Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация Древнего Востока




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации.

2 этапа. 1й длится более 2х млн лет. Закончился 45-40 тыс. лет назад. Появляются зачатки разделения труда между мужчиной и женщиной, заложены основы речевого общения. Основная социальная единица – прообщина. 2 этап – около 40 тысяч лет. С 45 тысячелетия до н.э. – 8 тыс. Складывание поведенческих норм и обычаев.

Теории развития:

· Эволюционная. (современный человек появился 40-35 тыс лет назад). Антропогенез – процесс вычленения современного человека из животного мира.

· Теория творения.

· Теория внешнего воздействия.

 

4. Раскройте сущность, причины и последствия неолитической революции.

Неолитическая революция – переход от присваивающей формы хоз-ва к производящим. 8-5 тыс. лет назад началось складывание экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Гордон Чайлд – назвал это НР.

Последствия: 1.Возрастает численности и плотность населения 2.Формируется новый образ жизни 3.Стали появляться излишки продуктов питания длительного хранения => люди, кот. могли заниматься управлением. Начинают складываться соседские земледельческие общины с родственными связями, кот затем объединились в фратрии (богатства).



Ранние цивилизации называются первичными их отличительные признаки: 1.Ремесло отделилось от сельск. хоз-ва 2. Появились города 3.Началось расслоение общества 4.Сформировались гос-ва 5.Созданна письменность

 

5. Раскройте особенности и укажите функции деспотической системы правления в цивилизациях Древнего Востока.

Деспотия– тип гос-ва, кот предполагает неограниченную власть, нестеснённую никакими правилами и законами, опирается на военный аппарат. С конца 4го тыс. появляются 1е цивилизации. Выделяют 3 зоны периода древних гос-в: 1.Евро-афро-фзиатская с центрами в долине реки Нил, междуречья Тигра и Евфрата, на Крите и Пелопоннесе (Египет, Вавилон, Ассирия)2.Южно-азиатская в бассейне Инда (Индия)3.Восточно-азиатская по берегам Хуанхэ (Др. Китай)

Особенности политического развития: 1.Исключитльное положение правителя (фараон, царь, император) Глава гос-ва обладал законодательной судебной властью, был бесконтролен. Он являлся верховным собственником всей земли и верховным жрецом 2.Политика принуждения 3. Строгая иерархичность (расположение чинов) Общество делилось:- во главе правитель - высший слой знати – жрецы (родовая и военная аристократия)- чиновники- купцы- воины- ремесленники- свободные общинники-крестьяне. Община определена нормы и контролировала их выполнение. Она была самодостаточной и замкнутой. Круговая порука – если 1 крестьянин не может платить налоги на землю, то вся община платила за него. - рабы (долговое – за долги и домашнее рабство – попали в плен) 4. Общественно – государственная собственность (земля)

Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация Древнего Востока.

Политическое: Деспотия (абсолютное преобладание государства над обществом, неограниченная власть царя, бесконтрольность, нестесненность власти законом, глава обожествлялся, собственные земли. Осуществление политики принуждения. Древний Восток – заложенный основы дипломатии.

Признаки: Экономические уклады были однотипными. 2. Основным занятием населения было сельское хозяйство. 3. Развивались ремесло, строительство, хозяйственный связи.

Социальные: Рабство было, но не рабы были ведущей силой, ею были общины.

Культура: обработка железа, стали, порох, бумага, обработка стекла. Шумера – изобретено колесо. Египет – календарь, астрономия. В цивилизациях Древнего Востока зародилась школа.

 

6. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древней Греции.

7. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древнего Рима.
6 век до н.э. - 5 век н.э.

3 этапа: 1й - ранняя античность 6 по 4 век до н.э. 2й - эпоха эллинизма(эллины-греки) расцвет. Др. Греции 4 - 2век до н.э. 3й - римское господство 2 век н.э. по 476г. н.э. 476г.- распад Римской Империи

Общие черты древних Рима и Греции:

1. заложили основы демократии

2. опыт разрушения демократических институтов

3. заложены основы судебной системы, которая стала отдельной ветвью власти

4. 1й опыт гражданского права в Риме - законы 12-ти таблиц

5. 1й опыт организации полит. партий и партийной борьбы (одни за цезаря, другие - оппозиция в лице сената) 6. изменяется содержание функций гос-ва (война)

7. 1й опыт создания межгосударственных союзов. Во 2й половине 6 века до н.э. по инициативе и под руководством Спарты создан пелопонесский союз полисов.

В ответ в 478г. до н.э. Афины создают союз приморских городов малой Азии - Делосская Симархия. Социально-экономические особенности:

А) В процессе колонизации 3 периода:

1 - мирное заселение пустующих земель греками

2 - завоевания Ал. Македонского

3 - завоевания Римской Империи

Б) В период античности изменилась система профессиональной стратификации

594г. до н.э. архонт Солон провел реформу в Афинах:

Всё общество в Афинах, кроме рабов, было поделено на группы в зависимости от имущественного ценза: - пятисотмерники - всадники – зевгиты - феты

 

Социально-экономические особенности В Греции преобладали торговля и ремесленничество. Колонизация носила сначала мирный, затем военный характер. Большое значение приобретало рабство. Оно было узаконено, велась работорговля. Стратификация общества: одни правили, другие стояли под кнутом. Свободные граждане были отстранены от хозяйственной жизни.

8. Раскройте основное содержание первых памятников права в древних цивилизациях.

 

В др. Египте считалось, что отношения людей в об-ве строятся на принципе Маат (богиня правды), т.е. на основе божественной справедливости и порядка. В Вавилоне – свод законов царя Хаммурапи. (282 статьи содержат статьи по правовому регулированию общественной и личной сторон) (уголовной, семейной и имущественный ). В Индии – законы Маму (12 глав содержат нормы и правила жизни всех слоёв об-ва). Общее в законах: 1.разница в наказании в зависимости от соц. статуса 2. Сберегали частную собственность 3. Защищали права наследования 4. Не лишали защиты рабов 5. Долговое рабство ограниченно 3 годами 6. Закладывались основы гос идеологии с целью укрепления деспотии и общественной консолидации. 7. Охраняли целостность семьи

 

 

9. Охарактеризуйте культурное наследие древневосточной и античной цивилизаций.

Древний восток: 1я письменность(Шумеры и Египет), Египет – папирус, Месопотамия – глина. Сказание о Гильгамеше, великие пирамиды, дворцы, гробницы, росписи, рельефы, определённые каноны, Месопотамия – астрономия, медицина-Египет. Религии(буддизм, Индуизм, Конфуцианство, Даосизм,). Античность: Ордеры, Эрейхтон, Парфенон, Фидий, Пракситель, Гомер, философы(Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель), Олимпийские игры. Колизей, Пантеон, христианство.
Египет: были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов, сфинксы. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. Расцвела архитектура храмов. Характерная черта этих сооружений - колоны, символизирующие лес. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий . Гораций Флакк , Овидий Назон . Эпоха империи стала золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал, писатель Апулей («Метаморфозы»).

 

10. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период раннего средневековья.

Ранее средневековье с 5 -10 века (Падение Византии). Становление цивилизации связанно с великим переселением народов. Факторы: 1.К началу 5 века уже шёл процесс романизации варваров и варваризации римлян. Синтез античности и варварства. 2. К концу 5 века на обломках Зап. Римской империи сложились варварские гос-ва: Вестготское, Вандальское, Франкское в Галлии. 3.Франкское королевство (Хлодвиг) 4.Происходит становление феодальных отношений, основой кот. становится частная собственность на землю. 5. Влияние церкви на все стороны жизни человека 6. Формируется 3 осн. сословия: феодалы (рыцари), духовенство и крестьяне.(Аллод, Бенефиций, Феод)

 

11. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период зрелого средневековья. (11век – рубеж 15-16 веков.)

11-12. Становление и развитие государственности на европейском континенте. Оживление экономики. Усиление влияния церкви на все стороны и деятельности средневекового общества. Складывание государственностей Англии, Франции, Италии, Германии, Венгрии, Норвегии, Швеции. Оживление экономики (росло потребление общества, быстрыми темпами развивалось ремесленничество). Усиление влияния церкви.

13-15. Обновления. Крестовые походы (попытки католической церкви освободить из рук мусульман святые места на востоке). 1095 – 1270. Шло сопротивление политике церкви. Ереси (отклонение от церковных догматов). Еретики осуждали роскошь священнослужителей. Утверждали, что миром правят и Бог и Дьявол. Называли себя «божьими людьми». Священники осуждали еретиков. В Европе проходила борьба между королями и землевладельцами. Стихийные бедствия. Мятежи и восстания. Опасность монголо-татарских завоеваний 13 в. Столетняя война 1337-1453. Укрепление феодальных городов, товарно-денежные отношение, централизация государства. Возрастают сословия.

 

12. Перечислите этапы, раскройте особенности социально-экономического и политического развития Византийской цивилизации.

1. Византия была гос-вом, в котором огромное значение играли централизованный бюрократический аппарат

2. Император был неограниченным правителем, но не собственником гос-ва.

Он подчинялся законам; Мог казнить своих подданных; Издавал законы; Был высшим судьей; Руководил армией; Управлял внешней политикой. НО: Не обожествлялся, считался смертным, ему надо было осознавать свое ничтожество и ответственность перед людьми. Должность была священная. Главной задачей любого правителя считалась забота о подданных. Руководители империи подвергались критике народа.

3. До XII в. Духовенство было полностью отстранено от участия в административной деятельности. Было запрещено сочетать духовную и светскую службы

4. Положение купечества и ремесленников находилось под строгим контролем государства.

Василевс - император

Этапы развития:

1. 4 - 7 века

а) империя - многонациональная страна, рабовладельческий строй сменяют раннефеодальные отношения

б) гос. строй определяется как военно-бюрократическая монархия, совещ.орган при царе - сенат + госсовет + думы

в) система феодальных отношений не сложилась, складываются особые отношения между императором и церковью

г) Византию называли страной городов , активное развитие торговли в т.ч. с Китаем

2 7- 9 век

а) эк. основа - свободные крестьяне, землей распоряжалась крестьянская община.

б) постоянные нашествия арабов и славян, резкое сокращение городов и численности населения в городах

г) столкновение Василевса и церкви

3. 9 - 11 век

а) при македонской династии начинается практика раздачи земель знати на к. работали зависимые крестьяне - из слоя земельных собственников формируется аристократия.

б) возрождение Византии период роста городов , экон. подъем привел к возрождению культуры

г) в конце 11 века в Константинополе создается патриаршая школа

4. 1081- 1204гг.

а) этап нового подъема при династии Комнинов, которых называют западниками

б) 1204г - 4-й крест. поход: захватили Константинополь и на Босфоре основали свое гос-во - Латинская империя

5. 1261-1453гг.

а) центр консолидации - Никейская империя

б) 1261г - император Михаил Полиолог (освободил Константинополь)

в) военный потенциал невелик, разорение экономики ,ремесло и торговля в упадке

е) 14- 15 века Византия дробится на уделы, власть феодалам => феодальная раздробленность

 

13. Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни Арабо-мусульманской цивилизации.

Государство арабский халифат образовалось после зарождения Ислама. Исламизация шла быстро. Религия и политика не конкурировали. Собственником земли было государство. Рабами были только пленники.

Арабский халифат (630-1258гг.)

1. при 1х халифах столица - Медина (632-661гг.)

2. династия Омейадов (661-750гг.) столица - Дамаск

3. династия Абасидов – Багдад (750-1258гг.)

особенности и факторы повлиявшие на развитие ислама:

1. Воплощение идеи единобожия => возникновение ислама. Мусульманин должен совершать паломничество - путешествие к святым местам с целью поклонения святым. Хадж - путешествие, обязательное для мусульман, паломничество в Мекку или Медину. Шариат - кодекс законов для мусульман. Джихад - священная война против неверных

2. Распространение ислама при Мухаммеде:

а) Мухаммед в 622г. переселился в Медину , в 630г. он захватил Мекку => Ед. исламское гос- во, во главе Мухаммед, который соединил дух. Власть (умамат) и светскую (эмират).

б) был избран заместитель пророка – халиф - верховный правитель светская + духовная власть - после смерти Мухаммеда

Сунниты - почитают Коран и устные предания о деяниях и высказываниях Мухаммеда (сунны)

Шииты - почитают только Коран

750г. - династия Омейадов в вост. части халифата была свергнута, халифами стали Абасиды, которые перенесли столицу в Багдад.

В западной части правили Омейады, которые основали Кордовский халифат.

Особенности развития: 1. государственность зародилась на основе только что зародившейся религии 2. исламизация и арабизация завоеванного населения + эк. Политика

 

14. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Индии в Средние века.

Поделена на княжества, общество делится на 4 сословия - варны: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, шудры - зависимые люди.

Варны делились на касты - замкнутые группы людей, объединенные занятием и занимающие определенное положение в обществе.

Правитель – раджа (князь)

Середина VIII в. – Северная и центральная части Индии были завоеваны раджпутами. XIII в. – страна была объединена в рамках мусульманского государства (Делийского султаната). Города Индии успешно развивались, чему способствовало расширение торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи. В Индии стал распространяться ислам. Но основная часть населения оставалась верна индуизму. Культура. На юге Индии в X – XII веках получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Завоевание Северной Индии в X – XII веках мусульманами принесло новые традиции для Индии – это традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи). Наука. Десятичная система счисления. Таблица для вычисления местонахождения планет. Арнабхата высказал мысль, что Земля – шар и вращается вокруг земли.

 

15. Охарактеризуйте особенности внутреннего развития Китая в Средние века.

Религия - даосизм, учение конфуцианство.

Принцип большой семьи: император защищал, приближенные подчинялись.

Особенности:

- Цикличность развития (династии: Суй - 6-7 века, Тан - 7-10 века, Сунн - 10-13 век, Юань - 13-14 века монгольская династия, Мин – 14-17 века)

- Положение государства в обществе и отношение к экономическим процессам

Шан Ян - концепция гос. Управления (3 функции гос-ва: земледелие, торговля, управление), кто ее придерживался - легисты.

- Отношения гос-ва и общества: не сложилась система вассалитета, система равных полей , семейно-клановые связи, разветвленный бюрократический аппарат чиновников.

 

16. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Японии в средние века.

Древняя языческая религия японцев-синтоизм(путь духов)+китайский даосизм+связь с буддизмом=японский синтоизм.

Япония в Средние века развивалась по образцу Китая. Но были особенности развития, связанные со слабостью центра. Государственная власть слаба. Вокруг власти сконцентрировался Дом Фудзивары, который ставил регентов при императорах. Самураи. В целях борьбы с восстаниями и предупреждениями уходов крестьян с земли феодалы стали создавать военные отряды.

17. Раскройте особенности возникновения и развития Древнерусского государства – Киевская Русь (IX- начало XII вв.).

Для формирования государственности у вост. Славян были все предпосылки. Благодаря способностям развития славянского этноса и образовалось государство.

Вервь, вече, вотчина, поместье, полюдье, дань, погост, урок, удел.

В начале 3го тысячелетия на смену родовой общины пришла соседская, единство которой обеспечивалось за счёт эк. отношений.

Эк. предпосылки образования гос-ва: 1. Переход от подсечного земледелия к пашенному. 2. Отделение ремесла от с/х 3.сосредоточение ремесла в городах 4. Преобладание труда над рабством

Полит. предпосылки: 1. Необходимость в защите 2. Формирование славянских племенных союзов 3. Защита от внутренних врагов

Киевская Русь в своем развитии прошла 3 этапа:

1 – начальный (IX – конец X), 2 – расцвет (конец X – середина XI) 3 – Упадок (сер XI – начало XII)

Политические и соц-экономические особенности: 1. Киевская Русь – раннефеодальная монархия. А) Сначал Русь была централизованным гос-м, во главе был князь. При жизни князя-отца его сыновья были наместниками и платили ему дань. После его смерти земля делилась сыновьям. Сюзеренитет. Б) Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и сборщиком налогов. Вокруг него – дружина и между ними складывались феодальные отношения. В) С подвластных территорий собиралась дань. Г) В городах управление осуществляли посадники и тысяцкие. Д) Княжеская власть была ограничена вечем.

2. Соц.-экономич. отношения. В основе лежала не частная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников.

3. Соц. отношения обуславливали соц. структуру общества. Согласно Русской Правде Ярослава на Руси было 2 группы населения: служилые(служили князю, бояре) и неслужилые(платили дань, смерды). После смерти Ярослава 1054г. гос-во поделили между 5 сыновьями. В 1097 в Любиче .

Соц. предпосылки: 1.Смена родовой общины соседской 2.Возникновение соц. неравенства

 

18. Раскройте причины и последствия принятия христианства на Руси.

1. Надо было удержать славянские земли, но опираясь только на военную силу, без религии, сделать это было нельзя. Требовалось отойти от многобожия т.к. было одно государство, один князь, должен быть только 1 Бог.

2. Европа и окружающие Русь государства перешли к монотеистическим религиям.

3. На повестку дня поставлен вопрос укрепления земли: надо было уходить от многоженства, переходить к уважению к женщинам, поднимать культ матери, воспитывать любовь к детям.

4. Углублялось соц. Неравенство. Надо было объяснить, что все от Бога.

5. Развитие письменности.

6. Необходимость повышения международного авторитета.

Последствия: а) Русь уровнялась с христианскими государствами. Б) Упрочнились связи с Византией. В) Киевские князья породнились с монархами христианских стран. Г) Случилось укрепление государственной власти. Д) Религия учила богатых помогать бедным. Е) Происходило приобщение к мировой культуре. Ж) Появились 1-е святые. З) Владимир стал святым равно апостольским.

 

19. Укажите причины распада Руси на отдельные княжества, охарактеризуйте тенденции развития крупнейших русских земель в период раздробленности (начало XII- первая половина XIII вв.).

В 1132г. умирает князь Мстислав – с этого и начинается период раздробленности Руси. Под раздробленностью понимается политическая и экономическая децентрализация государства. Когда на терр-ии госва создается несколько практически независимых друг от друга самостоятельных гос-в.

Экономические причины:

1. Изменился порядок владения землей. Князья не только присваивали земли себе, но и наделяли ею своих старших дружинников.

2. Основой богатства бояр стало присвоение чужого труда.

3. Князь стал заинтересован не в замене престола, а в укреплении своего княжества.

4. Утраченная возможность обогащаться за счет заморской торговли

5. Натуральный характер хозяйства.

6. Земли могли существовать самостоятельно.

7. Активно развивались ремесла.

Политические причины:

1. В каждой русской земле собирали свое вече. Было свое народное ополчение, свой князь собирал налоги и т.д.

2. Городское население желало иметь не киевского наместника, а собственного княза.

3. Не было твердого и определенного порядка наследования престола.

4. От усобиц страдала Киевская земля.

5. Не утихали усобицы Руси. Цель – укрепление своего княжества.

Последствия:

1. Раздробленность не привела к упадку Руси.

2. В этот период был подъем экономики и активизации культурной жизни.

3. Более быстрыми темпами шел рост ботчины и собственности на землю.

4. Князья стали держаться своей вотчины.

5. Общая обороноспособность Руси значительно ослабла.

Вывод: период раздробленности носил закономерный характер. Не смотря на то, что Русь раскололась на отдельные княжества, мысль о единении Русских земель продолжала жить в сознании народа.

Ф.р. Баскак, ярлык, выход, курултай.

20. Охарактеризуйте период западноевропейской экспансии, монголо-татарского нашествия на Русь и их последствия.

240 лет Русь была под игом Золотой Одры. Первое столкновение произошло в 1223 г. на реке Калке, а через 14 лет монголы завоевали всю Русь, которая попала в вассальную зависимость. Дань. В августе 1378 года на берегах реки Вожи русские нанесли монголам сокрушительный удар. 8 сентября 1380 года на Куликовском поле русские одержали победу ,которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.

К концу XV века Русь превратилась в сильную державу с центром Москвой. Князь Иван III дань платить перестал и чувствовал готовность к окончательному столкновению с монголами. В октябре 1480 года на реке Угре произошло последнее противостояние между русскими и монголами.

Последствия м-т. нашествия:

1. Под влиянием ига утверждались подданнические отношения князей.

2. Изменился состав управленцев. Из 12 князей в Рязани погибло 9. В Ростове из 3х двое, в Суздали из 9 – 5. 3. М-т иго оказало влияние на развитие городов: в Европе шли революции. На Руси из 74 городов 49 было разорено, 14 из которых так и не поднялись из пепла. Переяславль-Залесский разрушался четырежды.

4. Замедлилось развитие сельского хозяйства.

5. Русь оказалась в экономической изоляции.

6. На Руси ограничилась частная собственность в угоду государственной. Вывод: м-т иго способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы. Западные Шведы напали на Русь в течение 2х веков 26 раз. Литовцы – 14. Немцы – 11, Новрержцы и Шведы – 5 раз.

 

21. Дайте характеристику основным этапам образования единого Русского государства (конец XIII- начало XVI вв.).

1. Выгдное георграфическое положение.

2. Генеалогическое положение московски князей.

3. Потребность выйти из удельной неурядицы и татарского порабощения.

4. Сочувствие к Мск русского боярства. Оно всегда стремилось встать на сторону сильных людей.

5. Политическая близорукость орды. Татары недооценивали потенциала мск. Объединение и становление единого Русского гос-ва прошло 3 этапа:

1. Начало XIV – середина XIV в. Начальный. Шла борьба Московский и Тверских князей. Мск стала церковным центром. 1299- киевский митрополит Максим переехал во Владимир. 1326 – Митрополит переехал в Мск. Территория Мск кяжества расширилась.

2. Середина XIV – середина XV. Утверждение Мск как центра объединения русских земель. 1340-1353 Симеон гордый. 1353-1359 Иван II красный. 1359-1389 – Донской.

3. Середина XV – начало XVI в. Завершение объединения русских земель вокруг Мск. 1462-1505 Иван III. 1505-1533 – Василий III. Вывод: возвышение Мск и образование становления единого Русского гос-ва стало закономерным этапом развития российской цивилизации.

Заключение. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

 

22. Опишите Великие географические открытия: причины, ход, последствия.

Причины: 1.Развитие картографии и техники мореплавания; появление компаса и нового вида кораблей – каравеллы. 2. Потребности развития экономики в Европе. 3. Восток считался основным источником золота и серебра. 4.Широкое распространение получили представления о шарообразности земли. 5. Совершенствовалась военная техника, появилось огнестрельное оружие

Метрополия – гос-во по отношению к своей колонии (город, обладающий колонией).

Организатор 1х экспедиций по поиску морского пути в Индию был португалец – Принц Энрики Мореплаватель, который в 1441г достиг Африки.

Географические открытия в основном осуществляли Испанцы, Португальцы. Им была свойственна большая смелость и решительность к освоению нового т.к. они были закалены в борьбе с мусульманами.

Открытия.

1486г – португалец Бартоломео Диас, плывя на юг вдоль берега Африки, достиг её южной оконечности, которую назвал мыс Бурь (мыс Доброй Надежды).

1498г – португалец Васко да Гама обогнул Африку и через Индийский океан достиг Индии.

1492г – Колумб достиг Америки (не зная об этом).

1507г – Америго Веспуччи высадился и описал северную часть Америки.

1519 – 1522г – Фернан Магеллат совершил кругосветное путешествие и доказал шарообразность земли.

Значение: 1. Расширение границы европейской цивилизации 2. Повлияли на темпы экономического развития Европы 3. Революция цен. 4.Было положено начало угнетению народов Азии, Африки и Америки.

 

23. Раскройте содержание эпохи Возрождения, опишите основные идеи и достижения деятелей культуры.

На рубеже 13-16в в Европе начинает формироваться культура Возрождения. Она преимущественно городская, тесно связанна с рождающимися буржуазными отношениями. Возникла в Италии, которая в этот период являлась передовой в экономических отношениях. Связанна с идеологией и практикой гуманизма – учение о ценности человека. Возрождение означало колоссальный переворот в сознании человека, в его отношении к жизни, труду, богатству. 4 периода культуры: 1. Проторенессанс (13в-14в) 2.Ранее возрождение (15в) 3. Высокое возрождение (1я треть 16в) 4. Позднее возрождение (середина-вторая половина 16в).

1мы реформаторами выступают литераторы и поэты: Данте «Божественная комедия», Боккаччо. В сфере искусства: Джотто «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа». Мозаччо «Троица». Лоренцо Бернини , Сандро Боттичелли «Благовещение», «Весна», «Рождение Венеры». Донателло «Давид». Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря», Микеланджело «Пьета», «Давид».

 

24. Дайте характеристику Реформации: раскройте причины возникновения, укажите сущность и её последствия для развития Европы.

Реформация – религиозное и общественно-политическое движение: 1. выдвигавшее требования: реформирование церкви и преобразование обрядов санкционированных ее учением. 2. обозначившее радикальные изменения в христианстве. Секуляризация – изъятие земельных богатств из ведения церкви и их передача светским властям.

Индульгенция– письменная грамота об отпущении грехов.

Причины: Людей раздражала жадность и роскошь духовенства. Это выражалось и проявлялось в продаже индульгенций.

Гос-ва с сильной королевской властью ограничивали церковь. Начало было положено в Германии – Мартин Лютер в 1517г опубликовал 95 тезисов, направленные против продажи индульгенций: 1.Спасение человека от ада приходит не от исполнения церковных предписаний, а от веры человека в Бога. 2. Он выступил против контроля за верующими со стороны духовенства. 3. Церковь и духовенство не являлись посредниками между человеком и Богом. 4. Он призвал бороться против римского папы не только словом, но и оружием.

В 1529г. князья священной римской империи выступили с протестом, где выражалось несогласие с ограничением лютеранства.

Кроме Лютера, Томас Мюнцер - протестант (всю жизнь нужно очистить от зла и частной собственности), Жан Кальвин (судьбу человека не знает никто и никто не может ее изменить, даже сам человек. Это суждение легко в основу учения о предопределении. Богатство – богоизбранность).

1555г – Аугсбургский религиозный мир, который признал католицизм и протестантизм равноправными религиями.

Вывод: В результате реформации произошел раскол католической церкви. Римский папа потерял могущество.

 

25. Раскройте причины, важнейшие этапы революционного процесса в Европе в XVI-XVIII вв. и его значение.

Революция – радикальные, относительно быстрые насильственные изменения политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, сложившихся в обществе.

 

Этот период характеризуется завершением образования централизованных государств. Происходит разложение цеховой системы производства, создаются мануфактуры. Резкий рывок в развитии товарно-денежных отношений, развивается кораблестроение, совершенствуется военное дело (порох, огнестрельное оружие).

Страны в XVI-XVIII веках делятся на периферийные и страны центра.

Периферия: Германия, Италия, Испания, Португалия.

Центр: Англия, Франция, Голландия.

В XVI – XVIII веках в Европе активный процесс перехода от традиционному к индустриальному обществу на основе осуществленной модернизации.

Причины:

1.Социально-экономическое воздействие вступает в противоречие с костной политической структурой. Политическая структура сдерживает развитие экономики.

2.Складывание революционной ситуации. Недовольство самых широких слоев общества.

3.Готовность людей идти на революцию.

Целью буржуазных революций была ломка устоем феодального общества и утверждение власти на новых, более демократических основах.

 

26. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI-XVIII вв.

идет активный процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу на основе модернизации.

Модернизация – обновление, изменение чего-либо в соответствии совершенными требованиями. Индустриализация – 1. переход от мануфактурного производства к машинному (фабричного); 2. Перевод отдельных отраслей или экономики в целом на основу крупного машинного производства. В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация. Ломка традиционных устоев получила название – модернизация. Модернизация включает в себя:1. Урбанизацию (рост количества городов и числа городского населения). 2. Индустриализацию, начало которой положил промышленный переворот в Англии во 2й половине 18 века. 3. Демократизацию политических структур, которая привела к зарождению гражданского общества и правового государства. 4. Рост научных знаний и обмирщение культуры.

Внутри западноевропейской цивилизации наметилось деление по уровню социально-экономического развития на центр и периферию. Периферия: 1.Германия 1) Феодальная раздробленность 2) 30 летняя война 1618 – 1648г 3) Конкуренция на Балтике привела к упадку Ганзейского союза (торгово-политический союз северных немецких городов, который осуществлял посредническую торговлю между восточной, западной и северной Европой).

2. Италия 1) Феодальная раздробленность. 2) Войны (война за испанское наследие 1701-1713). 3) Италия потеряла лидерство в средиземноморской транзитной торговли. 3. США 1) Север – ферма (Капитализм), Юг – плантация (Рабовладение) 2)Отсутствие феодальной традиции. 3) Английская демократическая практика.

Центральное развитие: 1. Англия 1) Развитие капитализма проходило не только в городе, но и в деревне 2) Большая часть дворянства стала заниматься предпринимательством – джентри 3)Появились пауперы – вольнонаемные рабочие 4) Гос. структура с самого начала была перестроена на нужды новой экономики. 2. Голландия 1) Главный источник богатства – посредническая торговля 2) В начале 17 века – самая богатая страна Европы и международный финансовый центр (Амстердамский банк и биржа) 3) промышленность развивалась слабо, своего производства нет.

 

27. Раскройте содержание основных политических идей эпохи Просвещения.

Просвещение – историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки, познании естественного порядка.

Основные черты:

- Вера во всесилие науки и человеческого разума - Причиной всех бед лидеры просвещения видели в невежестве.

- Они критиковали всё, что угнетало человека. - Требовали равенства всех перед законом.

- Выступали за неприкосновенность собственности. - Выступали за невмешательство церкви в светскую жизнь.

- Выступали против абсолютизма. - За свободу печати, справедливые налоги и поддержку науки.

 

28. Раскройте особенности внутренней политики Ивана Грозного. См.книжку

29. Охарактеризуйте Смутное время в Российском государстве: причины, основные события и последствия.

Причины: Экономический кризис 1601-1603г., Династический кризис. Конфликт между боярами за власть., Политический кризис

Этапы и события.

1598-1605 1604 – появление Лжедмитрия I 1598 – смерть Федора Ивановича

1605 – 1610 социальный Восстание Болотникова – 1606-1607 Сентябрь 1609 – Шуйского свергли.

1610-1613 Национальный 1611 – пол Смоленск. 1610 – оккупация Швеции

Последствия: Смута опустошила Россию, многие деревни и села были сожжены до тла, жители истреблены. Нужно было восстанавливать финансы, земли.

 

30. Дайте характеристику экономическому и социальному развитию России в XVII веке.

1. Преодоление «великого московского разорения». Восстанавливающий процесс после смуты занял примерно 30 лет и завершился к середине XVII в.

2. Углубление в сельское хозяйство и ремесла. В землях, расположенных юго




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.067 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7