных, эстетических, политических, правовых и других социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность пси­хики людей. Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоя­тельств. Через деятельность людей она может изменять эти обсто­ятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на че­ловека социальных, биологических и природных факторов, об­стоятельств. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обуслов­ленные, но вместе с тем и как обусловливающие; оп­ределяемые условиями жизни человека, психические явления обу­словливают его поведение, его деятельность», посредством которых человек видоизменяет окружающий его со­циальный и природный мир и самого себя.

Психика человека, таким образом, обладает способностью из­менять, развивать себя.

Принцип активности психического, сознания ориентирует ис­следователя при изучении психики, психических явлений учиты­вать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправ­ленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты, события, воспринимаясь неадек­ватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его пси­хику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы безразличен к ним. Многое же из окружающей действительно­сти и того, что происходит в организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и оценке объективной реальности.

Принцип развития психики, (признания преобразования, изменения психи­ческих процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психических процессов) сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при условии, если рассматриваются как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности, складывается система ее ценно­стей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и дея­тельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и по­требности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, со­знания.

Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и де­ятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется толь­ко в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодей­ствия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают чело­века к действию, образуют внутренний план деятельности, по­ведения, их программу, модель, с помощью которых и происхо­дит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует при изучении и анализе по­ведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю кар­тину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс­нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) лич­ности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де­яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек­ватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки по­казателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации), к пониманию и изу­чению психических феноменов ориентирует на понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдель­ное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (и науке) носят условный характер и имеют целью показать особен­ности, свойства этих явлений. При этом количественные и каче­ственные изменения, происходящие в отдельных психических яв­лениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Пси­хика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организо­ванным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю.

Важно также подчеркнуть, что психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других. Например, отсут­ствие способности может компенсировать трудолю­бие и т.д.

Принцип относительной самостоятельности психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как отдельные индивиду­альные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выражение неза­висимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, тради­ция, ценность и т.п.).

Принцип личностного подхода,учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов. С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства конкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он может использо­вать соответствующие средства и методы изучения личности, пси­хических явлений и процессов в трудовом коллективе.

Методы психологии — это способы изучения психических осо­бенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы исполь­зования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные систе­мы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тес­товые и другие опросные бланки и средства.

Получение знаний в научной психологии производится с помощью научных методов, которые частью представляют собой специфические методы, а частью имеют общенаучный характер.

В основе любого научного исследования лежит наиболее общая система принципов и способов его организации, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. Эта система, опреде­ляющая способы достижения и построения теоретического знания, а также спо­собы организации практической деятельности, и есть методология (наиболее общаясистема принципов и способов организации­ научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности). В зависимости от предмета данной науки, например — психологии, она воплощается в конкретно-научной методологии. От этой общей мировоззренческой позиции зависит способ конкретных исследовании и интерпретация получаемых результатов, поэтому в психологии каждое направле­ния или течение, например, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология имеет свою методологию.

Методология, будучи общей основой для построения исследования, определяет, таким образом, использующиеся методы. Поэтому метод как совокупность более частных, конк­ретных приемов и способов изучения психических явлений также зависит от мировоззрения, однако в рамках данной конкретной науки он зависит и от ее предмета, условий и целей исследования.

Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил проведения конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоя­тельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий. В психологии конкретная методика учитывает также пол, возраст, этническую, а некоторые методики и профессиональную принадлежность испытуемого.

При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и учет которых необходимы на практике, в профессиональной и дру­гих видах деятельности. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы:

1. Эмпирические методы — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электрон­но-вычислительной техники.

3. Теоретические методы — анализа и интерпретации результа­тов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

4. Методы практического характера, к числу которых относят:

а) методы оказания различных форм психической помощи;

б) методы социально-психологического научения (тренинг - группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.).

Наибольший практический смысл имеют методы первой группы — сбора психологической инфор­мации. К их числу относятся следующие методы:

наблюдения; познавательной беседы (индивидуальной и групповой); опроса (письменного и устного), разновидностью которого являются анкетирование и интервью; экспертной оценки; оценки полярных профилей; эксперимента (естественного и лабораторного); тестирования; анализа документов; анализа результатов деятельности; самонаблюдения и самоотчетов и др.

Все это общие методы психологии. В отдельных отраслях психологии могут использоваться и дру­гие специальные методы: например социометрии, контент-анализа, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социаль­ной психологии.

Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использоватьсистему методов.

Совокупность методов и процедура их использования для изу­чения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как техноло­гия использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д.

При решении любой исследовательской задачи, готовясь к это­му, необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Какой или какие психические феномены у отдельного чело­века или у социальной группы нужно изучить?

2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявля­ется?

3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и

методов будет изучать этот феномен?

4. Кто выступает объектом изучения?

5. Какова цель изучения психического феномена? В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разраба­тывается соответствующая методика исследования.

Современная научная психология, как и любая другая систе­матическая деятельность, представляет собой определенный этап последова­тельного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий, норм и схем действий. Психология — это определенный упорядо­ченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психиче­ской, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и жи­вотных).

Освоение специфической терминологии, связанной со спе­цифической системой понятий, неизбежно и обязательно при «вхождении» в любую культурную область с целью эффективного участия в ней.

В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки — донаучный, философский и собственно науч­ный. При этом по­вседневный опыт понимания другого входит составной частью в понятийный аппарат психологии, где он играет роль неисчерпаемого источника рабочих психологических гипотез и в то же время является основой для проверки научных концепций.

Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получают дальнейшее развитие в форме философского осмысления наблюдаемых психи­ческих явлений и формулирования наиболее общих законов и предположений. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естествен­ные науки не достигли соответствующего уровня развития, психология только и могла развиваться в рамках философии с ее абстрактно-логическим методом объяснения явлений, в том числе и психических. В рамках отдельных философ­ских систем сформировались и утвердились многие представления и понятия, описывающие сущность и функции элементов душевной жизни и души в целом и ставшие базовыми для психологии. Это принцип единой основы природных и душевных явлений (Демокрит, Б. Спиноза), идея о двойственной природе чело­века как сознающей и материальной субстанции (Р. Декарт), представление об ассоциативном механизме мышления (Аристотель и многие философы нового времени), учение о воле (А. Шопенгауэр), о бессознательном (Э. Гартман) и многие другие концепции и понятия.

Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремле­нием к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработ­ки полученных данных. Именно с помощью организованных научных исследо­ваний выявлены закономерности, которые были скрыты от повседневного наблюдения и самонаблюдения. Так, например, уже на первых этапах научных психологических исследований были измерены пороги ощущений, установлены неизвестные ранее психофизические законы, обнаружены свойства памяти и характеристики восприятия. Интеграция всех форм психологического знания позволяет построить целостную, живую картину психической (душевной) жиз­ни человека.

Сложность освоения системы психологических понятий определяется спецификой предмета психологии. Спе­цифика эта заключается в том, что каждый человек при знакомстве с да

2015-12-06 4657 Обсуждений (0)
Теоретико – методологические основы психологии 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Теоретико – методологические основы психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)