Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Борьба с революционными идеями в Европе

2)Укрепление позиций России на Балканах, а также контроль над проливами Босфор и Дарданеллы

3)Установка власти в Чечне и Дагестане.(1816-1864 гг.- Кавказская война)

44. Охарактеризуйте основные направления общественной мысли в России во второй четверти XIX века.

сложилось 3 основных направления общественной мысли:Консервативное ЛиберальноеДемократическое

1. Консервативное. Православие: Без любви к вере предков, народ должен погибнуть

Самодержавие: Самодержавие есть основные условия политического существования России.

Народность: Народность – сохранение неприкосновенным святилища народных понятий.

2. Либеральное Западники Соловьев Боткин Кавелин Грановски Славянофилы: Братья Карамазовы Братья Кириевские

3. Демократическое Белинский (за строгое исполнение законов, за гарантию прав собственности, за прекращение полицейского произвола, за отмену телесного наказания). Герцен (разработал теорию Русского социализма).

Предлагал: 1)ликвидировать помещичьи земли 2)ввести крестьянское самоуправление 3)укрепить крестьянскую общину.

Путашевич-Петрашевский (за ликвидацию самодержавия, равенство всех граждан, свободу печати, признания подготовки вооруженного восстания)



 

45. Раскройте содержание реформ, проводившихся в период правления Александра II, укажите их значение для модернизации страны.

Отмена крепостного права. В основу положений о крестьянской реформе легли идеи о том, что крестьяне должны быть свободны с землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительственный выкуп.

19 фев. 1861г. – манифест был подписан, а 5 марта – оглашён.

Причины: - креп. право мешало развитию хозяйству помещиков, мешало крестьянам и индустриальной модернизации России

- поражение в крымской войне (1853-1856), - отсталость России от передовых стран Европы

- Рост антикрепостнических настроений -отказ крестьян от выполнения повинностей -побеги крестьян от помещиков

Основное положение реформы:

1.Помещечьи крестьяне перестали быть собственностью, их объявили свободными сельскими обывателями и предоставили гражданские права. 2.Крестьяне каждого имения объединялись в сельские общины. Несколько смежных общин составляли волость. 3. Деятельность сельских и волостных управлений, отношения между помещиком и крестьянами контролировалось мировыми посредниками. 4. Вся земля была собственностью помещика. За пользование наделов, крестьяне платили барщину и оброк. Эти отношения назывались временными, а крестьяне временно-обязанными. 5. Временно-обязанные отношения закончатся, когда помещик и крестьяне заключают выкупную сделку. 6. Пока производились выкупные платежи крестьянин не мог покинуть свой надел навсегда уехать из деревни без согласия сельского схода – действовал принцип круговой поруки.

Земская реформа 1864г.Все население было Разбито на три курии . Вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы.Городская реформа 1870г.установила равенство всех сословий перед законом; гласность суда с участием присяжных заседателей; состязательность сторон в ходе судебного процесса; адвокатура; нотариат. По примеру Земской реформы в города выбирали городскую думу. Выбирали городскую управу и утверждала главу Города. Военная реформа 1874г.замениларекрутскиенаборы всеобщей воинской повинности.

Судебная (1864): принципы судопроизводства: -Гласности -Независимости судей -принцип разделения административной и судебной властей -создания суда присяжных -состязательности сторон

В Росси была создана система судов. Суды были трёх категорий:

1. Мировые суды (рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, суд осуществляли мировые судьи, они избирались на уездных земских собраниях и утверждались Сенатом)

2. Общие суды (один на всю губернию, был суд присяжных; выше него стояла судебная палата-одна на несколько окружных судов, рассматривались государственные и политические дела; Сенат-Высший судебный орган, все судьи назначались императором)

3. Специальные суды (крестьянские волостные, суды для духовенства , военные суды)

Реформа Образования (1863-1864):

-1862 появились женские гимназии -в вузах предусматривался выбор ректора, деканов, профессоров -смягчалась цензура, устанавливался 4 годичный срок обучения

Военная (1862-1874)Автор: Милютин (военный министр): - вводилось всесословная воинская повинность-Сокращались сроки военной службы -Предоставлялись льготы по образованию - Перевооружение с гладкоствольного оружия на нарезное- Страна поделена на 15 военных округов- совершенствование подготовки офицеров и системы управления войсками

46. Дайте характеристику развития России в пореформенный период (последняя треть XIX в.).

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ: В сельском хозяйстве – Прусский путь (Эволюция помещичьего хоз-ва в капиталистическое при сохранении феодальной эксплуатации крестьян )и Американский путь (Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения) . В промышленности - Переход на наемный труд, активизация железнодорожного строительства, завершение промышленного переворота.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: Сельское хозяйство — главная отрасль страны. Основные черты: 1. Сохранение феодальных пережитков 2. Преобладание экстенсивного пути развития 3. Развитие капиталистических отношений в деревне.

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ:1.Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития российской промышленности 2.Огромная роль государства в развитии экономики 3.Широкое привлечение в российскую экономику иностранного капитала 4.Сохранение феодальных и раннекапиталистических форм эксплуатации 5.Неравномерность экономического развития

47. Охарактеризуйте идейные направления в общественном движении в России во второй половине XIX века.

Основные направления: 1.Консервативно-охранительное(Шувалов, Катков): 1)против европеизации страны 2) за сохранение самодержавия 3) за сохранение консервативных структур 4) основа общественной жизни – самодержавие и его ценности

2. Буржуазно-либеральное (Чичерин, Ковелин): 1)переход России на западный путь развития 2) создание правового гос-ва 3)создание рыночной эк-ки

3. Революционно-демократическое А). Народники (Бакунин, Лавров) : 1) отвергали европеизацию как будущее России 2)развитие на основе общинного коллективизма 3)обличение самодержавия 4)сторонники общинной демократии, уравнительных принципов соц. справедливости Б). Рабочий социализм (Ткачёв) : 1)отвергали либеральные ценности 2)развитие на принципах индустриального коллективизма 3) отказ от рынка и частной собственности.

Освобождение труда (1883г.) Плеханов, Аксельрод. Союз борьбы за освобождение рабочего класса (1895г.) Ленин.

 

48. Охарактеризуйте основные достижения науки и культуры Нового времени.

возрождение зародилось на этапе перехода от сред.веков к капитализму.

-светский хар-ер, -обращение к античн. Культ. Наследнию, -гуманизм, -на 1 плане личность с ее запросами,чувствами.нуждами.(Э. роттердамский,Шекспир,Сервантес, Л. Да Винчи, Микеланджело)

Реформация: М.Лютер,Т.Мюнцер,Ж.Кальвин

Просвещение: идейная основа модернизации Вольтер,Жан Жак Руссо,Дидро..

Стили: барокко (кон 16-сер18) странный,неправильнойформы.наряд интерьеры украш скульптурой.; классицизм (2пол 18-нач 19) обращ. К античности. Гл.тема-конфликт личн. Чувств с гражданским долгом.; неоклассицизм (2пол19-нач20) классицизм+возрождение; романтизм–(руб 18-19) возвышение искусства над живописью.; Реализм-(2пол 19в) близость к правде,реальности.; сентиментализм-(18в) противопол классицизма, изобрвнутр переживаний; символизм-(19в)упадок,гибель,разочарование; натурализм-документ,точность,описания; Импрессионизм-случайное ,мимолетное,изменчивое.

Просвещение-идейные движения,направленные против феодализма и выступавшие за торжество разума просвещения науки. Черты: а)просвещ-глав ср-во совершенствования общества. Б) вера во всесилие науки и чел. Разума; в)(ЛИДЕРЫ)причина всех бед- в невежестве.г) критика всего угнетающего человека. Д) требовали равенства всех перед законом.е) за неприкосновенность собственности и против абсолютизма.ж)против вмешательства церкви в свет. Жизнь;з)за свободу печати, поддержку науки и справедливые налоги. Просвещение взяло свое начало в Англии (кон17в).Затем получило распространение во Франц и др странах (Герм,Австр,Амер,Росс.)

 

49. Охарактеризуйте основные социально-экономические процессы в мире в начале XX века.

3 группы стран-

1)индустриально-развитыезап. Европы и Сев. Америки(США,Англ,Франц,Герм.)

2)находились в зависимости (колониальные-Англ,Герм.)

3)страны догоняющего развития(Исп,Япон,Ит,Росс)

Экономическое развитие:

1)Великобрит: развивалась за счет эксплуатации колониальных владений и рост вывоза капитала.Она в числе развитых стран. Усиление эк. Проблем вело к росту раб. Движения и возникнов в 1906 лейбористской рабочей партии.

2)Франция: капитал вывозился за границу, замедление темпов развития; отсталое рабочее законодательство; рост налогов.

3) Германия: ( на 1ом месте в 20 веке) развит текстильной промышленности.Увеличение военных расходов.

Социальное развитие:

Быстрое развитие стран=> рост соц движений.

1)объединение профсоюзов в федерации.

2)рабочие требовали повышения з/п и установления 8-час рабочего дня.

3) в раб движении популярны анархо-синдикалистские идеи(их сторонники отвергли полит борьбу; форма борьбы-стачки, бойкот, саботаж.)

4)в США развитие фермеровского движения.

5)в некоторых странах национальные движения.

6) в Великобрит крыло либер.партии выступило в роли посредника между предпринимателями и рабочими.

В 1906-принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях.

В 1906- установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров.

Вводились пенсии для рабочих с 70лет возраста, закон о страховании рабочих по болезни и безработицы.

7) в США Т.Рузвельт против злоупотребления со стороны монополии.

Приняты законы в области охраны природ богатств,земель,воды.. Контроль за качествов продуктов и медикаментов.

 

50. Дайте характеристику ведущим тенденциям политического развития мирового сообщества в начале XX века.

США не испытывали опасности со стороны какого-либо государства. И в меру своего положения географического и имели преимущества в использовании рынка латинской америки. (Доктрина монро). Занимались наращиванием военно-морских сил. Великобритания опасалась покушения на ее территории со стороны Германии. Франция конфликтовала с Англией за сферу влияния в Африке и юго-восточной Азии. Она испытывала со стороны Германии и считала ее своим противником. Россия наращивала военную-мощь, стремилась овладеть проливами босфор и дорданеллы, ощущала опасность исходящие от Германии, росли проиворечия с Япорией из-за Корее и манчьжурии. Германия хотела вновь разгромить Францию, СБЛИЖАЛАСЬ С Турцией для создания великой германии. Австро-венгрия выступала против сильного славянского государства на балканах. Италия претендовала на австрийский теруль и французскую ниццу. Япония претендовала на часть китая и корею. До 1888 Отто фон Бисфан. Вильгельм второй потом.

1879- германия+авторо-венгрия потом+ италия. Тройственный союз 1882. Россия франция

1904- франция+ангия

1907- россия+ англия.=>ангиляфранцияроссия-антанта.

1912-13 первая болканскаявойна:сербия, черногория, греция и болгария вели борьбу стурцией. Болгария набирала мощь.

1913- вторая болканскаявонйна

 

51. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века.

Правительство занимало двойственную позицию по отношению к капиталистическому развитию страны. Сторонники промышленной модернизации России группировались вокруг С.Ю.Витте. Его программы: 1.Выступал за ликвидацию крестьянской общины, выступая за наделение крестьян правом частной собственности на землю 2.За активное эк. вмешательство гос-ва в хоз. жизнь 3.За повсеместное развитие капиталистических отношений в стране4.Создание своей собственной промышленности, не только эк. задача, но и политическоею.5.Предлагал проведение минимуму «рабочих реформ»6.Во внешней политике был сторонником мирного эк. проникновения в Манчжурию, Корею И Китай.

Сторонники консервативно-охранительного направления группировались вокруг В.К. Плеве:

1.Крестьянская община должна существовать 2.Гос-во напрямую должно поддерживать разорившихся дворян 3.Сохранение сословной обособленности крестьянства.4.Во внешней политике передерживался агрессивного дальневосточного курса.

политич: 1. В гос органы входили: император, госсовет, как законосовещательный орган при императоре, кабинет министров (становым хребтом было министерство внутренних дел), собственая его императорского величества канцелярия, правительствующий сенат(суж и контроль), святейший сенод.

1906- госсовет состоял из депутатов назначеных и выборных. В 1906 к органам госвласти прибавилась гос.дума.

Общественная жизнь: в стране развивалось либеральное движение, рабочее движение и крестьянское движение.

Россия в начале 20 в. Была развивающейся.неоднородной..2. В экономическом развитии наметились положительные сдвиги в развитии сельского хозяйства- производительность.урожаи.Быстро развивалась промышленность.(х/б.нефть.ж/д).по перспективам

1. ЖЕСТКАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

2. Строгий протекционизм.

3. Проведена финансовая реформа Витте 1897. Введена система единого обеспечения рубля золотом.

4. Активноеоьращение к иностранному капиталу. 40% инвистиций - иностранные инвистиции.

5. Экономика развивалась по цикличному методу 1900-1903 фаза кризиса.1904-1908 депрессия.1909-1913 подьем.

6. Экономика носила многоукладный характер.аграрный.мелкотоварный.капиталистический и пр.

7. Развитие промышленности характеризоваласт высокими темпами развития

Вывод: соц-эконом развитие носило противоречивый характер.встречало сопротивление экономической структурой прошлого. Эконом преобразования не находили отражения в реформировании гос.устройства

52. Раскройте причины, основные события и итоги революции 1905-1907 гг. в России.

Причины: 1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти. 2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей. 3. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом. 4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, между метрополией и национальными районами. 5. Неудачный ход и поражение России в Русско-японской войне 1904—1905 гг.

Цели революции 1.Свержение самодержавия2. Становление демократической республики3.Введение демократических свобод4.Ликвидация помещичьего землевладения инаделение крестьян землей 5. Сокращение продолжительности рабочего дня до8 часов 6.Признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов.

ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ:1 этап: с 9 января по сентябрь 1905 г.

В мае - июне 1905г. В иванововознесенске создаются паралельнаягос.власть.

1905 июнь- восстание на броненосце потемкине

6 августа 1905 г. Издается манифест о слзыве законосовещательной думы.

2 этап: октябрь - декабрь 1905 г.

В октябре всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 года- манифест об усовершенствовании гос.порядка.

Декабрь 1905 г.- вооруженное восстание в Москве.

11 декабря.1905 г.- закон о выборах в первую гос.думу

3 этап: с января 1906 по 3 июня 1907. Госсовет преобразован в верхнюю палату гос.думы. Работа 1 и 2 гос.думы.

ИТОГИ:Начало движения России к конституционной монархии и правовому государству.1) Революция своей цели не достигла, власть самодержавия устояла. 2)Революция положила начала российскому парламентаризму 3)Способствовала становлению многопартийсной системы 4)Правительство было вынуждено преступить к аграрной реформе 5)Самодержавие получила некоторое ограничение

 

53. Дайте характеристику процессу формирования многопартийности в России и началу парламентаризма.

Левые:рсдрп, эсеры Центр:кадеты,октябристы Правые:черносотенцы

В соответсвии с предписаниями манифеста 1905 г. Была создана правительственная комиссия по подготовке выборов в первую госдуму. Она решила 2 вопроса: 1. Определила порядок проведения выборов. 2. Определила структуру самого парламента: нижняя-госдума и верхняя палата-госсовет

Первая госдума 27.05-08.07 1906-левоцентрисцской оплзиционной к самодержавию.вопросы:аграрный.проекты по аграрному вопросу:

1. Проект сорока дву- создать земельный фонд в стране за плату.

2. Проект ста четырех -создать зепельный фонд безвоздмездно.

9 июля роспуск

Вторая 20.02-02.06 1907-радикальная настроена к самодержавию. Вопросы:аграрный. Принудительно провести отчуждение земель. Столыпин предложил арестовать 55 левых депутатов. 3.06.1907 разогнали госдуму.

Третья 1.11.1907-9.06.1912

Утвердила аграрное законодательство столыпина и провела рабочее законодательство.

Четвертая 15.11.1912-6.10.1917 поддерживала участие росссии в войне и создание блока прогрессивного.

Вывод революция не прошла даром для россии.

 

54. Раскройте сущность аграрной реформы П.А. Столыпина, её ход и результаты.

Цель— экономически укрепить крестьянское хоз-во, создать слой зажиточных крестьян и т.о. укрепить политический строй.

Составные части аграрной реформы: 1.Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежавших им земельных наделов в форме хутора или отруба. 2.Передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам. 3.Организация переселенческого движения в Западную Сибирь с целью наделения безземельных и малоземельных крестьян землей. 4.Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образование огромных масс населения.

Итоги: 1. К 1916 г. из общины выделилось 25—27% крестьянских дворов. 2. Рост с/х производства и увеличение экспорта хлеба за границу.

Последствия: 1.Ускорение процесса расслоения крестьянства. 2.Разрушение крестьянский общины.

Реформы п.а.столыпмна были продолжением реформ 60 гг. 19 века.

55. Укажите причины, важнейшие сражения, итоги и последствия Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

Причины Первой мировой войны:Геополитические противоречия (Антанта:Англия, Франция, Россия и Тройственный союз:Германия, Австро-Венгрия, Италия). Повод:15 июня 1914 г. был убит австрийский эрц-герцог Франц Фердинанд в Сараево.

Основные периоды войны: Компания 1914 г. Расчёт Германии на разгром и вывод Фр. из войны не реализовался в сражениях на западном фронте. Наступление русских в восточной Пруссии. Октябрь 1914г. – Турция вступает в войну на стороне Германии => возник ближневосточный театр боевых действий с объявлением Японией войны Германии – Дальневосточный театр боевых действий. В итоге рухнули планы сторон по ведению молниеносной войны и её выигрыша одним генеральным сражением. В целом перевес на стороне Антанты. Компания 1915г. Германия переносит усилия на восточный фронт с целью вывести из войны Россию. 1915 г. 22 июня – было использовано 1е хим. оружие. В мае на стороне Антанты выступает Италия, к Германии присоединяется Болгария. Компания 1916г. Перевес на стороне Антанты. Германия перебрасывает силы на западной фронт. Общий стратегический план Антанты – единое наступление на всех фронтах. Компания 1917 г. Период отличается ростом недовольства народных масс продолжающейся войной. Происходят прямые антивоенные выступления армии, дезертирство. В апреле на стороне Антанты выступает США. Общий план Антанты основывался на завершении войны в 1917 г. путем общего наступления на западном и восточном фронтах. Советское правительство 2 декабря 1927г. подписало с Германией перемирие. Компания 1918 г. С выходом России из войны остался только западный фронт. Германия спланировала нанесение 2х ударов на западе и на востоке. Союзники перешли в наступление и вынудили противника капитулировать.

29 сен. 1918г. – перемирие между Болгарией и Турцией

9 ноя. 1918г. – капитуляция Австро-Венгрии

11 ноя. 1918г. - капитуляция Германии => конец войны

Итоги войны:Политические итоги: Были подведены сначало Компьенским перемирием, а затем Версальским договором (версальская конференция – январь 1919г.), кот. был подписан в июне 1919г. В результате его заключения: 1.Германия теряла территории 2.Отетственность за развитие войны легла на Германию и её союзников 3.Распад Австро-Венгрии, кот. запрещалось объединение с Германией

 

56. Укажите причины, ход событий и итоги Февральской революции 1917 года в России.

Причины:1. Первая мировая война привела к дисбалансу народного хозяйства. 2. Кризис социально-политической системы 3. В 4й Гос. думе центральное место занимала оппозиция(во главе с Милюковым) 4. Были созданы всероссийские союзы земств и городов, центральны военно-промышленный комитет (Гучков). 5. Конфликт между буржуазией и пролетариатом.

Ход событий: 23 ф. – массовые забастовки и демонстрации. 25 ф. – всеобщая стачка 27 ф. – на сторону восставших переходит армия в городах. 28 ф. – царская власть практически перестала существовать. Был создан Временный исполнительный комитет Петроградского совета рабочих депутатов (во главе с председателем Чхеидзе. В России сложилось двоевластие. 2 марта – Николай 2 подписал акт об отречении.

Итоги: 1.Ликвидация монархии 2.Открыт путь для демократического развития страны 3.Образование двоевластия

· Созданы новые органы власти: 27 февраля- создан петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Образован временный комитет госдумы(главы думских фракций).1 марта-издан приказ #1 петроградского совета., он гласил об подчинении всех войск горнизона петроградскому совету, а также обязал все принимаемые решения касающиеся гос-ва в обязательном порядке согласовывать с советом.2 марта-было сформировано временное правительство. Со 2 марта по 24 июля в стране было двоевластие. Сущность- одновременное существование двух правительств.

· Падение монархии.2 марта-николай второй подписал манифест об отречение от престола за себя и своего сына вв пользу михаила (брата). 3 марта-михаил отказывается от престола.

Задачи революции: вывести страну из войны, свергнуть самодержавие, решить аграрный вопрос, решить национальный вопрос, решить вопрос с политическими правами граждан.

 

57. Дайте характеристику борьбы общественно-политических сил за власть в России с марта по октябрь 1917 года.

С марта по октябрь 1917 г. В россии действовала временное правительство. Оно под руководством Львова работало со 2 марта по 5 мая.первое коаллиционное правительство-временное с 6 мая по 23 июня (львов), с 24 июля по 24 сентября второе коалиционное правительство (керенский), третье:25.09-25.10 (керенский).

В межреволюционный период было 5 политических кризисов:

1. Апрельский: 3 марта милюковмид-завермл что не будет выходить из войны россия, а 18 апреля опубликовали ноту(документ), что россия будет вести войну до победного конца. История списала милюкова и гучкова

2. июньский : первый сьездслветовназналил демонстрацию на 18 июня в поддрежку временного правительства, а народ вышел на демонстрацию с лозуншами: долой войну, вся власть советам.

3. июльский: 3-4 июля на улицы вышли рабочие и солдаты с лозунгом:" вся власть советам!" Временное правительство дает приказ расстрелять демонстрацию и период двоевластия заканчивался.

4. Корниловский мятеж: л.г.корнилов. В москве было проведено совещание о выходе из ситуации, и решили покончить с хаосом при помощи военных:25-31.08.мятеж.

5. Октябрьский:октябрьская революция-(1.09.1917 временное правительство обьявило россию республикой.) Подготовка к революции шла в области теории, организации дела и военной практики. Ленин опубликовал такие работы как-большевики должны взять власть, кризис назрел, марксизм и восстание и советы постороннего. .27 октября утром формируются новые органы власти:1.ВЦИК(ЗАКОНОДАТЕЬНЫЙ) КАМЕНЕВ 2. ИСПОЛНИТ -СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (СНК)-ЛЕНИН.

Вывод: все события стали зкономерным явлениями логики исторического процесса.

 

58. Раскройте причины, укажите этапы и итоги Гражданской войны в России.

Причины: 1. Вооруженный захват большевиками власти. 2. Разгон Учредительного собрания. 3. Отказ большевиков от создания однородного социалистического правительства.4. национализация земли и предприятий. 5. Изъятие хлеба у крестьян предприятиями. 6. Национализация имущества иностранных граждан. 7. Выход России из 1й мировой войны. 8. Отказ России от выплат денежных займов империи. 9. Страны Антанты боялись расползания социализма по миру.

Этапы: 1. Февральско- мартовская революция 1917 г. явилась прологом гражданской войны. 2.Март – октябрь 1917 г. Усиление соц.-политического противостояния в об-ве, неудача Российской демократии в её попытке установить гражданский мир. 3. Октябрь 1917 г. – март 1928. Насильственное свержение временного правительства. Установление советской власти, новый раскол общества, начало вооруженной борьбы. 4. Март – июнь 1918 г. Дальнейшая экспансия населения, формирование красных и белых частей. Появляется понятие революция, формируется «Донская армия» (Краснов), Амурская (Кузнецов), Забайкальская (Семёнов). На новый уровень выходит политика большевиков. 4-10 июня 5й Российский съезд принимает 1ю конституция РСФСР, кот. вводит всеобщую воинскую повинность. Во главе военных сил – высший военный совет (Троцкий), а затем Революционный военный совет Республики (РВСР).

5.Лето 1918 – конец 1920 г. Партизанская война. 18 ноября 1918 г. в Омске с согласия кадетов верховным правителем стал Колчак. В Сибири и на юге были установлены военные диктатуры. В январе 1919 г. – главнокомандующим юга России стал Деникин. 6. 1921 – 1922 г. Локализация и постепенное затухание войны.

Итоги:1. Огромные людские потери, массовые эмиграции, беспризорность. 2. Эк. жизнь страны. 3. Полностью исчезли целые классы населения. 4. Обострение классового сознания. 5. Огромные материальные потери. 6. Негативное воздействие на положение внутри самой коммунистической партии. 7. Война доказала силу партии и продемонстрировала целостность однопартийной системы.

 

59. Изложите сущность новой экономической политики и её итоги.

НЭП(1921-1926) была призвана оживить экономику страны, которой к этому времени угрожал массовый голод.

Черты:1.Замена продразвёрстки – продналогом. 2.Разрешена свободная торговля 3. Денационализация мелкой и средней про-ти. 4. Допуск вкладывания в эк-ку иностранного и частного капитала. 5. Децентрализация управлением хозяйством. 6. Аренда земли и использование наемной рабочей силы. 7. Введение оплаты коммунальных услуг, возвращение денежных отношений.

Итоги: 1.Некоторое улучшение уровня жизни, как в городе, так и в деревне. 2.Стал фиксированным рабочий день на промышленных предприятиях. 3.В деревне существенно улучшилась ситуация с продовольствием. Задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма отодвинуты на более отдаленный срок. Главное отличие НЭПа от военного коммунизма - попытка использовать рыночные отношения в переходный период от капитализма к социализму, при длительном существовании разных экономических укладов. Общее с политикой военного коммунизма: НЭП, как и военный коммунизм, опиралась на национализированную промышленность, транспорт, связь, жёсткую административную систему управления в главных отраслях хозяйства, неэквивалентный обмен с деревней и торможение крестьянского хозяйства. Военный коммунизм и НЭП сближает общая цель строительства социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата, а фактически - партии. НЭП свергнут в к.1920-х.

НЭП потерпел поражение в силу присущих ему противоречий:

в экономике: нехватка капиталов для реконструкции промышленности, отсутствие притока капиталов извне в условиях изоляции СССР. Капиталы могли бы прийти от мелкой и средней промышленности, а главное
от крестьянских хозяйств. Но власть сдерживала рост частных крупнотоварных хозяйств, давила их запретами и налогами. Бухарин Н.И. отмечал: "У нас есть нэп в городе, у нас есть нэп в отношениях м.городом и деревней, но у нас почти нет нэпа в самой деревне".
в социальной сфере и политике: партия выступала против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить политические условия для своего развития и требовал политических свобод. Свободное предпринимательство (в городе и деревне) не обеспечивало необходимых условий для форсированной индустриализации, не давало проводить насильственную коллективизацию в интересах государственной промышленности, требования либерализации общественной мысли угрожали однопартийной системе власти.

 

60. Охарактеризуйте причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса 30-х годов XX века.

Эк. кризис– резкий сбой хоз. жизни гос-ва или группы гос-в, приводящий к спаду производства, безработицы, обесценивание денег и акций, разорение предприятий и падение общего уровня жизни.

Причины:1. Последствия 1й мировой войны, кот. породили рост эк. могущества США и превратили США в мирового кредитора. 2.Американская промышленность 1920х перешла на массовое производство. =>кризис перепроизводства. 3. Неустойчивой оставалась финансовая система США – «Чёрный вторник», «29 октября 1929 г.». 4. Аграрный кризис – падение спроса на продовольствия => падение цен на него и доходов фермеров и крестьян. 5. Кризис гос. финансов – сокращение налоговых поступлений => гос-во сокращает расходы.

В конце 1920 г., когда Гражданская война была «победно» завершена, в стране разразился глубокий экономический и политический кризис. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. сократилось в семь раз; валовая продукция сельского хозяйства в 1920 г. составляла лишь 67% довоенного уровня.

Население испытывало нужду в самом необходимом: хлебе, соли, спичках. Крестьянство, мирившееся в годы войны с системой мер «военного коммунизма», теперь стало требовать отмены продразверстки и свободу торговли. В разных концах страны вспыхнули антиправительственные восстания крестьян, были созданы крестьянские армии, руководимые Махно и Антоновым. Недовольство охватило армию и флот. В марте 1921 г. вспыхнуло восстание в Кронштадте, которое было жестоко подавлено.

Выход из тяжелого кризисного положения партия большевиков видела в разработке и проведении новой экономической политики (НЭП), предусматривавшей замену продразверстки продналогом, узаконение частной торговли, создание мелких частных предприятий, привлечение иностранного капитала в виде концессий и аренды, проведение денежной реформы, отмену трудовой повинности.

Политика НЭП позволила нарастить темпы сельскохозяйственного производства. НЭП как хозяйственной политике были изначально заложены противоречия, которые предопределили ее обреченность. Отражением этих противоречий были кризисы 1923 г., 1925 г. и 1927-1928 гг.

 

61. Опишите природу и сущность тоталитарных и авторитарных режимов в первой половине XX века.

Тоталитаризм-общее название для ряда сходных политических режимов, установившихся в 20-30-ые гг. 2-в. Характерно сосредоточение верховной власти в руках вождя, запрет политических партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппозиции и т.п. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества. Тоталитарным обычно называют строй Германии, Италии и СССР. В нацистской Германии- расизм, В Италии элементы расизма в фашистской идеологии не были определяющими, а в СССР расизм преследовался. Авторитарные режимы. Характерно существование сильной власти. В 20-30гг 20в. Авторитарными стали многие республики- ими, фактически, руководил один человек, власть которого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция, но продолжали существовать некоторые партии, парламенты, рыночная экономика. К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Лат. Америки и др.

 

62. Раскройте основные направления международных отношений в 1918-1939 годах.

Факторы, оказывающие влияние на международные отношения. В основу миропорядка в межвоенный период легла Версальско-Вашингтонская система, целью кот. было определение послевоенного устройства мира. Она носила противоречивый характер – строилась на ущемлении прав отдельных гос-в. Одним из достижений системы считают Лигу наций.

В результате: 1.В Европе сменился лидер – Германия.2.Антанта как гарант сохранения мира ослабла. 3. Появились государства изгои (СССР)3. Ослабло рабочее движение

Окт. 1925г. – международная конференция в Покарно. По итогам кот. были подписаны соглашения, определявшие статус границ в Европе.

1928г. – Пакт Бриана-Келога об отказе от войны, как средство достижения цели.

Ё930г.на востоке активизируется Япония.

Осень 1931г. – войска Яп. оккупировали Маньчжурию.

Март 1932г. – было провозглашено независимое гос-во Маньчжоу – во главе с китайский императором Пу И

Сент. 1938г. – в Мюнхене премьер-министр Англии Чемберлен и Гитлер подписали декларацию о ненападении.

Дек. 1938г. – Германия и Франция подписали декларацию о взаимном признании границ между ними.

Март 1939г. – немцы оккупировали Чехословакию.

23 августа 1939г. – мин. Ин. Дел Риббентроп и нарком ин. Дел Молотов подписали договор о не нападении на 10 лет

 

63. Охарактеризуйте экономические преобразования в СССР в 20-30-е годы XX века.

Если к концу 1920х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930 гг. государство становится полностью тоталитарным: 1) экономика переходит под государственный контроль; 2) партия окончательно сливается с идеализированным государством. После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. Возникли две партийные группировки:

1) группа Н. И. Бухарина выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;

2) группа И. В. Сталина предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.059 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7