Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Теоретический материал




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под «фильтрами общения» принято понимать уровни принятия людьми друг друга в процессе развития их отношений. После первого знакомства люди вступают в те или иные отношения, обмениваются информацией, сотрудничают, вместе работают и отдыхают. Но количество знакомств намного больше у каждого человека, чем тех людей, с которыми он близок и в основном проводит свое свободное время.

Существуют определенные критерии, по которым люди оценивают и выбирают друг друга. Важно, чтобы эти оценки и сами критерии выбора совпадали, и тогда словно снимаются барьеры в отношениях, появляется значительно больше тем и поводов для общения и взаимодействия. Люди больше узнают друг о друге, больше доверяют.

Этот процесс не стихийный, как правило, он разворачива­ется в определенной последовательности от простых форм восприятия друг друга до сложных способов взаимодействия и достаточно глубокого взаимопонимания. Различают три барьера или фильтра общения.

1 фильтр.Можно представить, как перед каждым человеком стоят сотни знакомых и незнакомых ему людей, но, естественно, далеко не с каждым из них он с готовностью вступит в диалог. На первом этапе мы проводим некоторый визуальный отбор партнеров по общению. Для этого мы пользуемся невербальным языком, причем не только «считываем» партнера, но и сообщаем ему о себе. Какими же невербальными средствами мы пользуемся?



1. ВИЗУАЛЬНЫЕ:

Ø кинезика: движения рук, головы, ног, туловища;

Ø позы;

Ø выражение лица, выражение глаз;

Ø направление взгляда, визуальный контакт;

Ø кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

Ø проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему;

Ø персональное пространство;

Ø вспомогательные средства общения: особенности тело-

Ø сложения (признаки возраста, пола и т.п.), средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика,

Ø очки, украшения, татуировка, усы, борода, мелкие предметы в руках и т.п.).

2. АКУСТИЧЕСКИЕ:

Ø связанные с речью: интонация (состоит из громкости, тембра,

Ø темпа, ритма, высоты звука), речевые паузы;

Ø с речью не связанные: смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье, др.

3. ТАКТИЛЬНЫЕ (СВЯЗАННЫЕ С ПРИКОСНОВЕНИЕМ):

Ø прямое физическое воздействие: ведение «слепого» за руку;

Ø контактный танец, борьба;

Ø такезика: пожатие руки, хлопанье по плечу, обнимание, поцелуй.

4. ОЛЬФАКТОРНЫЕ (СВЯЗАННЫЕ С ЗАПАХОМ):

Ø естественные и искусственные запахи в общении.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Итак, первым критерием выбора будет внешний вид человека («гостей встречают по одежке»), стиль его поведения, манеры, уровень его образованности и воспитанности. Возможно, что значительная часть людей не пройдет этот фильтр, останется за барьером развития дальнейших отношений с данным человеком.

2 фильтр.На уровне более близкого знакомства люди обмениваются информацией, своими идеями, взглядами на различные аспекты жизни, как бы погружаются во внутренний мир друг друга, начинают понимать жизненные планы других, правила и ценности, которыми они руководствуются. И здесь возможно принятие или непринятие человека уже на более глубоком личностном уровне.

Совсем немного остается людей перед третьим фильтромобщения. Но это уже очень близкие нам люди, по своему дорогие нам, в чем-то незаменимые. С ними мы чаще всего ищем встреч, поводов для совместного времяпрепровождения. Но впереди еще один, в жизни наиболее важный фильтр общения — на гармоничные отношения в процессе взаимодействия. В деятельности человек наиболее полно раскрывает себя как личность. Именно теперь проявляются действительные, не демонстрируемые ценности человека, уровень его воспи­танности, в данном случае — готовность понять и принять другого, такого, каков он есть. На первом месте в процессе взаимодействия — способность к взаимопониманию друг друга, открытая готовность взять на себя то, что не по силам партнеру.

Понятно, что этот уровень обязателен и для благоприятных и счастливых семейных отношений, и групп, связанных единой целью деятельности.

Развертывание игры

Участниками игры могут быть старшие подростки, юноши и девушки, слушатели разных возрастов, обучающиеся не только конфликтологии, но и психологии общения, управления, семейных отношений и т.д. В водной части игры актуализируется значение темы для данной аудитории, с учетом социально-психологической характеристики определяется ожидаемый результат, объясняются правила игры, характер игровых заданий. В том случае, если предполагается соревновательный характер игры, показываются призы будущих «победителей» и поощрительные — для наиболее активных участников. В некоторых вариантах возможны соревновательные элементы между группами-командами.

Первый фильтр общения

Упражнение 1. «КОНТАКТ». Участнику предлагается войти в роль человека, сидящего в парке (на улице, на скамейке читает книгу, газету и т.д.). Задача девушки (юноши) привлечь внимание этого человека, войти в диалог, заинтересовать его собой. Варианты этого упражнения берутся из обыденной жизни людей в типичных ситуациях первого знакомства. Сложность для того, кто должен привлечь к себе внимание, проявляется в том, что его партнер будет реагировать только на того, кто действительно вызовет к себе доверие, желание поддержать контакт.

Упражнение 2. «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Немалую роль в возникновении симпатии к человеку играет уверенность его в своих возможностях, открытость для диалога, внимание к партнеру. Участники сидят в «президиуме» перед аудиторией (это может быть презентация фирмы, пресс-конференция и т.д.). Задача простая и в то же время достаточно сложная: произвести впечатление, вызвать расположение партнеров, пока еще не произнеся ни слова. Обращается внимание на позы, одежду, улыбки, жесты. В общении этот этап называется «Установление контакта» — непосредственно перед началом обмена фразами приветствия. Цель может считаться выполненной, если после визуального наблюдения за участниками на сцене у партнеров произошла коррекция их мысленного образа, то только в положительную сторону. В анализе рас­крываются теоретические аспекты первого фильтра общения.

Второй фильтр общения

Упражнение 3. «РОЛЬ». Вызывается группа участников и каждому предлагается представить себя в определенной роли, например:

Ø деловой человек, заинтересованный в договоре со своими собеседниками;

Ø политик, собирающийся баллотироваться в своем избирательном округе;

Ø модный эстрадный артист;

Ø подчиненный, которого вызвали на «ковер» к начальству;

Ø начальник, собирающийся устроить разнос подчиненному, и т.д.

Задача тех, кому достались роли: войти в помещение, занять какую-либо позицию, например, сесть на стул и проговорить одно-два предложения так, чтобы в них не было прямых указаний на ролевую позицию. Задача зала — расшифровать предлагаемую роль.

Упражнение 4. «ШАРЖ». В том случае, если участвующие в игре достаточно хорошо знают друг друга, то возможен вариант задания, при котором загадывается не роль, а один из присутствующих участников игры, и предлагается изобразить его пантомимическими средствами, а именно: походка, характерные позы, мимика и т.д. Остальные участники отгадывают, кто бы это мог быть. Помимо всего проче­го упражнение несет в себе достаточно большой коррекционный потенциал, поскольку оно очень ценно в плане предоставляемой информации по внешнему образу для того человека, которого загадывают.

Упражнение 5. «СКУЛЬПТУРА». Вызывается пар — мужчина и женщина. Аудитории предлагается создать портрет наиболее подходящего имиджа человека, который бы на хорошем уровне вписался в данную среду. Разумеется, можно поправлять одежду, изменять позу, выражение лица и т.д., но с условием: водящий выполняет как бы роль скульптора, «лепя» из гуттаперчевых фигур нужный образ.

Упражнение 6. «КАВЕРЗНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ». Такое упражнение раскрывает значение единства для близких людей их ценностных ориентации. В группе выбираются «дети» и их «родители». Вопросы «детей», как правило, неожиданны, импровизационны, также импровизационно реагируют на вопросы «родители». Готовность к открытому и откровенному диалогу на сложные интимно-личностные темы — показатель высокого уровня развития коммуникативности человека, тем более, если это беседы со значимо близкими людьми. Здесь очень важны проявления внимательности, доброжелательности к «детям», способность говорить «на равных» на темы, не менее важные и для «родителей».

Упражнение 7. «ГАЙД-ПАРК». Искусство общения предполагает:

1. Умение логически рассуждать, способность четко, коротко и в правильном порядке излагать свои аргументы.

2. Умение в некоторых ситуациях вовремя отказаться от рациональной аргументации и логики, если они не обеспечивают успех, и максимально использовать дополнительные источники силы слова.

3. Умение правильно распознавать ситуации, в которых логика бессильна.

Участникам предстоит войти в роль спикера, докладчика, т.е. в роль человека, которому необходимо убедить аудиторию в правомерности своих идей по тем или иным вопросам. Тему может предложить ведущий или ее выбирают сами участники. Сами темы могут быть серьезными или существенными для участников игры, юмористическими или даже фантастическими. Задача ораторов, чтобы их позиция вызвала одобрение как можно большей части слушателей.

Упражнение 9. «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ». Вызывается несколько пар, произвольных или по симпатиям, и им предлагается за несколько минут договориться о взаимодействии в случае брака по расчету, а именно: кто глава семьи, как разделены обязанности, где будут жить, работа, дети, хобби и т.д. Аудитория оценивает уровень взаимодействия в процессе обсуждения и конечный итог, а именно: выбирается пара общественной симпатии.

Комментарий тренеру

По итогам материалов первого и второго фильтра общения группе можно предложить поработать с материалами темы «Имидж». Важно, чтобы люди не только усвоили теорию, но и подумали, что в их поведении (имидже) является конфликтогенным фактором и над чем можно поработать. Такие информационные вставки в структуру тренинга помогают, не уходя от основной темы, расширить поле информированности людей и увеличить зону анализа конфликтных ситуаций.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7