Обработка результатов экспертного опроса, проведенного по методу нормирования
Результаты опроса, проведенного по методу нормирования, представляются в виде матрицы ||Wji|| ( Анализ оценок каждого эксперта. Оценки объектов, полученные по методу нормирования, проверить не представляется возможным. Но можно по оценкам эксперта определить его компетентность. В п. 2 указывалось, что одним из подходов к оценке компетентности является подход, основанный на учете оценок эксперта в экспертизе. Суть этого подхода в том, что компетентным считают эксперта, оценки которого близки к групповым. Критерием соответствия оценок эксперта с групповыми оценками является коэффициент корреляции:
Но Riг может принимать отрицательное значение, что затрудняет интерпретацию его в качестве коэффициента компетентности. Поэтому для характеристики компетентности экспертов как степени близости их оценок к групповым используется выражение (106), которое больше нуля при положительных
Отметим, что коэффициент компетентности, вычисляемый по формуле (106), линейно связан с коэффициентом корреляции (105). Групповые оценки объектов в методах, основанных на шкалах отношений или интервалов, вычисляются как среднее личных оценок экспертов, причем, если известны характеристики компетентности экспертов, то их личные оценки взвешиваются:
Выражение (107), как и среднее, является адекватной статистикой для шкал отношений и интервалов [1]. Для определения Ki используем итерационную процедуру, на каждом шаге t которой будем вычислять Представив коэффициенты компетентности и виде вектора-столбца
где Обозначив
Матрицу размерности
Отметим, что все элементы матрицы |[ bil || положительны и вычисляются по формуле: Векторное выражение (111) точно такое же, как и (87) для определения групповых оценок в методе попарного сравнения. Как указывалось в п. 6, при большом числе итераций эта процедура сходится, а результатом будет собственный вектор матрицы ||bil||, соответствующий максимальному действительному собственному числу. Таким образом, коэффициенты компетентности экспертов определяются как собственный вектор матрицы ||bil||, полученной попарным скалярным произведением столбцов матрицы оценок объектов ||W ij||. Определение групповых оценок объектов. В методах, основанных на шкалах отношений и интервалов, определяются точечные и интервальные оценки объектов. Так как каждый эксперт может иметь свой коэффициент компетентности, который является характеристикой точности его оценок, то для определения групповых оценок используется аппарат обработки неравноточных наблюдений [8]. Точечная оценка групповой оценки объекта j вычисляется как средневзвешенная личных оценок:
Точечная групповая оценка без указания точности и надежности малоопределенна, так как Для того чтобы получить представление о точности и надежности оценки Для определения доверительного интервала Wj* воспользуемся методикой расчета доверительного интервала среднего при неравноточных наблюдениях [8]. Сначала вычисляется оценка дисперсии
где Случайная величина Задавшись доверительной вероятностью Pд (обычно Pд > 0,70), находим квантиль распределения Стьюдента
Если доверительный интервал включает отрицательные значения (нижняя граница меньше нуля), то надежность групповой оценки этого объекта низка и системный аналитик должен сделать необходимые выводы: или исключить из рассмотрения этот объект, или уточнить у экспертов оценки объекта. В заключение остановимся на вопросе приведения личных шкал измерения экспертов к единой шкале, так как групповые оценки объектов можно получить, используя оценки экспертов измеренные в одной шкале. В п. 1 указывалось, что в большинстве случаев приведение личных шкал к единой осуществляется путем нормировки оценок каждого эксперта:
Это объясняется тем, что единая шкала измерения (шкала отношении) задается одним шкальным значением, равным 1, соответствующим гипотетическому объекту (Оэ), у которого проявление измеряемого свойства равно суммарному проявлению свойства всех объектов:
Используя тот же самый подход приведения личных шкал к единой, можно задать единую шкалу, указав шкальное значение одного из объектов, например,m(О1) = 1. Тогда личные оценки эксперта i будут приводиться к единой шкале по формуле:
Выбор единой шкалы не должен, в конечном итоге, отражаться на групповых оценках. Однако если использовать для нормировки оценок (113) или (114), то групповые оценки могут отличаться даже порядком. Например, пусть даны оценки двух равнокомпетентных экспертов:
Если для приведения к единой шкале воспользоваться нормировкой (113), а затем определить групповые оценки объектов по формуле (112), то получим Это объясняется тем, что личные шкалы экспертов не эквивалентны (в приведенном примере порядок объектов у экспертов различен), а, значит, и шкалы, в которых измеряются групповые оценки, не эквивалентны. Следовательно, выбор формулы (113) для нормирования оценок экспертов должен быть специально обоснован, в противном случае, ее использовать нельзя. Чтобы исключить проблему приведения личных шкал к единой, необходимо при опросе экспертов задать один объект-эталон, относительно которого осуществлять оценки других объектов (если осуществляется измерение по шкале отношений) или два эталона (если свойство измеряется по шкале интервалов). На практике формулу (113) для нормирования используют в тех случаях, когда коэффициент согласия экспертов достаточно большой. В этом случае с некоторым приближением можно считать, что личные шкалы экспертов эквивалентны. Анализ достоверности групповых оценок. Как указывалось выше, одной из оценок достоверности (надежности) групповых оценок являются доверительные интервалы. Помимо этого, достоверность может быть оценена через коэффициент согласия экспертов и устойчивость групповых оценок. Оценка согласованности экспертов. Коэффициент согласия вычисляется в соответствии с общей формулой (1), которую запишем в виде:
Получим статистику для проверки значимости коэффициента согласия. Из выражения (115) следует, что Решающим правилом для того, чтобы считать коэффициент согласия значимым и, соответственно, групповые оценки достоверными, является неравенство:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Функция вероятности S'(d2) [6] Знаки целой части у P опущены; например, для
Продолжение
Примечание. Поскольку распределение ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Распределение S [6] Вероятность того, что данное значение S будет достигнуто или превзойдено, для
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |