Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс



2015-12-06 1067 Обсуждений (0)
В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце XIX столетия немецкий психологГерман Эббингауз (1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Аме­риканский психологЭдуард Торндайк (1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования на­выков у животных и человека, закладывает основы для возникно­вения бихевиоризма.

В начале XX в. ученик ВундтаОсвальд Кюльпе (1862—1915) со­здает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Ба­вария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонен­тов — смыслов и значений.

На рубеже веков большую известность приобретает американ­ский психолог и философУильям Джемс (1842—1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джеме исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джеме различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К.Ланге) как функции физиологических изменений в организ­ме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.

Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее ос­мысление этой проблемы содержится в работах профессора Гар­вардской медицинской школыУолтера Кеннона (1871—1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон созда­ет нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции

являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформу­лировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).

В первой половинеXX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим понимани­ем предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.

Наибольшую известность в Европе получили психоанализ (3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900—1980)); гештальтпсихология (М. Вертгеймер (1880—1943), В.Келер (1887-1967), К.Кофка (1886-1941)); в США— бихевио­ризм (Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э. Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)); школа К.Левина (1890-1947). В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — соци­альная психология (В.Вундт (1832-1920), Г.Тард (1843-1904), Г.Лебон (1841-1931), Э.Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)).

В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самосто­ятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном от­ношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.

Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся пре­имущественно на историко-философских и филологических фа­культетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Флоровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).

Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направле­ния — опытного и объективного изучения психологии, становле­ния экспериментальной психологии.

Третье, эмпирическое направление в понимании психиче­ского ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других пред­ставителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представ­лено такими известными учеными, как М.И.Владимиров, М.М.Троицкий, Н. Я. Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.

Формированиенаучной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849-1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857-1927).

Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученыйИ. М. Сеченов. В 1863 г. он публикует свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд дру­гих работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Пси­хологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878). И. М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения(до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связан­ных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического про­цесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сече­нов рассматривает любое психическое явление как процесс, име­ющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процес­са определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это ста­ло рассматриваться в качестве одной из основных функций пси­хики. Заключительный акт психического процесса состоит в двига­тельном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспо-собительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обраба­тывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.

Психическое, по мнению И.М.Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с от­ражательной функцией психики И.М.Сеченов выделяет и обо­сновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обоб­щение этих воздействий и предвидение результатов их послед­ствий (мышление, воображение), на основе чего происходит ак­тивизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер). И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлек­сы», а психические явления — это регуляторы деятельности, воз­никающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внеш­ней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.

Дальнейшее развитие учения И.М.Сеченова осуществил вы­дающийся русский физиологИ.П.Павлов, которому принадлежит заслуга создания целостного учения о высшей нервной дея­тельности как основы деятельности психической. Он открыл ос­новные закономерности высшей нервной деятельности, опреде­ляющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных реф­лексов, открыл и сформулировал закономерности их формирова­ния. Он использовал рефлекс не только как концепцию понима­ния высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизио-логического исследования.

И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об ана­лизаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соот­ветствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.

И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных усло­вий жизни и деятельности человека у него складывается достаточ­но устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обес­печивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.

Опираясь на данные проведенных исследований, И.П.Пав­лов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсор­ные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система. Животные в своем поведении руководствуются сигналами пер­вой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система так­же играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.

У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигналь­ная система, сигналы которой — слова (произносимые, услы­шанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сиг­нальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно раз­личать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигна­лы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те вос­принимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он по­нимает.

Учение И. П. Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение дей­ствительности в головном мозге, как функционально предназна­ченную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.

Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудахА.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведе­ния человека под влиянием доминанты — устойчивого и господ­ствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится со­ответствующим необходимым или ожидаемым результатом.

Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные уче­ные А.Ф.Лазурский, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Не­чаев и др.

Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внесВ.М.Бехтерев. Он является основате­лем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемир­ную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психи­ка и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексоло­гия», в котором представлены проблемы социальной психоло­гии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла пуб­ликация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, про­никает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело.

В дальнейшем в развитие отечественной, советской психоло­гии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Ано­хин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А.Р.Лурия, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г. М.Андреева и др.

Л.С.Выготский (1896—1934) разработал теорию происхожде­ния и развития высших психических функций, с позиции кото­рой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуще­ствляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой систе­мой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Фундаментальная идея Выготского — представление об опо­средованном характере психической деятельности человека. Осо­бое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психи­ки. По его мнению, психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закреплен­ным в слове.Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка.Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отече­ственной психологии. Его идеи сыграли большую роль в форми­ровании советской теории психического развития (А. Н. Леонтьев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д.Б.Элько-нин, В.В.Давыдов, И.А. Зимняя и др.).

Одно из направлений советской психологии возникло в Гру­зии. Под руководствомД.Н.Узнадзе грузинские психологи ус­пешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по про­блемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.

Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн, осуществлявший в свое время руководство на­учными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Инсти­туте общей и педагогической психологии. Он произвел система­тизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фун­даментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью чело­века. При этом С. Л. Рубинштейн показывает, что внешние воздей­ствия проявляют себя через внутренние, психологические факто­ры: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утвер­ждал, что психика и деятельность едины и что психика формиру­ется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, система­ми операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.

Большой вклад в разработку деятельностного подхода к по­ниманию и исследованию психики человека внес советский пси­хологА. Н.Леонтьев (1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура дея­тельности, показано взаимодействие ее основных компонентов:

мотивов, целей и условий. В структуре сознания А. Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значе­ний и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование личности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организа­торскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете.

Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленин­градском государственном университете (1964) сыгралБ.Г.Ана­ньев (1907—1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных в нашей стране ученых — создана ленинградская психолого-педагогическая школа. Он внес большой вклад в разработку интегральных проблем человекознания, воп­росов педагогической психологии, восприятия и др.

Особое внимание к развитию отечественной психологии и под­готовке психологов проявляется в поствоенный период. Наряду с факультетами психологии в Московском и Ленинградском уни­верситетах в 1964 г. факультеты психологии открывают в Тбилис­ском, а позже в Ярославском и других университетах. Начинается преподавание психологии в юридических вузах, во всех высших военных учебных заведениях, организуются кафедры психологии, юридической психологии, военной психологии.

В Институте философии АН СССР создается сектор психоло­гии, в 1971 г. — Институт психологии АН СССР, директором кото­рого становится один из ведущих советских психологов Б.Ф.Ломов. В трудах сотрудников этих институтов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, В.Н.Мясищева, К.А.Абдульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, Е. В. Шороховой, А. В. Брушлинского, К. К. Платонова и др. решаются задачи разра­ботки теоретико-методологических основ психологии и разрабаты­вается система методологических принципов психологии, определя­ется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах жур­налов «Вопросы психологии» (издавался с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологи­ческий журнал».

Активизируются исследования в области теории сознания, его взаимосвязи с подсознанием.

С начала 60-х годов активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся ис­следования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического от­бора (военное дело, спорт, авиация и др.).

Начинает формироваться психологическая служба в сфере на­родного образования, спорта, производства, военного дела, транс­порта, здравоохранения, семьи и брака и т.д.

Психология становится неотъемлемым элементом культуры нашего общества.

Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и про­блем психологии внесли А. В. Запорожец и Д.Б.Эльконин (зало­жили основы детской психологии), В.В.Давыдов, П.Я.Гальпе­рин, И. А. Зимняя (педагогическая психология), В.С.Мухина (возрастная психология), А.В.Петровский, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г.М.Андреева (социальная психология), А. В. Ба­рабанщиков, Н.Ф.Феденко, М.И.Дьяченко, А.Д.Глоточкин, А. М. Столяренко (военная психология), Б.Ф.Ломов, Б.Л.По-номаренко, А.А.Крылов (инженерная психология), Б.Г.Анань­ев, А.Г.Ковалев, А. Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов (теория личности в психологии), Б.М.Теплов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические состоя­ния) и др.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

 



2015-12-06 1067 Обсуждений (0)
В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)