Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественное знание – целостное отражение мира и человека в нем в образах



2015-12-06 840 Обсуждений (0)
Художественное знание – целостное отражение мира и человека в нем в образах 0.00 из 5.00 0 оценок




Таков далеко не полный перечень видов чело­веческого знания, формирующих у людей картину мира, в котором они живут.

5. Научное познание

Научное познание – вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

• стремлением к максимальной объективности в описа­нии изучаемых предметов и явлений;

• особым (научным) языком, используемым для описа­ния объектов изучения;

• высоким уровнем обобщения знаний;

• желанием получить знания, которыми удовлетворя­ются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений;

-универсальностью,

-использованием специальных способов и методов познавательной деятельности.

Выделяютдва уровня научного познания — эмпири­ческий и теоретический.

Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов, наблюдений.

Теоретический уровень составляют идеи, концепции. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственным восприятием. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако, в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений.

Основными методами научного познания являются:

1)Эмпирические методы: наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент и др.

Наблюдение - целенаправленное изучение свойств объекта и их фиксация.

Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм.

Эксперимент – метод, при котором изучение явлений происходит в специально созданных и контролируемых условиях.

Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные ус­ловия являются воображаемыми, но обязательно соответ­ствующими законам науки и правилам логики. При про­ведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоре­тическими моделями. На этом основании данный вид экс­перимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он явля­ется связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

2)Универсальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция.

Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части.

Синтез процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция ( от лат. inductio - наведение) научный метод познания, в ходе которого движение мысли идет от частного к общему.

Дедукция ( от лат.deductio – выведение) – научный метод познания, в ходе которого движение мысли идет от общего к частному.

Аналогия (от греч.analogia –соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

3)Теоретические методы: метод гипотезы, а также формулирование научной теории и др.

Гипотеза (от греч.hypothesis – основа, предположение) – это научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений,с помощью ко­торых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Це­лью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружаю­щего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенци­альные гипотезы, т. е. предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не откры­тых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На проверке гипотез основано построение научных те­орий. Научной теорией называется логически непроти­воречивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная тео­рия выполняет не только описательную, но и прогности­ческую функцию: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, а также происходящих в нем явлений и процессов. В этом ее основное значение.

 

6. Социальные науки, их классификация.

 

Общество — настолько сложный объект, что одной науке не по силам изучить его. Только общими усилиями многих наук можно полно и непротиворечиво изучить и описать самое сложное образование, какое только существует на этом свете, — человеческое общество. Совокупность наук, изучающих общество, разделяют на две разновидности социальные игумани­тарные. Если социальные науки — это науки о поведении людей, предметом социальных наук является общество, гуманитарные — это науки о духе, пред­метом гуманитарных наук является культура.

К социальным наукам относятся:социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этнография.

Кгуманитарным наукам относятся: философия, исто­рия, искусствознание, культурология, литературоведение.

Это смежные науки они постоянно взаимодействуют и обогащают друг друга новыми знаниями, границы между социальной философией, социальной психологией, эконо­микой, социологией и антропологией можно считать весь­ма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки — к примеру, на стыке соци­ологии и антропологии появилась социальная антрополо­гия, на стыке экономики и психологии — экономическая психология. Кроме того, существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антрополо­гия, психологическая и экономическая антропология, ис­торическая социология.

К разделу ведущих общественных наук относятся:

Экономика — наука, изучающая принципы организа­ции хозяйственной деятельности людей, отношения про­изводства, обмена, распределения и потребления, форми­рующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ. Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в об­щественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Догова­риваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже со­бираясь в гости, мы так или иначе учитываем принципы экономии.

Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, ха­рактер структуры общества, проблемы социального нера­венства и принципы разрешения социальных конфлик­тов.

Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления, а также отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология — наука о закономерностях, механиз­мах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли Античности и Сред­них веков — проблема души. Психологи изучают устойчи­вое и повторяющееся в индивидуальном поведении. В цен­те внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, пси­хология труда, психология творчества, медицинская пси­хология и др.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились с первобыт­ных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения. Этногра́фия (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и γραφω — «пишу») — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения; пользуется описательным методом исследования.

История — наука, объектом изучения которой является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации.

Культурология —наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Культурологиюинтересует прежде всего мир искусст­ва — живопись, архитектура, скульптура, танцы, развлече­ния и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают индивиды, малые и большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той мере, насколько это касается создания культурных цен­ностей.

 



2015-12-06 840 Обсуждений (0)
Художественное знание – целостное отражение мира и человека в нем в образах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественное знание – целостное отражение мира и человека в нем в образах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.049 сек.)