Тема 12. Семиотические исследования У. Эко
Предмет и цель семиотических исследований. Феномены культуры как знаковые системы и факты коммуникации. Понятия кода, лексикода, означающего, означаемого, знаковой системы, коммуникативной структуры. Применение семиотического метода в исследованиях коммуникации.
Тема 13. Теория дискурса и методология дискурс-анализа Понятия дискурса, высказывания, текста и жанра. Структура дискурса. Типология дискурсов. Проблемы интертекстуальности, полидискурсивности и интердискурсивности. Многофакторная модель дискурса. Концепции П. Серио, М. Фуко, Т.А. ван Дейка, В.И. Карасика. Интерперсональные и институциональные начала в современной журналистике. Журналистика как поле максимальной интердискурсивности. Дискурсный анализ в журналистике.
Тема 14. Проблема жанров словесного высказывания: М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский Природа жанра речевого высказывания. Простые (первичные) и сложные (вторичные) жанры. Жанры устной и письменной речи. Литературность как система принципов жанровой организации словесных текстов. Типы литературы. Обобщающие и дифференциальные признаки жанров. Историческая природа жанров и проблема построения их универсальной типологии. Риторическая природа жанров журналистики. Принципы классификации жанров журналистики.
Образовательные технологии Фундаментальный характер дисциплины диктует использование классических форм преподавания: лекции, академической дискуссии, консультации. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Вопросы к экзамену 1. Теория массовой коммуникации как наука. Объект и предмет теории массовой коммуникации. 2. Понятие коммуникации: этимология и система значений. 3. Коммуникация как процесс: природа и структура. 4. Понятие массовой коммуникации и средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как процесс. 5. Система функций массовой коммуникации. 6. Структура и функции процессов массовой коммуникации в концепции Г. Лассуэлла. 7. «Диалектика просвещения» М. Хорхаймера и Т. Адорно: основные идеи. 8. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрама. 9. Основные этапы развития теории массовых коммуникаций в зарубежной традиции: теоретические подходы и идеи. 10. Теории «неограниченного влияния» в зарубежной традиции (концепции Г. Лассуэлла и У. Липпмана). 11. Теории «ограниченных эффектов» СМИ в зарубежной традиции (концепции П.Ф. Лазарсфельда и У. Шрамма). 12. Теория активной аудитории в зарубежной и отечественной традициях (Д. Андерсон и Дж. Шонинг; Е. Кац, Д. Блумлер, М. Гуревич). 13. Концепция общественного мнения У. Липпмана. 14. Массовые коммуникации в работах М. Маклюэна. 15. Модель двухступенчатой коммуникации в работах П. Лазарсфельда. 16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана. 17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи. 18. Модели массовой коммуникации в аспекте аудитории: линейная, интеракционная, трансакционная. 19. Информационное (постиндустриальное общество). Роль информации в современном мире. 20. Понятие дискурса в современной науке. 21. Журналистика как поле интердискурсивности. 22. Телекоммуникации и их роль в становлении глобального информационного пространства. 23. Интернет и телевидение в современных социокультурных процессах. 24. Объективность как объект нормативных ожиданий общества. 25. Основные проблемы семиотики. 26. Журналистика как тип литературы. Проблема классификации жанров журналистики. 27. Социальная ответственность журналиста в зарубежной теоретической традиции. Этические принципы работы журналиста в отечественной традиции. 28. Теоретические концепции массовой коммуникации в аспекте аудитории. 29. Понятие жанра и проблема классификации жанров журналистики. 30. Подходы и аспекты понимания журналистики, формируемые в современной науке. Темы рефератов при работе студента по индивидуальному плану 1. Основы коммуникативистики: объект, предмет, подходы к изучению. 2. Основы теории массовой коммуникации: объект, предмет, подходы к изучению. 3. Природа массовой коммуникации. Ее роль и значение в системе общественных связей и отношений. 4. Процесс массовой коммуникации в осмыслении Г. Лассуэлла. 5. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма. 6. «Франкфуртская школа» социологии массовых коммуникаций: «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно. 7. Апологетика массовых коммуникаций в «Пробах» М. Маклюэна. 8. «Теория магической пули» Г. Лассуэлла. 9. Модель двухступенчатой коммуникации П.Ф. Лазарсфельда. 10. Информационное (постиндустриальное) общество как этап развития мировой цивилизации. 11. «Галактика Гуттенберга» М. Маклюэна: эволюция средств сообщения и природы человека. 12. Категория дискурса в современной науке: теоретические концепции, подходы. 13. Знаковые системы в коммуникативном пространстве: «Теории символа» Ц. Тодорова, «Отсутствующая структура» У. Эко, «Автор и герой в эстетической деятельности» М.М. Бахтина. 14. Телекоммуникации в современном мире: роль и значение. Интернет, телевидение, культура. 15. Концепция общественного мнения У. Липпмана. 16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана. 17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи. 18. Концепция постиндустриального общества Д. Белла. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
б) дополнительная литература:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |