Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что греки понимали под мелосом?



2015-12-06 613 Обсуждений (0)
Что греки понимали под мелосом? 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы по древнегреческой лирике

Гомеровский период, «гомеровская Греция» — время героического эпоса. VII—VI вв. до н. э. - пора расцвета лирической поэзии. Почему происходит подобная смена в художественных вкусах? Как возникновение индивидуальной лирики связано с распадом старых и зарождением новых форм общественной жизни и сознания?

Ответ надо искать в глубоких социальных сдвигах в жизни греческого общества. Уходила в прошлое архаическая Греция. Традиции рода, отношения внутри племени, во многом определявшие поступки и мировидение величественных гомеровских героев, переживали кризис. Происходило разложение родовых отношений. Возвышалась захватывавшая общинные земли родовая знать, то есть люди, чьи предки когда-то выдвинулись, благодаря совершенным героическим деяниям. Углублялось имущественное расслоение, разделившее аристократию и демос. Начали возникать небольшие города-государства, полисы. Власть в полисах могла быть демократической, как в Афинах, или олигархической, как в Спарте. От слова «полис» происходит и наше слово «политика». В результате борьбы между знатью и простыми бедными людьми в полисах власть захватывали т. н. тираны; при этом само понятие «тиран» первоначально означало в полисах «господин». Оно не обязательно соответствовало современному негативному значению, не связывалось с жестокостью и насилием. Тираном считали того, кто пришел к единоличной власти, не имея на то наследственных прав. Тираны, нередко выходцы из низов, в основном проводили политику, ориентированную на улучшение участи демоса, они поощряли ремесла, торговлю, понимали нужды культуры. Нередко тиранов свергали их соперники. Позднее, когда в Афинах, уже в V в. до н. э., сложилась зрелая демократическая система, тирания стала восприниматься отрицательно, поскольку покоилась на принципе единовластия. Чтобы придать блеск своему правлению, тираны приглашали поэтов, художников, скульпторов, покровительствовали им, оказывали материальную поддержку. В частности, такой знаменитый поэт архаической Греции, как Анакреонт, о котором речь пойдет ниже, подолгу жил при дворах разных тиранов и услаждал их своим искусством.

С развитием полисов менялось и мироощущение эллинов. Если раньше грек осознавал себя частью родоплеменного коллектива, воплощал его настроения, чаяния, верования, то теперь он все более самоопределялся как личность, индивидуальность. Конечно, он продолжал быть частью коллектива, потому что изолированное существование человека не возможно ни при каких условиях, но новый коллектив уже отличался от прежнего родоплеменного коллектива. Это была община частных собственников, гражданская община. Как гражданин, грек нередко был патриотом родного полиса. Но у него была собственная судьба, чувства и переживания. Обращаясь к художественному творчеству, он говорил уже не от имени коллектива или народа, а от себя лично. Преобладающей стала не эпическая, а лирическая поэзия.

Какие типы инструментов применялись при исполнении песен? С каким инструментом связан термин «лирика»? Кому приписывает миф его изобретение?

Употреблялись инструменты двух типов: кифара (подобие современной арфы) и флейта (вроде нашего кларнета). Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой нами эпохе; он со­здался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собой более ранний термин «м е л и к а» (от melos — «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры; изобретение ее миф приписывал богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о гре­ческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, ох­ватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лириче­скими», например элегию, сопровождающуюся звуками флейты.

Какие виды лирики принято выделять?

Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с тради­ционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения. Следуя античной классификации, необходимо различать: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в собственном смысле слова; эта по­следняя, в свою очередь, имеет многочисленные подразделения в зависи­мости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории — монодическую лирику, исполняе­мую отдельным певцом, и хоровую лирику. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных обла­стях Греции, в различной классовой обстановке, каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Что греки понимали под мелосом?

Древнейшее определение (Платона) гласит: "Мелос состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма". Но поскольку с ритмом соединялись и танцы, то, по воззрению древних, мелосом надо называть соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Греки были тонкими ценителями музыки. Существовало до 15 различных типов мелодий, связанных с теми или другими национальными особенностями. Так, дорийская мелодия обладала торжественным характером и содержала мотивы серьезные и мрачные. Напротив, эолийская мелодия отличалась веселостью, теплотой чувства, подвижностью, силой самоуверенности. Среднее место между ними занимала мелодия ионийская, отличавшаяся значительностью, но не специально веселым характером, а скорее нежностью, тревожностью, тоской и томлением. В ходу была также лидийская мелодия - печаль, употреблявшаяся в надгробных плачах, а также фригийская, содержавшая сильные порывы, патетическую возбужденность, доходившую до экстаза. В связи с этим античный мелос мы делим по признаку племенному и географическому.

Охарактеризуйте эолийский мелос и назовите двух его главных представителей. Почему именно на острове Лесбос в VI в. до н.э.получила большее развитие монодическая, а не хоровая лирика?

Имея в виду общую характеристику эолийского мелоса, мы должны сказать, что в отличие от дорийского мелоса, развившегося на почве религиозных гимнов и служившего общественно-религиозным целям, у эолийцев развивалась лирика чисто субъективная. В известной степени это зависело от того, что остров Лесбос, где главным образом развивалась эолийская лирика, не представлял собой политического целого; здесь враждовало много партий и был ряд слабо связанных между собой общин, в то время как Спарта была единым и крепким государством. В связи с этим и лирика здесь монодическая, а не хорическая.

Эолийский мелос вырастает часто из непосредственной простоты чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается он колоссальным напряжением личных чувств, включая обрисовку даже физиологических состояний. Метрика здесь проще и наивнее дорийской. Строфа тут есть, но она очень проста. Их обычно две - алкеева и сапфическая, по имени поэтов, которые наиболее часто ими пользовались – АлкеяиСапфо.Язык, конечно, местный, лесбосский (эолийский диалект древнегреческого языка).



2015-12-06 613 Обсуждений (0)
Что греки понимали под мелосом? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что греки понимали под мелосом?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)