Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 12. Семиотические исследования У. Эко




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и цель семиотических исследований. Феномены культуры как знаковые системы и факты коммуникации. Понятия кода, лексикода, означающего, означаемого, знаковой системы, коммуникативной структуры. Применение семиотического метода в исследованиях коммуникации.

 

Тема 13. Теория дискурса и методология дискурс-анализа

Понятия дискурса, высказывания, текста и жанра. Структура дискурса. Типология дискурсов. Проблемы интертекстуальности, полидискурсивности и интердискурсивности. Многофакторная модель дискурса. Концепции П. Серио, М. Фуко, Т.А. ван Дейка, В.И. Карасика. Интерперсональные и институциональные начала в современной журналистике. Журналистика как поле максимальной интердискурсивности. Дискурсный анализ в журналистике.

 

Тема 14. Проблема жанров словесного высказывания: М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский

Природа жанра речевого высказывания. Простые (первичные) и сложные (вторичные) жанры. Жанры устной и письменной речи. Литературность как система принципов жанровой организации словесных текстов. Типы литературы. Обобщающие и дифференциальные признаки жанров. Историческая природа жанров и проблема построения их универсальной типологии. Риторическая природа жанров журналистики. Принципы классификации жанров журналистики.



 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Коммуникация и массовая коммуникация: понятие и теоретические аспекты изучения Л-4 СР-4     УО–3
Теория массовой коммуникации: становление и эволюция 2-3 Л-4 СР-4     УО–3
Теория массовой коммуникации Г. Лассуэла: структура и социальные функции коммуникационного процесса Л-2 СР-2         УО–3
Концепция массовой культуры и массовой коммуникации в «Диалектике просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно Л-2 СР-2         УО–3
Концепция общественного мнения У. Липпмана Л-2 СР-2     УО–3
6. Теория медиа М. Маклюэна Л-4 СР-4     УО–3
7. Теория лидеров мнений П. Лазарсфельда Л-2 СР-2     УО–3
8. Нормативные теории массовой коммуникации в зарубежной традиции Л-2 СР-2     УО–3
9. Феномен медиакоммуникаций в системной теории общества Н. Лумана Л-2 СР-2     УО–3
10. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса Л-2 СР-2     УО–3
11. Концепции информационного (постиндустриального) общества Л-4 СР-4     УО–3
12. Семиотические исследования У. Эко Л-2 СР-2     УО–3
13. Теория дискурса и методология дискурс-анализа Л-2 СР-2     УО–3
14. Проблема жанров словесного высказывания: М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский Л-2 СР-2     УО–3
                УО–6

Образовательные технологии

Фундаментальный характер дисциплины диктует использование классических форм преподавания: лекции, академической дискуссии, консультации.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к экзамену

1. Теория массовой коммуникации как наука. Объект и предмет теории массовой коммуникации.

2. Понятие коммуникации: этимология и система значений.

3. Коммуникация как процесс: природа и структура.

4. Понятие массовой коммуникации и средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как процесс.

5. Система функций массовой коммуникации.

6. Структура и функции процессов массовой коммуникации в концепции Г. Лассуэлла.

7. «Диалектика просвещения» М. Хорхаймера и Т. Адорно: основные идеи.

8. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрама.

9. Основные этапы развития теории массовых коммуникаций в зарубежной традиции: теоретические подходы и идеи.

10. Теории «неограниченного влияния» в зарубежной традиции (концепции Г. Лассуэлла и У. Липпмана).

11. Теории «ограниченных эффектов» СМИ в зарубежной традиции (концепции П.Ф. Лазарсфельда и У. Шрамма).

12. Теория активной аудитории в зарубежной и отечественной традициях (Д. Андерсон и Дж. Шонинг; Е. Кац, Д. Блумлер, М. Гуревич).

13. Концепция общественного мнения У. Липпмана.

14. Массовые коммуникации в работах М. Маклюэна.

15. Модель двухступенчатой коммуникации в работах П. Лазарсфельда.

16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана.

17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи.

18. Модели массовой коммуникации в аспекте аудитории: линейная, интеракционная, трансакционная.

19. Информационное (постиндустриальное общество). Роль информации в современном мире.

20. Понятие дискурса в современной науке.

21. Журналистика как поле интердискурсивности.

22. Телекоммуникации и их роль в становлении глобального информационного пространства.

23. Интернет и телевидение в современных социокультурных процессах.

24. Объективность как объект нормативных ожиданий общества.

25. Основные проблемы семиотики.

26. Журналистика как тип литературы. Проблема классификации жанров журналистики.

27. Социальная ответственность журналиста в зарубежной теоретической традиции. Этические принципы работы журналиста в отечественной традиции.

28. Теоретические концепции массовой коммуникации в аспекте аудитории.

29. Понятие жанра и проблема классификации жанров журналистики.

30. Подходы и аспекты понимания журналистики, формируемые в современной науке.

Темы рефератов при работе студента по индивидуальному плану

1. Основы коммуникативистики: объект, предмет, подходы к изучению.

2. Основы теории массовой коммуникации: объект, предмет, подходы к изучению.

3. Природа массовой коммуникации. Ее роль и значение в системе общественных связей и отношений.

4. Процесс массовой коммуникации в осмыслении Г. Лассуэлла.

5. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма.

6. «Франкфуртская школа» социологии массовых коммуникаций: «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.

7. Апологетика массовых коммуникаций в «Пробах» М. Маклюэна.

8. «Теория магической пули» Г. Лассуэлла.

9. Модель двухступенчатой коммуникации П.Ф. Лазарсфельда.

10. Информационное (постиндустриальное) общество как этап развития мировой цивилизации.

11. «Галактика Гуттенберга» М. Маклюэна: эволюция средств сообщения и природы человека.

12. Категория дискурса в современной науке: теоретические концепции, подходы.

13. Знаковые системы в коммуникативном пространстве: «Теории символа» Ц. Тодорова, «Отсутствующая структура» У. Эко, «Автор и герой в эстетической деятельности» М.М. Бахтина.

14. Телекоммуникации в современном мире: роль и значение. Интернет, телевидение, культура.

15. Концепция общественного мнения У. Липпмана.

16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана.

17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи.

18. Концепция постиндустриального общества Д. Белла.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература

  1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 128 с.
  2. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – 332 с.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования / Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Academia, 2004. – 778 с.
  4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 427 с.
  5. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. Ч. 1. – СПб.: Роза мира, 2005. – 173 с.
  6. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. – Благовещенск, 2000. – 308 с.
  7. Землянова Л.И. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 271 с.
  8. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. – М.: Прогресс, 1999. – 416 с.
  9. Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации: Учеб. пособие / Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2014. – 415 с.
  10. Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика. – М.: Рос. акад. гос. службы, 2005. – 351 с.
  11. Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
  12. Луман Н. Медиа коммуникации. – М.: Логос, 2005. – 280 с.
  13. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. – Киев: Ника-центр, 2004. – 432 с.
  14. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. – 464 с.
  15. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. – 173 с.
  16. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
  17. Сиберт Ф., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы / Ред. Я.Н. Засурский. – М.: Нац. ин-т прессы, 1998. – 223 с.
  18. Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 224 с.
  19. Тодоров Ц. Теории символа. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 384 с.
  20. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.
  21. Фуко М. Археология знания. – СПб., 2004. – 416 с.
  22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2006. – 377 с.
  23. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. – М., СПб.: Медиум; Ювента, 1997. – 310 с.
  24. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998. – 430 с.
  25. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. – СПб., 2001 – 230 с.
  26. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Culture. The Popular Arts in America. – NY: The Free Press; London: Collier-Macmillan Limited, 1957. – Pp. 457–773.
  27. McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Performance // Communication Theory Today. – Polity Press, 1994. – Pp. 241–254.

 

б) дополнительная литература:

  1. Архангельская И.Б. Маршалл Маклюэн. – Н.-Новгород: НКИ, 2010. – 291 с.
  2. Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Дис. … канд. социол. наук. – Казань, 2000. – 159 с.
  3. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64–79.
  4. Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: На тернистом пути к согласию. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – 171 с.
  5. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. – 235 с.
  6. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. – 160 с.
  7. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. – 2006. – №2. – С. 27–43.
  8. Новопашин А.П. Коммуникация и власть. – Тюмень: Мандр и Ка, 2004. – 136 с.
  9. Норденстренг К. Роль средств массовой информации в обществе: уроки России // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2001. – № 3. – с. 22–25.
  10. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. – М.: Центр, 2003. – 381 с.
  11. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. 2-е изд. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 296 с. – (Практическая журналистика).
  12. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С. 24–41.
  13. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 156 с. – (21 век: Информация и общество).
  14. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 3–9.
  15. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 224 с.
  16. Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2002. – № 1. – с. 34–45.
  17. Hardt H. Myth for the Masses: an Essay on Mass Communication. – Malden: Blackwell Publishing, 2005. – 153 p.
  18. Steel R. Walter Lippmann and the American Century. – New York: Vintage Books, 1981. – XVII, 669 p.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7