Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке



2015-12-06 5619 Обсуждений (0)
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке 3.18 из 5.00 178 оценок




Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление – заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и по­требления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.В целом производство — это деятельность обще­ства, направленная на удовлетворение своих потреб­ностей.Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда. Но непосредственно в производстве участвует только часть ресурсов.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства или производственными ресурсами.

Основными факторами производства (производственными ресурсами) являются:

1)Трудэто совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего – от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда – это напряженность труда, ко­торая определяется сте­пенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда – это результативность труда, ко­торая измеряется количест­вом продукции, произведенной в единицу времени

Материальное вознаграждение за труд(цена труда) называется заработной платой.

2) Земля – это все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых.

Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой.

3)Капитал(от лат. capitalis – главный) включает в себя произведенные человеком средства производства, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг.Капитал делится на:

Основной капитал – включает здания ,станки, обо­рудование, которые использу­ется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно.

Оборотный капитал – включает сырье, материалы, энергетические ресур­сы, которые расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт це­ликом; затраты возме­щаются после реализа­ции продукции.

4) Предпринимательские способности – уме­ние людей соединять все факторы производства для созда­ния товаров с наиболее высоким уровнем эффективности и принимать основные решения по успешному ведению про­изводственного процесса в условиях риска. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и ус­пешная производственная деятельность невозможны.

В последнее время в отдельную группу выделяют новые виды ресурсов – информацию, общую культуру, состояние нравственности, правовую культуру. Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями энономической деятельности являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

Должен быть предназначен для обмена

Должен удовлет­ворять потреб­ность человека

Должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар

 

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества.

Следует отметить, что в последние десятилетия экономические услуги имеют тенденцию расширения и увеличения своего удельного веса в валовом национальном продукте. Среди наиболее востребованных и активно развивающихся услуг являются финансовые, жилищно-коммунальные, торговые, бытовые, охранные, гостиничные, туристические, информационные и многие другие. Все предоставляемые услуги классифицируются по уровням: первый, второй, третий, бюджетный (эконом-класс), бизнес-класс, высший и люкс (премиум).

2.Экономическое содержание собственности.

Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу при­надлежности, раздела, передела объектов собственности.

Субъектами собственности могут быть: человек, семья, трудовой коллектив предприятия, отдельная социальная группа, органы управления всех уровней, народ страны. Объектами собственности могут выступать факторы производства и готовая продукция: земля, земельные участки, площади, угодья; деньги, валюта, ценные бумаги; материально-имущественные ценности; природные богатства, драгоценности.

Право собственности подразумевает совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным физическим и юридическим лицам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, способы и пределы осуществления этих прав. Право собственности предполагает наличие у собственника триады необходимых и исключительных правомочий:

- владение – это фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически;

- пользование – процесс излечения полезных свойств из данного имущества ( аренда – это право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться; траст –право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без вмешательства в его действия);

- распоряженияе– возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества, продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные ( государственно-коллективная, коллективно-частная формы собственности).

В разных странах и в различные исторические пери­оды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться. В целях изменения форм собственности государство проводит национализацию и приватизацию.

Национализация(лат. natio — народ)собственности – это передача собственнос­ти из частных рук в ру­ки государства.

Приватизация(лат. privatus — частный)собственности - это передача собственности го­сударства отдельным граж­данам или создаваемым ими юридическим лицам.

3. Экономические системы

Экономическая система — совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

Любой тип экономической системы характеризуется:

1) формами собственности; 2)способами распре­деления ограничен­ных ресурсов; 3)способами регули­рования экономики.

Основными проблемами любой экономической систе­мы, функционирующей в рамках ограниченности ресур­сов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить? ».

В современном обществознании принято выделять несколько основных типов экономических систем:

1) Традиционная экономическая система это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев.(Страны страдиционной экономической системой: Буркина-Фасо, Бангладеш, Афганистан.) Преимущества традиционной экономики: стабильность; предсказуемость; добротность и большое количество благ. Недостатками традиционной экономики является: беззащитность перед внешними воздействиями; неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты традиционной экономической системы:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

2) Командная (централизованная) экономическая система - это система, в которой доминируют государственная собственность на средства производства, руководство экономикой осуществляется посредством централизованного государственного планирования. (Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств В настоящее время характерен для: Куба, Вьетнам, Северная Корея.)

Отличительные черты командной экономической системы:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование;
  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

3) Рыночная экономическая система – это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Отличительные черты рыночной экономической системы:

  • многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

4) Смешанная экономическая система – это, экономическая система, при которой земля и капитал нахо­дятся в частной собственности, а распределение огра­ниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. (Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.)

Отличительные черты смешанной экономической системы:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

К началу XXI в. большая часть государств мира при­знала необходимость и целесообразность экономики, ос­нованной на рыночных отношениях. В реальной эконо­мической действительности ни чисто рыночной, ни чис­то командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика, преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной со­циальной окраской.

Наиболее современными являются модели социаль­ной рыночной экономики. Их функционирование по­строено на достижении сбалансированности экономиче­ской и социальной эффективности.

Причем социально ориентировано функционирова­ние как рынка, так и государства. Рынок направляет производство на удов­летворение растущих и меняющих­ся потребностей людей, способству­ет увеличению затрат на развитие человеческого потенциала, предпо­лагает сосуществование различных форм собственности. Государство же выступает социальным гарантом стабильности и защищенности людей в рыночной экономике.

 

4. Многообразие рынков.

Экономическая наука и анализ опыта ведения хо­зяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок.

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условиями возникновения рынка являются:

-общественное разделение труда;

-экономическая обособленность производителей;

-самостоятельность производителя

Основными признаками рынка являются:

- нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как и сколько производить)

- нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)

- нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)

Рынок выполняет много разнообразных функций в обществе.

Основные функции рынка:

1)Посредниче­ская - соединение производителей товаров и их по­требителей; 2)Ценообразо­вания - установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара; 3)Информаци­онная - предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары; 4)Регулирую­щая – обеспечивает «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными цена­ми в более прибыльные отрасли с повышенны­ми ценами; 5)Санирующая (оздорови­тельная) способствует «освобождению» экономики от неэффектив­ной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.

Рыночный механизм несовершенен и имеет как пре­имущества, так и недостатки.

Черты рынка:

Позитивные - заключаются в том, что рынок:

• Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, направляя их в те отрасли, где они в дан­ный момент более всего необходимы, т. е. объек­тивно формирует струк­туру производства;

• Стимулирует научно-тех­нический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обще­стве;

• Направляет всю эконо­мическую деятельность на удовлетворение по­требностей человека и об­щества, т. е. создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность;

• Стихийно координирует действия людей в процессе экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя экономические интересы.

Негативные – заключаются в том, что рынок:

• Не гарантирует решение та­ких социально-экономиче­ских проблем, как безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки;

• Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству;

• Порождает тенденцию к моно­полизации производства, по­скольку задача защиты от конкурентов приводит к сго­ворам и слияниям;

• Не может решить все регио­нальные проблемы, которые связаны, прежде всего, с не­равномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов

• Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

Виды рынков:

1.С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой).

2.По товарам и услугам: рынок потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т.д.; рынок средств производства; рынок рабочей силы; рынок ценных бумаг; рынок научно-технических разработок и инноваций.

3.По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный и местный.

4.По типу конкуренции: чистой (свободной конкуренции); несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продается технологически совершенная продукция.

 

Параметры рынка.

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, а так же конкуренция между которыми существует взаимная связь.
1.Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность.

Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
2.Ценаденежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса
максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса
утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные товары; потребительские предпочтения; число покупателей; ожидания изменения цены; доход.
3.Предложениеотражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Цена предложенияминимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложения
утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; налоги и дотации; цены на другие товары; технология производства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:
1) снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает — эластичный спрос;
2) снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос;
3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос.
Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него. Эластичность спроса зависит от следующих факторов: наличия товаров-заменителей; объема предложения товара; необходимости покупки; времени покупки.

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения.
Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно-технического прогресса.
Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.

Конкуренция.

Конкуренция -(лат. concurentia, - сталкиваться, состязаться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Черты конкуренции:
1) Позитивные:
- ограничивает возможность возникновения монополий, которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т.д.;
- создает возможность выбора для потребителя;
- заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки;
- способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции.
2) Негативные:
- постоянное разорение многих товаропроизводителей;
- отвлечение неоправданно больших средств на рекламу;
- использование нечестных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпионаж и др.
Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
Свободная (чистая) конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция — такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Виды рынков (исходя из типов конкуренции):
1) Чистой (свободной) конкуренции - существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
2) Чистой монополии - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
3) Монополистической конкуренции - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
4) Олигополии (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) - существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.
Современное состояние рынка экономисты называют «несовершенной конкуренцией», подразумевая под этим термином монополистическую конкуренцию и олигополию.
Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под + структура) рынкасовокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Функции инфраструктуры рынка:

- организация заключения контрактов на поставку продукции;

- продвижение товарных потоков по отраслям и регионам;

- регулирование сбыта продукции; обслуживание потребителей.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.
Инфраструктура рынка:
1) Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара:
— товарная биржа — регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;
— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами;
— биржа труда — государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками;
2) Институты, связывающие рынки в единое целое:
— транспортная сеть;
— система коммуникаций;
— информационные сети;
— страховые компании;
— суды.

 

 



2015-12-06 5619 Обсуждений (0)
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке 3.18 из 5.00 178 оценок









Обсуждение в статье: Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)