Схема с общим эмиттером
Наиболее часто транзисторы включают по схеме с общим эмиттером, когда общим зажимом (по переменному току) для входного и выходного напряжения является эмиттер. На рис. 6а приведена простейшая схема усилителя с ОЭ, а на рис. 6б – выходные характеристики транзистора с ОЭ. Ток коллектора равен iк = iэ – iб . Ток коллектора зависит от тока базы, являющегося управляющим, следующим образом iк = b iб , где b = (30...100) – коэффициент усиления по току в схеме с общим эмиттером, он связан с a так: и наоборот . Таким образом, меняя ток iб, можно менять ток iк, вызывая на Rк большее или меньшее падение напряжения. Это приводит к тому, что делитель, составленный из Rк и транзистора станет управляемым. Выходное напряжение, снимаемое с него, через разделительный конденсатор поступает на нагрузку. Для дальнейшего уточнения процесса усиления введем понятие "нагрузочной линии" транзистора и "рабочей точки" на ней. Выразим величину напряжения на коллекторе в зависимости от тока iк (зависящего, в свою очередь, от тока iб): Uк = f(iк) = Un – iк Rк . (2) При заданных Un и Rк это уравнение прямой линии (рис. 7) в системе координат (Uк, iк), проходящей через точку (Un , 0) под углом j = arctq (–1/Rк) к оси Uк . Значит при изменении тока iк , состояние транзистора как двухполюсника будет описываться точкой, лежащей на прямой. Действительно, Un = + Rк . Это вытекает из равенства суммы отрезков О + Un = ОUn . Отрезок |О | = , a отрезок |Uк Un| = | / tg j | = = iк Rк . Если же наложить нагрузочную линию (рис. 7) на выходные характеристики транзистора (рис. 6б), то получаем множество рабочих точек (рис. 8), в зависимости от тока покоя базы. Точка А называется "рабочей точкой" усилительного каскада, он задается конструктором выбором iб = iбо , т.е. током покоя базы (током базы при отсутствии входного сигнала). Ток покоя базы задается цепочкой смещения (Rэ – Сэ) в случае рис. 1, или Rб – в случае рис. 6а. Существуют и другие способы задания рабочей точки каскада. Как же правильно выбирать рабочую точку? Существует много критериев правильности её выбора. Рассмотрим самый простой – линейность коэффициента усиления. Нетрудно увидеть, что при изменении выходного сигнала ток базы меняется синхронно с входным сигналом (см. входную характеристику на рис. 9). Это приводит к тому, что увеличивается (точка А') или уменьшается (точка А'') ток базы, который вызывает изменение коллекторного тока iк. Изменения последнего вызывают изменения падения напряжения на коллекторе (от Uк' до Uк''). Зависимость iк = f (iб) непрерывная, а не дискретная, как это показано на рис. 6б и рис. 8 (приведено конечное множество выходных характеристик для конкретных значений, фактически же их бесконечное множество, как и различных значений тока базы). Точку А выбирают так, что различным приращениям (в плюс и минус тока базы соответствовали бы одинаковые по модулю приращения коллекторного тока. Они, в конечном итоге, обеспечат одинаковые приращения напряжения на Rк (и на выходе каскада, что одно и то же). Этим самым будет обеспечен заданный коэффициент нелинейности усиления. Практически выбор рабочей точки А происходит варьированием наклона нагрузочной линии (путем изменения Rк), а также величины напряжения питания Uп (рис. 10). В числе других факторов, влияющих на выбор рабочей точки, - ограничение на допустимую мощность рассеивания на транзисторе, т.е. на произведение Uк iк в любой момент времени. Обратим внимание на то, что выходное напряжение находится в противофазе с входным: когда входное напряжение максимально, выходное – минимально и наоборот.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |