Налоговые правоотношения классифицируются по различным основаниям.
1. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования все они подразделяются на материальные и процессуальные.
Материально налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативно-правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (ст. З4631 НК РФ). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ (для государства — аккумулирование доходной части бюджетов; для налогоплательщика — формирование оптимальной налоговой базы, использование налоговых льгот и т.д.).
Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определенные процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и т.д. Поскольку одной из важных задач налогового права является обеспечение баланса частных и публичных интересов при правовом регулировании взимания налогов, то особое значение приобретает регламентация процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, специфика производства налогового контроля, выявления и пресечения налоговых правонарушений, защиты нарушенных прав налогоплательщиков, восстановления фискальных прав государства и т.д. Именно с помощью налоговых процессуальных норм деятельность субъектов публичной власти переходит в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения. . Процессуальные налоговые правоотношения закрепляют следующее: действия, которые могут совершать субъекты налогового права, и их последовательность подведомственность дел о налоговых правонарушениях; порядок осуществления налогового контроля; подведомственность производства отдельных контрольнопроверочных действий; порядок фиксации налоговозначимой информации; сроки совершения действий; виды и источники доказательств по делу о налоговом правонарушении; гарантии соблюдения налогово-правовых норм, законности и обоснованности принимаемых актов в сфере налогообложения, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил; порядок восстановления нарушенных прав субъектов налогового права и т.
.2. В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. . . Регулятивные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями:
- возникают на основе регулятивных норм права; .
- обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; .
- носят позитивный характер: во-первых, в них устанавливаются позитивные налоговые права и обязанности субъектов; во-вторых, в рамках правоотношений осуществляются позитивные функции налогового права (регулятивная и экономическая);
- служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства.
Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и др., т.е. все те правоотношения, в которых субъекты налогового права ведут себя правомерно. .
Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.
Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне — той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право и исполнять возложенные обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право представительного (законодательного) органа на введение на соответствующей территории региональных или местных налогов; право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Несмотря на то что отмеченная конституционная обязанность является основой для создания всех последующих налогово-правовых норм, на ее основе конструируются остальные налоговые правоотношения, следует заметить, что абсолютные правоотношения не часто складываются в налоговом праве. .
Наиболее характерны для налогового права относительные правоотношения. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно-определенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально-определенного субъекта. К относительным налоговым правоотношениям относятся отношения по постановке на налоговый учет, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставлению отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т.д. .
Помимо отмеченного регулятивные налоговые правоотношения подразделяются на активные и пассивные. .
Правоотношения активного типа выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности. Налоговые правоотношения пассивного типа выражают статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъективном праве. .
Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных средств и способов государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и т.д. . . Охранительные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями:
- возникают на основе охранительных норм налогового права (например, главы 11, 16, 18 НК РФ); .
- возникают на основе как налоговых правонарушений, так и определенного рода событий и правомерных актов (например, на основе решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке); .
- в их рамках реализуются меры налогово-правовой ответственности, предупреждения и пресечения совершения налоговых правонарушений, восстановления нарушенных фискальных прав государства, иные меры правовой защиты и превенции;
- в них устанавливаются юридические обязанности субъектов налогового права, реализация которых требует претерпевания налагаемых на субъектов мер правовой защиты и налогово-правовой ответственности (обязанность не пользоваться арестованным имуществом, исчислить сумму налога с учетом процентов по налоговому кредиту, погасить налоговую недоимку, выплатить сумму штрафа и начисленные пени и т.д.); .
- возникают на основе нормы налогового права или правоприменительного акта и, как правило, по инициативе властной стороны — государства; .
- в их рамках осуществляется охранительная функция налогового права во всех ее разновидностях — карательной, компенсационной, право-восстановительной и т.д.
Важное значение имеет классификация по юридическим основаниям, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Здесь можно выделить правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и т.д. .
Помимо рассмотренных видов налоговые правоотношения в зависимости от оснований классификации могут быть подразделены: . .- по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; . .- по своему объекту — на имущественные и неимущественные; . .- по юридическому характеру взаимоотношений участников — на вертикальные и горизонтальные;
- по форме проявления — на двусторонние и многосторонние; .
- в зависимости от принадлежности к какому-либо налогово-правовому институту — на отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов; налогово-учетные отношения; налогово-контрольные отношения; отношения по правовому регулированию конкретного налога и т.д.
1.3 Юридические факты в налоговом праве
Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.
Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Функции юридических фактов:
– значимого элемента налогово-правового регулирования;
– активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения;
– стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта.
Классифицируются юридические факты на:
а) Юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на:
– юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица;
– юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.
Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие.
Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.
Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю.
К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация.
В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.
б) Юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события.
Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших.
Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее.
К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки [8, с.297].
Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога [1, ст.64]