Научная (дополнительная)
9. ВиноградовВ.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М.,1972. (Введение, п.5,6)* 10. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. — М.,1962.(Ч.1, гл.1,2) 11. Рогожникова Р.П.. Варианты слов в русском языке. М.,1967. 12. Смирницкий А.И. К вопросу о слове. Проблема отдельности слова. Проблема тождества слова. // История советского языкознания. Хрестоматия.- М.,1988. 13. Филин Ф.П. О слове и вариантах слова // Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. Избр. труды. М.,1982.* ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (1) 1. Отметьте различные аспекты описания слова на примере приведенной словарной статьи «ДОМ» (из «Словаря русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, том.1).
ДОМ, -а (-у), предл. в д о’м е, н а д о м у’, мн. дома’, м. 1) Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Деревянный дом. Каменный дом. Жилой дом. = Александр Волгин живет на четвертом этаже нового дома. Макаренко, Книга для родителей. Машины подъехали к дому краевого комитета партии, большому шестиэтажному серому зданию. Ажаев, Далеко от Москвы. 2) Жилое помещение, квартира; жилье. Простясь со всем семейством, мы отправились по домам. Пушкин, Капитанская дочка. В доме он не казался вовсе беспомощным, ходил всюду очень уверенно, сам убирал свою комнату. Короленко, Слепой музыкант. Я прошу вас сию же минуту оставить мой дом! Чехов, Иванов. 3) Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. Принять кого-л. в свой дом. Быть знакомым домами. = Дома Левиных и Щербацких были старые дворянские московские дома и всегда были между собою в близких и дружеских отношениях. Л.Толстой, Анна Каренина. После объяснения Олега с матерью ничто уже не противостояло его деятельности: весь дом был вовлечен в нее, родные были его помощниками. Фадеев, Молодая гвардия. // Хозяйство отдельной семьи. Дом вести не лапти плести. Поговорка. Семья наша была большая, управление домом сложное; одной прислуги было шесть человек. Вересаев, В юные годы. За что бы она (Любка) ни бралась по дому — мыла полы или делала клецки,- все получалось у нее как-то ловчее, веселее, чем у мамы. Фадеев, Молодая гвардия. 4) Династия, род. Дом Романовых. 5) чего или какой. Культурно-просветительное, научное, бытовое и т.п. государственное учреждение, а также здание, в котором оно находится. Детский дом. Дом книги. Дом культуры. Дом отдыха. Дом ученых. 6) устар. Заведение, предприятие. Банкирский дом. = Склады и лабазы торгового дома Башмаковых и К, ведшего обширные коммерческие операции с зерном и мукой… помещались… на торговой площади. Златовратский, Устои. 7) ~ Воспитательный дом см. воспитательный. Желтый дом см. желтый. Ночлежный дом см. ночлежный. Публичный дом см. публичный.
2. Учитывая основные признаки и критерии отдельности слова, определите, одно или два слова приведено в каждом конкретном случае: пол/часа, пол/листа, пол/Европы, пять/сот, пять/сотен, пять/тысяч, ни/кого, ни/о/ком, ни/в/какую, в/течение, в/течении, в/высь, в/открытую, то/же, глубоко/уважаемый, шел/бы, тяжело/раненый, в/растяжку, в/добавок, в/обтяжку, диван/кровать, штаб/квартира.
3. Определите функцию каждого слова и его функциональный тип в данных текстах: 1) Тамань — скверный городишко (М.Ю. Лермонтов). 2) Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (И.А. Крылов). 3) Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик (В.В. Маяковский). 4) Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона (И.А. Крылов). 5) — Варвары! — гремел Бутронца. — Вы не любите, а душите искусство, черт бы вас взял! (А.П. Чехов).
4. Приведите варианты данных слов и определите, к какому типу они относятся: волосы, вуаль, иначе, искренно, будничный, весной, чаю, из лесу, мышление, строгать, зал, кладбище, творог, шкаф, лазить.
5. Используя таблицу №1 (см. 1.1.3.), ответьте на вопрос: сколько тут выделено разных слов, т.е. сгруппируйте варианты одной лексемы и разграничьте разные лексемы, докажите их тождество и отдельность: 1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой (М.Ю. Лермонтов). 2) Вянет лист, проходит лето (Козьма Прутков). 3) Один — на ветке обнаженной — трепещет запоздалый лист(А.С. Пушкин). 4) Закружилась листвазолотая в розоватой воде на пруду (С.А. Есенин). 5) Октябрь уж наступил, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей (А.С. Пушкин). 6) Закружились бесы разны, будто листья в ноябре (А.С. Пушкин). 7) И ветер, качая листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес (А.С. Пушкин). 8) Но та, сестры не замечая, за листом листперебирая, в постеле с книгою лежит (А.С. Пушкин). 9) Трике, к ней обратясь с листкомв руке, запел, фальшивя (А.С. Пушкин). 10) Зеленые листики и нет зимы, идем раздольем чистеньким и я, и ты, и мы (В.В. Маяковский).
Дополнительные упражнения Современный русский язык. Сборник упражнений. / Под ред. В.А.Белошапковой. М.,1990. Упр. 208. СЛОВАРИ ДЛЯ СПРАВОК Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1998. Русский орфографический словарь. / Под ред. В.В.Лопатина. М.,1999. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ После изучения данной темы следует выполнить лабораторную работу № 1. Слово как единица языка (см.* Методические указания. 1. Лабораторные работы. Лабораторная работа № 1). Образец выполнения и варианты заданий там же.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |