Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ



2015-12-06 300 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

(укрупненная структура)

 

АКТИВ ПАССИВ
1. Основные средства (основные фонды) Недвижимость, оборудование, лицензии, нематериальные активы, авторские права 1. Уставный капитал
2. Готовая продукция на складе 2. Добавочный капитал (фонд накопления)
3. Отгруженная продукция (дебиторская задолженность) 3. Заемные средства (кредиторская задолженность)
4. Сырье и материалы 4. Прибыль
5. Касса 5. Фонд потребления
6. Банковские счета  
7. Незавершенное производство (текущие затраты)  
8. Ценные бумаги  
9. Убытки  

 

Кроме этого бухгалтерский учет выполняет функцию учета расчетов (учета обязательств), в том числе по зарплате и налогам. Это значительно усложняет структуру счетов бухучета, хотя сущность каждой отдельной операции проста.

В балансе эта часть учета не видна (см. приложение 1)

Рассмотрим упрощенную схему кругооборота капитала. Номера счетов будем обозначать порядковыми номерами актива и пассива. Например, 3А – это «Сырье и материалы», а 2П – это «Добавочный капитал».

1. Организуется предприятие. Учредители внесли деньги в уставный капитал.

Дебет 5А, 4А; Кредит 1П.

2. Предприятие сделало капитальные вложения в здания (помещения) и оборудование.

Дебет 1А; Кредит 5А.

3. Предприятие закупило сырье и материалы..

Дебет 3А; Кредит 5А.

4. Сырье и материалы запущены в производство.

Дебет 6А; Кредит 3А.

5. Работникам начислена заработная плата.

Дебет 6А; Кредит 3П.

6. Готовая продукция поступила на склад.

Дебет 2А; Кредит 6А.

7. Выдана зарплата работникам.

Дебет 3П ; Кредит4А.

8. Готовая продукция отгружена покупателям.

Дебет 3А; Кредит 2А.

9. Поступили деньги за готовую продукцию.

Дебет 5А; Кредит 3А, 4П(8А).

10. Прибыль распределена между фондами накопления и потребления.

Дебет 4П; Кредит 2П, 5П.

 

2. Особенности кругооборота капитала редакционно-издательских предприятий.

 

Капитал предприятия делится на основной и оборотный.

Основной капитал (как источник активов) объединяет объекты недвижимости, оборудование, транспортные средства, мебель, иные технические объекты и нематериальные активы, которые не переносят свою стоимость на продукцию сразу, в течение одного производственного цикла.

Оборотный капитал (как источник активов) заключает в себе стоимость сырья и материалов, незавершенного производства, малоценного инвентаря, готовой продукции, а также средств в расчетах (отвлеченные или иммобилизованные средства). Сюда же в основном относятся и денежные средства на банковских счетах и в кассе. Хотя особо следует обратить внимание на то, что часть денег представляет собой долю в выручке за амортизацию оборудования и недвижимости, то есть основного капитала.

Применительно к редакционно-издательским хозяйствующим субъектам структура капитала выглядит следующим образом:


 

Основной капитал Недвижимость Помещения редакции
Производственное оборудование Компьютерная и оргтехника (стоимостью выше установленного лимита за единицу)
Мебель и оборудование (стоимостью выше установленного лимита за единицу)
Автотранспорт
Оборотный капитал Малоценный инвентарь Компьютерная и оргтехника (стоимостью ниже установленного лимита за единицу)
Мебель и оборудование (стоимостью ниже установленного лимита за единицу)
Оборотный капитал Сырье и материалы Бумага газетная, картриджи, другие расходные материалы.
Незавершенное производство Затраты на еще не выпущенные печатные СМИ, теле-, радиопрограммы.
Готовая продукция на складе Отпечатанные тиражи на складах (в экспедиции).
Средства в расчетах Средства, полученные УФПС за подписку, торгующими организациями за проданные экземпляры, не перечисленные редакциям СМИ.
Денежные средства на банковских счетах и в кассе. Денежные средства на банковских счетах и в кассе.

 

Кругооборот капитала в редакционно-издательском предприятии в целом соответствует классическому. Основную долю в себестоимости продукции занимают затраты на бумагу (примерно 20%), полиграфию (примерно 20%), заработную плату с начислениями (примерно 50%). Расходы на связь, амортизация, транспорт и прочие расходы занимают обычно около 10% всех затрат. В эфирных СМИ доля заработной платы может быть выше.

Выручка же поступает как от продажи тиражей, проведения подписной кампании, так и от продажи печатных площадей. Затраты на эти виды продукции практически неразделимы.

Какова должна быть сумма оборотного капитала на примере печатного СМИ?

Поскольку как оптовые, так и розничные продавцы за расчетный период принимают календарный месяц, независимо от периодичности издания (ежедневник, еженедельник, ежемесячник), то минимальный размер оборотного капитала не может быть ниже суммы месячных затрат предприятия.

Но как правило, для устойчивой работы предприятия оборотный капитал не может быть равен месячным затратам. Он непременно должен быть увеличен:

- на сумму иммобилизации оборотных средств (средняя сумма просроченной задолженности за отгруженную продукцию);

- на средства в расчетах за товары, работы, услуги (перечисленные нами деньги, но еще не полученный нами товар, услуги), предоплаты;

- на стоимость материальных запасов в расчете на месяц. К примеру, если предприятие имеет вагонные поставки бумаги, то сумма оборотного капитала должна быть увеличена на величину месячного запаса. Если вагона бумаги хватает на два месяца, то оборотный капитал должен быть увеличен на стоимость половины вагона бумаги с учетом транспортных расходов. Если период от заказа до поставки бумаги составляет 15 дней, то необходимо зарезервировать еще стоимость четверти вагона бумаги;

- на сумму предполагаемых непредвиденных расходов, штрафы, пени.

Отдельный подход к той части выручки, которая соответствует амортизационному фонду на обновление оборудования и помещений. Эту сумму необходимо вычленять из оборотных средств и сохранять всеми возможными способами до достижения необходимой суммы для приобретения новых объектов основных средств. Можно хранить ее в высоколиквидных активах (ценных бумагах, депозитных счетах), можно закупать на нее дополнительные запасы бумаги, периодически выводя ее из оборота. Есть и другие способы сохранения средств на капвложения, но в любом случае это довольно непростая задача – в условиях нестабильной экономики и высокой инфляции обеспечить обновление основных фондов.

 

 

3. Финансовая база издания. Управление финансами издания.

 

Редакционную и финансовую политику необходимо различать, это далеко не одно и то же. Хотя бы потому, что их изначальные цели и регулирующие их отрасли права различны. Однако, как это ни парадоксально и нелегко, на практике редакционная и финансовая политики должны быть максимально согласованы и не противоречить друг другу. Особо подчеркнем, что при бесспорной важности и того и другого, приоритет все-таки, как это ни может показаться странным, должен быть предоставлен финансовой политике. Потому что в противном случае в результате можем иметь СМИ-банкрота, финансово несостоятельное предприятие, не способное выплатить заработную плату особо «властным» представителям «профильной» специальности.

Кстати, на практике таких примеров, к сожалению, более чем достаточно.

Редакционная политика, определяемая редколлегией, преследует цели расширения аудитории, повышения спроса на издание, его конкурентоспособности, совершенствование информационной политики.

А финансовая политика имеет целью все это обеспечить при максимальной доходности.

Управление финансами издания (как, впрочем, и любого иного предприятия) включает в себя:

- финансовое обеспечение процесса производства;

- обеспечение обновления и модернизации оборудования;

- создание материальной и финансовой базы для возможного расширения производства;

- оптимизация соотношения затрат на производство и потребление;

- управление фондами предприятия.

Пассивы (источники средств) предприятия в основном подразделяются на уставный и добавочный капитал. Раньше это называлось уставным фондом и фондом развития производства (фондом накопления).

Если уставный капитал и уставный фонд – это практически одно и то же, то добавочный капитал представляет собой комплексное понятие.

Рассмотрим состав и структуру уставного и добавочного капиталов.

 

СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Уставный капитал (фонд) Организационные расходы (изготовление печатей, штампов, ремонт помещений, прокладку линий связи, открытие счетов, командировки, и т.п.)
Средства на запасы сырья, материалы
Оборотные средства – средства на первый полный цикл производства (заработная плата, налоги, услуги промышленного характера, нормативную иммобилизацию)
Средства на оборудование и недвижимость Амортизационный фонд  
Добавочный капитал Фонд развития производства (приобретение дополнительного оборудования, недвижимости) Фонд накопления
Фонд пополнения оборотных средств
Резервный фонд Фонд потребления
Фонд потребления (отвлечение капитала)

 

 

Оптимальные размеры и соотношение основных и собственных оборотных средств в редакционно-издательских предприятиях в каждом конкретном случае могут не совпадать даже в относительных величинах. Это вызвано такими особенностями как способы и размеры поставок сырья и материалов, периодичностью поступления выручки, видами продукции.

Еще на стадии составления бизнес-плана, до внесения уставного капитала, должна быть определена первичная оптимальная структура капитала предприятия. Для этого сначала определяются виды продукции (товара, работ, услуг), прогнозируется размер выручки в расчете на календарный месяц.

После этого разрабатывается примерная штатная структура предприятия и определяется величина месячных затрат с полным учетом налогообложения. После этого этапа часто получается, что предприятие нежизнеспособно еще до его создания.

Теперь известна примерная рентабельность производства и можно прикинуть величину прибыли. Если рентабельность не превышает показатель инфляции за соответствующий период, то предприятие, скорее всего, также мало жизнеспособно. Оптимальным считается если рентабельность превышает инфляцию не менее чем в полтора-два раза.

На следующем этапе выявляется размер капвложений в недвижимость и оборудование. То есть что потребуется приобрести чтобы организационно обеспечить освоение месячных затрат, рассчитанных выше (естественно без амортизации и налога на имущество). То, что получилось, и есть та часть уставного капитала, которая станет основным капиталом. Остальная часть уставного капитала превратится в оборотный капитал.

Соотношение этих величин и будет базовой структурой капитала предприятия.

Теоретически при грамотном управлении и отсутствии сколько-нибудь значительных потрясений на уровне государства такое предприятие должно работать бесперебойно. Однако на практике менеджмент поджидает множество подводных камней. Вот только некоторые из них:

- необязательность и/или финансовая несостоятельность покупателей;

- постоянная смена налогового законодательства;

- дефолты, политические кризисы, выборы;

- непредвиденные колебания цен как на продукцию предприятия, так и на сырье;

- непредвиденные судебные процессы, и т.д.

Менеджмент предприятия должен в первую очередь полностью обеспечить высоколиквидными активами (самым лучшим вариантом которых являются, безусловно, деньги) оборотный капитал. Это и есть задача финансового обеспечения процесса производства.

Если предприятие перейдет в следующий финансовый год успешно (то есть с прибылью свыше текущей инфляции), то перед менеджментом встанут следующие задачи: посредством оптимального управления фондами предприятия обеспечить обновление и модернизацию оборудования, создать материальную и финансовую базы для возможного расширения производства, а также определить максимально возможную, но безболезненную для предприятия величину отвлечения средств на потребление (дивиденды учредителям, премии сотрудникам и т.п.)

В процессе производства первоначальная (базовая) структура капитала не может оставаться неизменной. На это есть множество объективных причин.

Во-первых, различная динамика изменения цен на имущество, относящееся к основному и оборотному капиталу. Во-вторых, изменяющаяся структура производства в отношении видов продукции. В-третьих, появление новых технологий, влекущих за собой изменение стоимости и затрат трудовых ресурсов.

Финансовое же обеспечение непрерывно меняющейся структуры капитала должно оставаться неизменно надежным. Для этого необходим не просто грамотный финансовый менеджмент, а доскональное знание производства, бухгалтерского учета, законодательства и налоговой системы ОДНОВРЕМЕННО. Специалистов такого уровня крайне мало.

Получив выручку, следует не только ее сохранить, правильно распределить на уплату налогов, закупку материальных ресурсов, но и отделить в составе выручки

прибыль (после уплаты всех налогов и обязательных платежей),

возвратную долю оборотного капитала, и особенно

возвратную часть основного капитала.

Последнее не только затруднительно чисто в плане бухгалтерского учета, поскольку выручка поступает неравномерно, в разных формах и различными способами, но и в плане меняющейся структуры капитала. Часто на практике про эту долю в выручке просто не вспоминают в потоке проблем по разгребанию текущих долгов. Но в определенный момент возникает необходимость разом заменять оборудование. Для большинства российских предприятий это и есть начало процедуры банкротства.

Применительно к СМИ структура капитала явно складывается в пользу оборотной его части, что несколько облегчает менеджмент. Но основной капитал тем не менее присутствует не в последнюю очередь. Это и средства транспорта, которые надо менять в среднем раз в пять-семь лет, и компьютерная техника, и множительное оборудование, и т.д.

Некоторые СМИ (коих не так уж и мало), пользуясь относительно невысокой величиной основного капитала, используют в своей работе т.н. «черный нал», выдавая зарплату в конвертах. В этом случае действительно экономятся значительные средства на налогах. Так называемым «полным социальным пакетом» для своих работников пренебрегают ради текущего потребления.

Тем не менее такие предприятия часто терпят фиаско потому, что при подобных схемах работы практически отсутствует возможность управлять основным капиталом. Понятно, что когда требуется срочно произвести операции с капвложениями, назад у работников деньги «из конвертов» не изымешь. И начинаются продажи акций, смены учредителей и тому подобные антикризисные операции.

Иммобилизация средств, объективная и сверхнормативная иммобилизация капитала.

Иммобилизация капитала неизбежна на любом даже хорошо работающем предприятии. Точно так же как определенные потери продуктов питания, некоторой части денег в семье. Какая-то часть средств предприятия неизбежно оказывается «замороженной», отвлеченной, иммобилизованной в неподвижно лежащих на складах запасах готовой продукции, сырья, материалов, напрасно закупленных, бесполезных для производства товарно-материальных ценностях, долгах, так называемых средствах в расчетах (а расчеты безналичным путем всегда производятся не менее чем за три рабочих дня, а на практике – около семи дней).

Как и всякие средства, иммобилизация требует своих источников. Таким источником является фонд оборотных средств. Минимальный, объективный размер иммобилизации можно определить расчетным путем. Он состоит из следующих слагаемых:

1. Себестоимость запасов на складах (как готовой продукции, так и прочих материалов);

2. Стоимость готовой продукции, деньги за которую еще не поступили на расчетный счет;

3. Временно не используемые денежные средства, выведенные из оборота по причине неопределенности назначения;

4. Резервы на штрафы, пени и другие непроизводительные потери (не менее 5% от оборота).

Кроме того, непредвиденные сокращения работников также потребуют определенных средств на непроизводительные расходы, возможны аварии на производстве, ДТП у автотранспорта. Смена законодательства также, как правило, влечет дополнительные расходы.

Бывают и брак в производстве, потери, связанные с отсутствием спроса на готовую продукцию, и т.п. Все это иммобилизация.

Первичным источником оборотных средств является, как уже упоминалось, уставный капитал. Однако уставный капитал предусматривает минимальную потребность в средствах.

В процессе же работы предприятия главным и практически единственным источником пополнения собственных оборотных средств является ПРИБЫЛЬ предприятия.

Для чего вообще нужна прибыль предприятию? Многие неопытные руководители, стремясь сэкономить на налоге на прибыль, избегают прибыли вообще, увеличивая затраты при помощи заработной платы. На самом деле прибыль обязательно нужна.

1. На компенсацию инфляции;

2. На развитие производства;

3. На единовременные непредвиденные выплаты и премирование;

4. На выплату финансовых санкций;

5. На сверхнормативные рекламные, представительские расходы, списание сверхнормативного нераспроданного тиража;

6. На социальные нужды, а также на



2015-12-06 300 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)