Эволюция пейзажной лирики
Особенности пейзажной лирики поэта. « К морю» , «Погасло дневное светило», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «Редеет облаков летучая гряда», «В поле чистом серебрится», «Вновь я посетил…» Типы пейзажей А.С. Пушкина Психологический пейзаж («На холмах Грузии лежит ночная мгла…») Философский пейзаж («Евгений Онегин») Социальный пейзаж («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») Эволюция пейзажной лирики. 1. 10-е годы (преобладание пасторали, изображение идеальной природы: “вечный полдень”). В раннем творчестве прослеживаются черты сентиментализма. Пейзаж играет роль фона для изображения чувств лирического героя («Осеннее утро»). Образы природы не индивидуализированы. Так, в главном шедевре ранней пейзажной лирики – “Деревне” (первая часть) – на первый план выходят не конкретные приметы или признаки природы, а обобщающий эпитет: “сень пленительных дубрав”, “беспечный мир полей”. 2. Первая половина 20-х годов (преобладание элегии). В творчестве периода южной ссылки видим черты романтизма. Это значит, что описание природы становится выражением внутреннего состояния лирического героя. Элегический пейзаж (стихотворения 1820–1824 годов) контрастирует с пасторальным “вечным полднем”: солнце затемняется, затуманивается (1820 год: “Погасло дневное светило; // На море синее вечерний пал туман”; “Редеет облаков летучая гряда; // Звезда печальная, вечерняя звезда, // Твой луч осеребрил увядшие равнины”). Природа становится фоном одиночества, печали, грустных воспоминаний (для этого подходят одинокая звезда, одинокая тёмная скала, пустынный берег и т.д.). Переломное стихотворение – “К морю” (1824); в нём Пушкин прощается с олицетворённой “свободной стихией”. Олицетворение природы, уподобление поэта стихии, а стихии поэту – таковы черты романтической поэтики; вот и Пушкин говорит с морем как равный с равным: как с другом, с товарищем-заговорщиком. 3. Вторая половина 20-х и 30-е годы (“открытие” русской природы). В позднем творчестве основной метод в изображении природы – реализм. Мы видим гармонию лирического героя с природой. («Вновь я посетил…»). Принципы поздней пейзажной лирики – предметная конкретность и поэтизация обыденного. Появились картины русского леса, зимней бури с её народным чудесным; поэзия русской деревни”. Основные стихотворения этого ряда – “Зимний вечер” (1825), “Зимнее утро” (1829), “Осень” (1833). Мы с ранних лет привыкли к стихам о русской природе: “Не шуми ты, рожь, // Спелым колосом…” (А.Кольцов); “Чародейкою зимою // Околдован, лес стоит…” (Ф.Тютчев), “Я пришел к тебе с приветом // Рассказать, что солнце встало, // Что оно горячим светом // По листам затрепетало” (А.Фет), “Вот уж снег последний в поле тает, // Тёплый пар восходит от земли” (А.К. Толстой); “Белая берёза под моим окном…” (С.Есенин). Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым. « К морю» (1824) Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланиюпоэт уже в новой ссылке — в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический периодтворчества Пушкина. В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Причем в элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы — философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется в каждой строчке стихотворения. В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вторая часть начинается с риторических вопросов («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Здесь также есть точные, выразительные эпитеты («путь беспечный», «торжественная краса»), анафоры («Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим»), перифразы («гробница славы», «Он был, о море, твой певец»), обращение(«о море»), сравнение(«как бури шум»), инверсии(«Он духом создан был твоим»). Кроме общеупотребительной лексики, поэт использует слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец») и славянизмы(«хладный», «могущ»). Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие «ш», «щ», «ч», протяжные гласные «у» и «о», звонкий «р». Перекличка этих звуков напоминает однотонный, заунывный ропот моря. Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал...» — Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» — среднего рода. Убедительное объяснение этому дает Е. Маймин. Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом «и ощущается как друг», поэтому «неправильное» словоупотребление внутренне оправданно. В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человеческой судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чувство безнадежности здесь уравновешивается этим обращением. В третьей части используются обращения («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?», «Прощай же, море!»), эпитеты («пустыни молчаливы», «торжественной красы»), многосоюзие(«И блеск, и тень, и говор волн»), риторический вопрос («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?»). Пушкин использует высокую лексику («тиран», «благо»). Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |