Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Естественнонаучные картины мира




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель науки — это формирование целостного, завершенно­го представления об объекте и предмете исследования. Ясно, что подобная задача по ряду объективных причин всегда оста­ется не до конца выполнимой, но научное знание стремится быть максимально системным, целостным. В этом плане вся наука как реальная комплексная система знания всегда стре­милась и стремится к выделению некой общей картины мира, где определенным образом взаимоувязаны все основные вет­ви знания — естественнонаучные, технические и гуманитар­ные.

Важно отметить, что практически любая форма обществен­ного сознания, так или иначе, формирует свою особую картину мира — обыденную, мифологическую, религиозную, эзоте­рическую и т.п. Все они выполняют свои особые задачи, удов­летворяя конкретные потребности человечества, комплексно познающего мир, действительность. Поэтому в любой конк­ретный период времени в данном обществе можно выявить целый ряд разнообразных картин мира. Однако именно науч­ные картины мира стремятся дать целостные и максимально обобщенные реалистические представления о мире в целом, а также месте человека и человеческих сообществ в нем. Здесь можно выделить естественнонаучные, технические и гумани­тарные картины мира. В свою очередь, скажем, развитая ес­тественнонаучная картина мира состоит из физической, хими­ческой, геологической, биологической и т.п. частных картин мира, представленных конкретными естественными науками. В свою очередь, гуманитарная картина мира, к примеру, вклю­чает политическую, культурологическую, социологическую и т.п. частные картины мира. Можно выделить подобное и у технической картины мира. Однако исторически все это раз­вивалось постепенно и в любой конкретный период истории всегда имело свою существенную специфику.



Под естественнонаучной картиной мира понимается обычно система важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы, зримые представления о мироустройстве. При этом активно используют­ся хорошо понимаемые современниками аналогии, символи­ка. Ясно, что с течением времени такая картина мира суще­ственно меняется, трансформируется с ходом развития блока естественных наук. Неслучайно в формировании подобной обобщенной картины мира наиболее важное значение приоб­ретают концепции и теории, наиболее развитых в конкретный исторический период естественных наук, отраслей естество­знания. А иные блоки естественно научного знания остаются или вообще невостребованными, или малопроявленными, второстепенными.

Так, в античности сформировалась специфическая картина мира, разграничивающая совершенный небесный Космос и несовершенный земной мир. При этом Космос обозначал, например, у древних греков всякую упорядоченность, согла­сованность, совершенство, в противовес неупорядоченному, несовершенному Хаосу. Человек представал при этом, с од­ной стороны, как микрокосмос, порождаемый макрокосмо­сом, Вселенной, а с другой, — как безвольная игрушка в ру­ках богов и Природы. Вселенная, природный мир совершают некий кругооборот своего движения, символизируя цикличность, повторяемость всех природных процессов и явлений. Ведущая роль в такой картине мира принадлежала астрономии, математике, мифологии. В ней активно использовались по­нятные людям античности символы — колесо, огонь, лук и стрелы, колесница. Разумеется, подобная картина мира еще не может быть названа научной, поскольку сочетает элементы научных представлений с религиозными и мифологическими. Положение существенно меняется, например, в условиях европейского Возрождения, отражая изменения общих пред­ставлений во взглядах на мир и место человека в нем. Мыслители этой эпохи стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, неза­висимо от деятельности внешней потусторонней силы — бо­жества, — понимая его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следственной связи. Развивались атомис­тические представления о строении материи, а также пантеи­стические идеи, суть которых в отождествлении Бога и При­роды, в растворении Бога в Природе. А движущая сила рас­сматривалось как неотделимое от материи разумное начало — мировая душа, архей — активная жизненная сила, вечный божественный разум. Как видим, и в этой картине мира еще не очень явно выделено научное начало, и научные представ­ления причудливо переплетаются с вненаучными — магичес­кими, эзотерическими,

Первой строго научной общей картиной мира можно счи­тать механистическую (иногда называемую механической) кар­тину мира, господствовавшую в Европе в Новое время, в XVII— XVIII вв. В ней уже четко доминировали механика, физика, математика, материалистические и атомистические представ­ления о мироустройстве. Вселенная здесь уподоблялась огром­ному механизму, наподобие модных тогда механических ча­сов, где все основные составные части на всех уровнях бытия были хорошо подогнаны друг другу, как колесики, рычаги и пружинки в часах. Вместе с тем и здесь еще присутствует идея Бога, но уже в ослабленной форме деизма, согласно которой Бог сотворил и запустил в ход Вселенский механизм, а далее как бы «устранился от дел», наблюдая за всем происходящим со стороны.

И далее вновь возникавшие в истории все новые и новые научные картины мира сменяют друг друга, каждый раз уточ­няя понимание мироустройства с позиции современных им научных представлений, а также активно используя привыч­ные для современников символику и аллегории.

Раздел II




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7