Социальное познание – познание общества отдельным человеком, определенными группами и самим обществом
Обыденное познание – процесс освоения мира человеком, осуществляемый в повседневной жизни. Религиозное познание – познание мира, осуществляемое через веру, мистическое состояние, откровение. Мифологическое познание – познание мира, основанное на фантастических представлениях людей, связанное с мифами. Художественное познание – осуществляется через особое духовно-эмоциональное состояние: интуицию, образное мышление, вдохновение. Научное познание – познание мира, основанное на научных положениях, выводах, знаниях. социальное познание – познание общества отдельным человеком, определенными группами и самим обществом.
2. Чувственное и рациональное познание.
В науке выделяется две ступени (уровня, стороны) познания — чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное познание - связанное с абстракциями, теоретическим мышлением. Первой ступенью познания, его начальной формой является чувственное познание. Сущность чувственного познания состоит в том, что при помощи органов чувств в мозге скапливается информация о внешних свойствах (форма, цвет, вкус, запах). В форме ощущения в мозге откладывается информация об отдельных разрозненных свойствах объекта. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.Ощущения переходят в более сложную форму чувственного познания – восприятие. Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Восприятие – это целостный образ объекта или синтез ощущений.В свою очередь восприятие создает основу для представления. Представление – это способность мозга воспринимать объект по памяти без его воздействия на наши органы чувств. На ощущения и восприятия влияют ряд факторов, в частности, эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт. Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными переживаниями, которые влияют на ощущения. Роль чувственного отражения весьма значительна: • органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; f • без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению; • потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности; • органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов. Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств. Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода — умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Основными формами рационального познания являются: понятие, суждение и умозаключение. Таким образом, чувственное познание дает нам почти всю информацию о мире, но на этом процесс познания не заканчивается и выходит на более высокий уровень познания – логический. Цель понять суть предмета или явления. Оно включает понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, в которой отражается наиболее существенные, закономерные свойства, признаки какого-либо объекта. Суждения – это форма мышления, которая включает в себя несколько понятий, связанных одним смыслом. (В суждениях утверждается или отрицается информация о познаваемом объекте).Умозаключение – форма мышления в результате которой выводится новое суждение или знание. Таким образом, чувственное познание переходит в логическое, и одно без другого не возможно – это две стороны одного процесса, конечная цель которого получить знание соответствующее действительности. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (от лат.intuitis – взгляд, вид) – вид познания, связанный со способностью непосредственного постижения истины в результата озарения, наития, прозрения без опоры на логические обоснования и доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции.
Основные признаки интуиции: 1) неожиданность, внезапность; 2) неполная осознанность; 3) непосредственность постижения истины. Это признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов. Интуиция проявляется и формируется при: • основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы; • поисковой ситуации, состоянии проблемности; • напряженных усилиях по решению проблемы или задачи; • наличии «подсказки». Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Таким образом, способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.
3. Истина, ее критерии.
Целью познания является получение достоверного знания, т.е. истина. Истина – это соответствие знания предмету познания, действительности. Свойством истины является объективность, т. е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта. В то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное — за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Объективная истина -это такое содержание знания, которое не зависит от человека или человечества.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |