Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм правового регулирования: элементы и стадии



2015-12-06 1857 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования: элементы и стадии 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс, он предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких- то жизненных ситуаций.

В некоторых условиях люди действуют в соответствии с нравом даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях товарного голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара.

В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовывали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры могут свидетельствовать о регулятивной роли права до его оформления в виде формальных определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов.Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования. На этой стадии создается нормативная основа правового регулирования, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) устанавливается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина устанавливается прежде всего конституционным законодательством, а также другими норма- тивно-правовыми актами. Правовое положение организаций определяется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организации требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифициро- ванное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования осуществляется индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, другими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой стадии у конкретного человека или организации, чья честь, достоинство или репутация были опорочены, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа — обязанность принять исковое заявление.

На этой стадии активно функционирует элемент правового регулирования, именуемый правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). Так, цель правовой зашиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный период, например в длящихся правоотношениях (брачно-семейные, трудовые отношения). На третьей стадии происходит зашита нарушенных прав, устраняются препятствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функции права.

В научной литературе могут быть определены стадии правового регулирования и по иным, чем указано выше, основаниям.

Механизм правового регулирования

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативные правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, имеют поднормативный характер.

Нормативный правовой акт - документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, ГК РФ определяет режим регламентирования отношений в области использования материальных благ (имущества), установления правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты- предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в поведение людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права — индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования можно выделитьправосознание ирежим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нсматери- альности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования оказывают на общественные отношения не только специфически юридическое воздействие. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной правовой действительности специальные юридические способы и средства воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное рассмотрение вопросов механизма действия нрава характерно для инструменталистского направления в правоведении, в котором право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Или

Механизмом правового регулированияназывают сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) правовые нормы;
2) правоприменительные акты;
3) правовые отношения;
4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.
Существуют следующие виды механизма правового регулирования:
1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;
2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.
Используются следующие методы правового регулирования:
1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;
2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.
Способамиправового регулирования являются:
1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;
2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;
3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).
Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.
Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).
Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:
1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) юридической значимости: основные; вспомогательные;
3) функционального назначения: регулятивные;
охранительные;
4) характера права: материальные; процессуальные;
5) времени действия: однократные; многократные;
6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;
7) предмета правового регулирования:уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;
8) предоставления или ограничения прав:стимулирующие; ограничивающие.
Предметом правового регулированияявляются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Таким образом, механизм правового регулирования позволяет:1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.

 

 



2015-12-06 1857 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования: элементы и стадии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм правового регулирования: элементы и стадии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)