Значение произведения
Это стихотворение стало этапным не только в творчестве А.С. Пушкина, но и в развитии русской литературы, обозначив ее движение от романтизма к реализму. Оно, с одной стороны, продолжает традиции романтической лирики Жуковского («Море») и передает эстафету поэзии Лермонтова («Парус»). С другой стороны, это стихотворение с его романтической идеей и стилистикой контрастирует с той «поэзией действительности», которая вскоре становится ведущей тенденцией в творчестве самого Пушкина. Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан... Лирический герой во время морской прогулки погружается в воспоминания, которые вызывают в нем смешанные чувства- он снова переживает все, что ощущал тогда, но при этом не хочет ничего вернуть и изменить в прошлом, он готов двигаться дальше и становиться мудрее с опытом этих воспоминаний. Таким образом, в стихотворении звучит мотив пути, жизненного пути, судьбы, мотив своей-чужой стороны(берега). Возникает также образы моря и ветра, образ бури, которые сопоставлены с состоянием лирического героя- он также угрюм и взволнован, как океан, и также послушен воле судьбы, как ветрило." Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан"-эти строки повторяются три раза на протяжении всего стихотворения, обозначая собой условный конец каждой из трех частей, на которые можно разделить лирическое произведение В первой части представлен пейзаж, картина наступления сумерек, вечера на море, которая опять сопоставлена с состоянием лирического героя, но здесь отобразилось не только состояние души в повторяющихся строках, но и вступление его на новый этап жизни, исчезновение прошлого в первых двух строках- "погасло дневное светило"(метафора) символизирует уход юности, "на море синее вечерний пал туман"-наступает другой период в жизни лирического героя, более осмысленный,его символизирует "вечерний туман", а душа его(лир.героя) как романтика сопоставлена с синим морем. Во второй части лирического произведения представлены чувства из прошлого, которые возрождают воспоминания в душе лирического субъекта." В очах родились слезы вновь,душа кипит и замирает"-этими метафорами передается ностальгическое настроение, эмоциональность в этой части стихотворения очень высока. В третьей части стихотворения к лирическому герою после ощущений из прошлого приходит осмысление невозвратимого и действительности, осознание того, что он уже другой и готов к чему-то большему. Говоря о том, чем лирический герой жертвовал в юности, поэт использует прием восходящей градации:"Покоем, славою, свободой и душой". Свобода и душа-это то, без чего человек существовать в принципе не может. Стихотворение написано высокой традиционно-поэтической лексикой. Используются устаревшие формы слов "ветрило";"брега","златых"," младость"-старославянизмы, которые придают стихотворению возвышенный тон. Размеренное и медленное звучание, которое придает вольный ямб в сочетании то с перекрестной, то с кольцевой, то со смежной рифмовкойуказывают на принадлежность стихотворения к медитативной лирике. Ощущение некой медитации передает также ассонанс звуков У Э О.Все это также свидетельствует о том, что перед нами жанр элегии."Элегия-это один из традиционных жанров романтизма, именно в этом направлении творил "ранний Пушкин". Данное стихотворение написано в романтическом ключе, на что указывает соответствующий направлению жанр, романтические символы (море-душа лир.героя, корабль-судьба и др.),одиночество романтического героя, противопоставление его с обществом из прошлого. Идеал лирический герой-романтик видит в настоящем и будущем, где он вместе с опытом "минутной младости" становится высокодуховным, мудрым. спокойным человеком. «Зимняя дорога» Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное Ни огня, ни черной хаты, Скучно, грустно... Завтра, Нина, Звучно стрелка часовая Грустно, Нина: путь мой скучен, А6. Это стихотворение А. С. Пушкина традиционно относят к 1) философской лирике 2) любовной лирике 3) вольнолюбивой лирике 4) пейзажной лирике А7. Идейным центром стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» становятся 1) философские размышления поэта 2) воплощение темы трагического одиночества 3) психологический портрет лирического героя 4) патриотические чувства поэта А8. Авторский пафос (преобладающее настроение) стихотворения «Зимняя дорога» 1) патетический 2) дидактический 3) трагический 4) элегический А9. Для стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» характерны мотивы 1) высокой гражданственности 2) трагической влюблённости 3) единства настроений человека и природы 4) свободы и независимости А10. Основным средством создания картины русской зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» становится 1) романтический пейзаж 2) яркие цветовые эпитеты 3) поэтическая аллегория 4) сравнения и антитезы В5. Выпишите слова, которыми автор неоднократно характеризует настроение лирического героя. В6. Как называется в литературоведении элемент композиции, в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» позволяющий автору воссоздать поэтическую картину зимы: Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной В7. Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое использует А. С. Пушкин для одушевления картин природы, наделения их человеческими чувствами и переживаниями: Сквозь волнистые туманы В8. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога». С2. В чём отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений М. Ю. Лермонтова, посвящённых теме природы. Ответы: А6. 4 А7. 3 А8. 4 А9. 3 А10. 1 В5. Скучно, грустно В6. Пейзаж В7. Олицетворение В8. романтизм
«Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Под голубыми небесами Вся комната янтарным блеском Скользя по утреннему снегу, С4. Как вы понимаете основную мысль стихотворения? В8. К какой разновидности поэзии относится стихотворение «Зимнее утро»? В9. Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А. С. Пушкин: Великолепными коврами, В10. Укажите название изобразительного средства, которое поэт использует в четвёртой строфе: Вся комната янтарным блеском В11. Укажите название средства художественной изобразительности, использованного А. С. Пушкиным: Луна, как бледное пятно, В12. Как называется художественный приём, использованный А.С. Пушкиным: «вьюга злилась»? С5. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? С6. В чём сходство и различие пейзажной лирики А.С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?
В8. Пейзажная В9. Метафора В10. Аллитерация В11. Сравнение В12. Олицетворение
«Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Эти строки знакомы нам с начальной школы. И всякий раз, перечитывая стихотворение, мы не перестаём восхищаться мастерством поэта. Ощущение радости, безграничного счастья хочет передать автор читателю. Стихотворение насыщено эмоционально-оценочными определениями: “день чудесный”, “друг прелестный”, “ковры великолепные”, “друг милый”, “берег милый”. “Жизнь прекрасна!” — как будто хочет сказать поэт. Раскатистый звук [р] в первой строфе повторяется четырнадцать раз (“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”). Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные. Во второй же строфе звуковой состав меняется: завывание вьюги помогают услышать сонорные носовые [л] и [н] в сочетании с гласными. Меняется и эмоциональный настрой: “мутное небо”, “бледное пятно” луны, “тучи мрачные” вызывают печаль героини. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор... а нынче... погляди в окно...” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Но смогли бы мы оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного, печального вечера? Третья строфа — зимний пейзаж. Русская зима небогата красками, но картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой (“под голубыми небесами”), и чёрный (“прозрачный лес один чернеет”), и зелёный (“ель сквозь иней зеленеет”). Всё сверкает, сияет за окном; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”: Под голубыми небесами Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: Вся комната янтарным блеском Только блеск этот уже не холодный, зимний, а тёплый, золотисто-коричневый, янтарный. В третьей строфе не слышно звуков (наверное, потому что герой стихотворения находится в доме и видит зимний пейзаж из окна), зато в четвёртой строфе мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Тавтология “треском трещит” художественно оправдана. Однако третья и четвёртая строфы не противопоставлены. Вспоминаются строчки Б.Пастернака, появившиеся через сто с лишним лет после пушкинского стихотворения: Мело, мело по всей земле Здесь мы видим, что зловещий внешний мир противопоставлен светлому миру дома. В пушкинском же стихотворении одинаково прекрасно всё: и великолепная заоконная картина, и уютная домашняя обстановка: Приятно думать у лежанки. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строке стихотворения. День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в его жизни никогда не было мрачного, тоскливого вечера; не может ощутить свежести морозного дня, если он никогда не чувствовал тепла затопленной печки, не может испытать счастья пробуждения, если он никогда не был погружён в негу сна. Глаголы повелительного наклонения (“проснись”, “открой”, “явись”, “погляди”) в первой и второй строфах призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Ощутим гармонию жизни, и тогда мутное небо обязательно превратится в голубые небеса, хлопья снега, кружимые злой вьюгой, станут “великолепными коврами”, одиноко чернеющий “прозрачный лес” снова будет густым, а кобылка бурая перевоплотится в “нетерпеливого коня”.
«Туча» Последняя туча рассеянной бури! Ты небо недавно кругом облегала, Довольно, сокройся! Пора миновалась, А1.Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» написано в жанре 1) торжественно оды 2) философской элегии 3) политической сатиры 4) романтической баллады
А2. Тематика стихотворения «Туча» связана с 1) размышлениями поэта о конечности бытия 2) любовными переживаниями поэта 3) раздумьями о мире природы и человека 4) рассуждениями о природе творчества
А3. Одним из важнейших композиционных приёмов в стихотворении «Туча» является 1) повтор 2) умолчание 3) перенос 4) инверсия
А4. Эмоциональный тон стихотворения «Туча» характеризуется 1) ироничностью 2) взволнованностью 3) бесстрастием 4) мрачностью
А5. Образ тучи в стихотворении Пушкина важен автору как 1) символ жизненных тревог и испытаний 2) образная пейзажная зарисовка 3) конкретная природная примета 4) скрытая политическая аллегория
В1. Как называется вид рифмовки, который использует А. С. Пушкин в стихотворении «Туча»?
В2. Укажите название художественного приёма, к которому прибегает А. С. Пушкин в следующих строках: Одна ты несешься по ясной лазури,
В3. Как называется приём «очеловечевания» явлений природного мира, к которому прибегает А. С. Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин. В4. Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений (унылая тень» - «ликующий день») В5. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное значение образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т. п.). В6. Определите размер, которым написано стихотворение «Туча». С1. Каков философский смысл стихотворения А. С. Пушкина «Туча»? С2. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека? Ответы: А1. 2 А2. 3 А3. 1 А4. 2 А5. 1 В1. Смежная В2. Анафора В3. Олицетворение В4. Антитеза В5. Эпитет В6. Амфибрахий
С3. Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча». Автор рисует пейзаж, но мы слышим его голос, чувствуем его отношение к нарисованной словом картине. В стихотворении А.С. Пушкина «Туча» мы видим художественный образ тучи. Она является совокупностью всех отрицательных эмоций автора: он отчаянно гонит её с небес, желая любоваться красотой окружающего мира. Поэт использует такое средство художественной выразительности, как анафора («Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день…»), чтобы подчеркнуть, что туча для лирического героя Пушкина - единственное препятствие, которое мешает насладиться гармонией природы. В стихотворении сама туча наводит человека на печальные мысли, заставляет грустить, мешает радости, предстает чем-то совершенно чужим и ненужным. Но всему свое время. Туча «царствовала» на небосклоне в свой черед, теперь пришла пора уступить место солнцу. Эмоциональный тон в стихотворении постепенно меняется от грустного и унылого к жизнеутверждающему. Лирический герой, обращаясь к туче, просит ее покинуть небо, скрыться, чтобы день изменился и все вокруг засияло яркими красками: «Довольно, сокройся! Пора миновалась». 3 балла С3. В чем состоит философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча»? Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других. Принципы отражения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении. Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно. В поздней поэзии исчезает упоение мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье - душа воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира. В стихотворении "Туча" (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление. Эпитеты обозначают не цвет (а именно к этому мы привыкли в стихотворениях о природе) – а внутреннее состояние унылая тень, ликующий день, успокоенные небеса, алчная земля. Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений ты печалишь, ветер тебя гонит, ты поила землю, вводя в пейзажную миниатюру элемент философского размышления о жизни. 3 балла
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |