Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Лабораторная работа № 2. Лексическое значение слова




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАНИЕ

Выполните полный семантический анализ многозначного слова:

1) определите (с помощью толковых словарей) ЛЗ в каждом примере (указав способ толкования);

2) составьте схему полисемии (назвав ее тип);

3) выполните компонентный анализ (выявив родовую, видовые и потенциальные семы);

4) определите способ семантической деривации производных значений (сужение/расширение; метафора/метонимия);

5) определите тип каждого ЛЗ (прямое/переносное; номинативное/ экспрессивное; мотивированное/немотивированное; свободное/ связанное).

 

МЕТОДИКА И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Выбираем свой вариант и нумеруем значения (исходные и производные): дома из камня, кинуть камень (1), перстень с камнем (2), могильный камень (3), камень на душе(4), не человек — камень (5).

1) Толкуем значения: КАМЕНЬ. 1. Всякая твердая горная порода массой или отдельным куском (описательное толкование); 2. То же, что драгоценный камень (отождествляющее толкование); 3. Надгробье (синонимическое толкование); 4. Тяжесть, гнетущее чувство (смешанное толкование: синонимическое + описательное); 5. О бесчувственном, бессердечном человеке (описательное толкование).



2) Определяем (схематически) тип полисемии: полисемия радиальная (все производные значения исходят от основного, первого значения):

 

3) Выполняем компонентный анализ основного значения:

А — «Горная порода» (родовая сема), b — «твердая», c — « масса или кусок» (видовые семы), (d) — «тяжелая»,(e) — «строительный материал», (f) — « бездушная» (потенциальные семы, не отраженные в толковании, но актуальные в производстве других значений).

4) Определяем способ семантической деривации:

1 — 2 сужение значения («камень» — «драгоценный камень»);

1 — 3 метонимический перенос, по смежности: материал — изделие («камень как строительный материал» — «надгробие из камня»);

1 — 4 метафорический перенос, по сходству признака «тяжелый» («тяжелый камень» — «тяжелое чувство»);

1 — 5 метафорический перенос, по сходству признаков «твердый», «бездушный» («твердый, бездушный камень» — «твердый, бездушный человек»).

5) Определяем тип каждого ЛЗ:

1 — прямое, номинативное, немотивированное, свободное;

2 — прямое, номинативное, мотивированное (семантическая мотивация), свободное;

3 — прямое, номинативное, мотивированное, свободное;

4 — переносное, экспрессивное, мотивированное, лексически связанное (только со словами душа, сердце);

5 — переносное, экспрессивное, мотивированное, синтаксически обусловленное (только в функции предиката, сказуемого).

 

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

 

1. Крыло летучей мыши. Под крыломсамолета. В левом крылездания. Поэту подрезали крылья.Унестись на крыльяхмечты.

2. Высунуть голову.Он — парень с головой.Городской голова.Показалась головаколонны. В стаде сто голов.

3. Водой ключевою поите. Газированная вода.В докладе сплошная вода.Поехал лечиться на воды.Территориальные воды.

4. Звездына небе горят. Верю в свою звезду.Нарисовать пятиконечную звезду.«За службу и храбрость» — девиз георгиевской звезды. Звезды эстрады.

5. Волны Черного моря. Волныдыма. Воздушные волны. Волнаатакующих схлынула. Волнавосторга захлестнула его.

6. Звездные миры.Объездить весь мир. Забудет мирменя. Античный мир. Мирволшебных звуков.

7. Гнездомалиновки. Гнездоопят. Вставить патрон в гнездо. Словообразовательное гнездо.Варвара неутомимо украшала свое гнездо.

8. Красивое лицо. Лицотеатра. Исторические лица.Избушка стояла лицом к лесу. Глагол первого лица.

9. Громкий голос.Петь в хоре вторым голосом.Романс для голоса с оркестром. Подсчет голосов избирателей. Голос крови звал его в свою стаю.

10. Грунтовая дорога. Не стой на дороге. Всю дорогу он молчал. Дорога в жизнь. Возьми еды на дорогу.

11. Путь-дорожка фронтовая. Надо расчистить дорожки. От луны по воде протянулась дорожка света. На диване была постелена вышитая дорожка. Пошел по дурной дорожке.

 

12. Не то мужик, не то баба. Собрались все: девки, бабы, даже старухи. Она простая баба. Пойди к бабе Вале. Смелее, не будь бабой!

13. Корень дерева. Корень зуба. Суп с кореньями. Корень зла. Корень слова.

14. Зеленая краска. Краски на полотнах поблекли. Нежные краски зари. Краска стыда залила ее щеки. Вашей поэме недостает красок.

15. Дети начали игру. Спортивные игры. Настольная игра. Это всего лишь игра слов. Ведут политические игры.

16. Происхождение слова. Дар слова. Понимать без слов. Заключительное слово. Свобода слова. Сдержать свое слово.

17. Русский язык. ЯзыкПушкина. За границей я совсем без языка. Изъясняется только языком жестов. Захватил в плен двух языков.

18. Всю землю обойду, а найду. Вертолет коснулся земли. Мой дед землю пахал. Осваивали целинные земли. Родная земля всего дороже.

19. Домашние дела. Пора перейти к делу. Не лезь не в свое дело. Дело о клевете. Не дело ты говоришь.

20. Кости стопы. Над костьми павших. Слоновая кость. Игра в кости. Он настоящая военная кость.

21. Картина Репина. Картины прошлого вставали в памяти одна за другой. Подлинная картина нравов. Не дом — картина! Для полноты картины.

22. Географическая карта. Колода карт. Кому в карты не везет, тому в любви везет. Курортная карта. Перфорационная карта.

23. Вычислить площадь круга. Тихо, дети, встаньте в круг. Начертить круг. Спасательный круг. В кругу друзей, за шумною беседой.

24. Запомните номер дома. Январский номер журнала. Шел трамвай десятый номер. Следующим номером нашей программы будет песня. Ну и выкинул ты вчера номер!

25. Золотое пшеничное поле. Широкое поле деятельности. Вынести раненого с поля боя. Опустите поляшляпы. Заметки на полях книги.

26. Спрятать печать в сейф. Печать усталости явственно читалась на его лице. Сделать обзор местной печати. День работников печати. Нужна справка с печатью.

27. Измерить глубину колодца. Заглянуть в морские глубины. Глубина мирозданья. В глубине сада раздались звуки музыки. Проверить глубину знаний.

28. Дети играли во дворе. Деревня в сотню дворов. Ворота во двор. Заглянуть на скотный двор. Монетный двор.

29. Его всего обдало жаром. Не сидите на жару. Выгрести жар из печки. У ребенка, кажется, жар. Работать с жаром.

30. Сломалась машинная игла. Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни. И светла адмиралтейская игла. У дикобраза иглы очень длинные. Иглы ваших укоров мне не опасны.

31. Камера хранения. Камера сгорания. Снимать скрытой камерой. Надо накачать камеру. Тюремная камера.

32. Пригласить на обед. Вкусный обед. Работали без обеда. Встретимся после обеда. Званый обед.

33. Листок сгорел в огне. Огни фонарей скоро погасли. Открыть огонь по неприятелю. В груди горит огонь желаний. Конь — огонь!

34. Он член демократической партии. Исполнил партию рояля. Геологическая партия. Предложил мне сыграть партию в шахматы. Она выгодная партиядля небогатого жениха.

35. Рыбак чинил сети. Сеть морщин покрывала ее лицо. Торговая сеть. Железнодорожная сеть. Расставлять любовные сети.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7