Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Национальная структура общества, ее влияние на государство




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нацией объявляется единое гражданство. Встречаются и эклектические трактовки, когда объявляется, что нация - это не чистый этнос, а объединение, которое одновременно носит и этнический, и политический характер. Для того, чтобы разобраться в том, что же собой представляет нация, следует разграничивать вопросы о природе общности и факторах ее развития, о природе нации и ее включенности в политические процессы. Нет сомнения, что создание единого централизованного государства содействует становлению нации. Нет сомнения, что нации могут включаться в политические процессы, вовлекаться в борьбу за власть, но это не меняет природы самой нации как культурной общности. Конечно, нация отличается от предшествующих форм этноса. Это более высокая ступень развития культуры, что выражается в более зрелом ценностном сознании нации (ее потребностей, интересов, ценностей), богатстве норм, в развитом литературном языке, более глубоком характере самосознания, способности более активного, действия во имя развития культуры. Нация - своеобразная ступень развития культуры. Значение общности происхождения сказывается лишь в снятом виде, опосредованно, через фиксацию общности происхождения в культуре народностей, в исторических традициях. Нация охватывает значительно большее количество людей. Внутри нации долгое время могут сохраняться этнические группы. В нашей стране в результате длительного тесного общения сложилась украинская нация, которая включает в себя этнические группы украинцев западной, восточной, южной части Украины. Единое же гражданство включает кроме украинцев представителей других наций, народностей. Эта политическая общность, существование которой регулируется политическими нормами, которые в современном мире являются более эффективными, нежели культурные ориентации. Это, видимо, и питает стремление к отождествлению нации и гражданства. Распространены определения нации через перечисление таких признаков как общность происхождения, территории, языка, экономической жизни, государства. Однако исследователи справедливо отмечают, что общая территория, общность экономических связей, единого государства это скорее предпосылки возникновения нации, нежели ее признаки [2]. О том, что государство не является и не может являться обязательным признаком нации, свидетельствует тот факт, что из 132 государств мира в 70-е годы лишь 9% были этнически гомогенными (однородными), 40% имели в своем составе 5 и более этнических групп [13]. Многие крупные развитые государства (США, Велико- британия и др.) являются полиэтносами. При этом многовековой опыт истории показал, что никакие государственные границы не могут Очертить культурное многообразие народов, их этническое самосознание- ' ' Вместе с тем искусственное построение полиэтнического государства по национальному принципу - источник многих противоречий, бед, что может быть проиллюстрировано на примере развития Советского Союза. В соответствии с принципом федеративного национально-государственного устройства народы были "жестко" привязаны к конкретным государственным образованиям. Те, кто имел территориальный статус и собственную государствен- ность, объявлялись нациями, кто не имел или проживал за границей, объявлялись национальными группами. Так. национально-государственное устройство создавало определенную иерархию национально- этнических образований и все это в условиях полиэтнического характера республик. .. Видимо, точнее определить; нацию через категории общность культуры и ее самосознание. ,, В связи с этим в нашей литературе была высказана справедливая мысль о том, что "национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений" [б]. Это не исключает того, что государство призвано охранять права и свободы наций, содействовать их развитию. ^ Этничность Формирование наций, как и более ранних общностей, связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Английский социолог Э. Геллнер, известный своими работами по проблемам развития наций, подчеркивает, что нации в этом смысле - продукт человеческих убеждений, пристрастий, наклонностей [З]. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление "мы - они". Если нет ощущения принад- лежности к общности, нет осознания отличительных особенностей ее культуры, нет и социальной общности. То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознанию. Последнее, по мысли И.С. Кона, является главным признаком. В Энциклопедии американских этнических групп, изданной Гарвардским университетом в конце 70-х годов, отмечалось, что любая совокупность людей, заявивших о своем происхождении и культурной отличительности, может рассматриваться как этническая группа. В качестве признаков "этничности", которые могут варьироваться в различных комбинациях, назывались: общее историко-географическое происхождение, раса, религия, верования, язык или диалект, связи, которые выходят за рамки родственных, соседских и общинных границ, ценности, традиции, символы, литература, фольклор, музыка, пищевые предпочтения, поселенческие особенности, интересы, институты, которые обслуживают и поддерживают группу, внутреннее чувство отличительности, внешне воспринимаемая отличительность. Этнос часто определяют как группу людей говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, ценностей, традиций, отличаемых от других. Но не потеряла ли свое значение этничность в современную эпоху массовых перемещений, урбанизации, массовой культуры? В среде социологов и политологов вплоть до 70-х годов существовало мнение, что общественное значение этничности будет постепенно падать, поскольку по мере развития индустриального общества будут стираться религиозные, культурные и иные этнические различия. Однако жизнь разбила подобные утверждения, ибо последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности, активизацию национальных движений на всех континентах. В странах СНГ произошло повсеместное оживление этнического, национального самосознания, активизировалась борьба за установ- ление самостоятельного национального государства. В современную эпоху этничность, этническое своеобразие сохраняет свое значение. Более того, оказалось, что в условиях нарастания социальной напряженности, углубления кризиса обраще- ние к этническим корням выполняет защитные функции, символи- зирует устойчивость, спокойствие. Это обращение к нормам, цен- ностям, основам жизни, которые развивались и сохранялись на протяжении жизни многими поколениями. Этничность привлекает естественным характером связи, нормами, которые несут отпечаток непосредственного общения близких по духу и образу жизни людей. И еще важное обстоятельство. Если ранее в доиндустриальных обществах осознание этничности было доступно лишь элите, то в современном мире в связи с общим ростом грамотности, образован- ности населения, деятельности средств массовой информации представление об этническом, национальном складываются в сознании масс людей. Национальная идея приобретает вследствие этого огромную силу. Она объединяет массы вокруг одной системы ценностей, играет большую роль в развитии национальных движений. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворяет собой культурное наследие. Исчезают лишь конкретные формы бесконечно развивающейся культуры. На смену нации прийдет форма общности, которая объединит еще большее число людей и явится формой более высокой культуры. Ее утверждение может быть результатом осознания связей людей целых континентов, зон земного шара, осознания единства живущих на земле и т.д. Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет и более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом плане содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества. Социальные характеристики национально-этнических образований, социальноеНеравенство Современные этнические группы, нации отличаются друг от друга по уровню развития, по своим социальным характеристикам, по положению в системе национально-этнических образований отдельных стран. Несмотря на крушение мировой национально- колониальной системы в обществе сохранилось деление на передовые, богатые нации и отсталые этнические группы, господствующих и угнетенных, преследуемых. Еще существует каста "неприкасаемых"^ Индии, расовая дискриминация, апартеид в Африке. Мир еще помнит о геноциде - насильственном уничтожении целых народов, в частности, евреев во время Второй мировой войны, режиме Полпота в Кампучии. В современных развитых странах провозглашаются равные права всех наций, народностей. Много делается для развития слаборазвитых этнических групп, но в скрытом виде дискриминация еще существует. В США, например, сегрегация, т.е. физическое и социальное раз- деление категорий людей по расовому принципу, формально отменена, в частности, школьная сегрегация была отменена в 50-е годы, по- строение вооруженных сил по расовому принципу в 80-е годы, но ее проявления еще существуют. Исследователи национально-этнических проблем, детально анализируя положение различных групп, показы- вают, что представители малых этнических групп и групп националь- ных меньшинств име'ют, как правило, меньший доход, заняты менее престижным трудом, менее образованны отстранены от власти. [8, т,295-309] Сложная картина национально-этнических процессов была характерна для Советского Союза. В стране была запрещена нацио- нальная дискриминация, но целые народы были подвергнуты принудительному переселению. Для СССР был характерен курс на развитие малых и слаборазвитых народов. Многие впервые обрели свою письменность, литературу, политические и экономические условия для свободного развития. Вместе с тем процессы усиления межэтнического взаимодействия и просчеты в национальной, в том числе языковой политике, привели к тому, что некоторые этнические группы, переживающие процессы этнического становления, растворились, исчезли как самобытные образования. В частности, это относится к отдельным народам Севера. Сократилось и общее число национально-этнических образований. Если в 1926 г. насчитывалось 57 национальных и 75 этнических групп, то в 1979г. - 35 национальных и 17 этнических групп. Оказывая реальную помощь в развитии этнических и национальных групп в рамках государственных образований, государство вместе с тем преследовало активные выступления в защиту национальной культуры, национальных движений за самостоятельное государственное развитие. " ' Сложность, противоречивость ситуации усугублялась неодно- родностью национально-государственных образований. В 10 из 15 республик представители некоренных национальностей составили свыше 1/4, В Казахстане, Киргизии - более 1/2. В Украине из 51,7 млн. населения украинцы составили 37,4 млн. Создание единого народно-хозяйственного комплекса, единой политической и идеологической системы содействовали сближению национально-этнических образований. Во всех республиках были созданы крупные промышленные и культурные центры, .появились собственная интеллигенция, в том числе научная и управленческая, квалифицированные рабочие, собственная номенклатура. Произошло сближение республик по уровню'образования. Коэффициент вариации, например, по уровню образования на 10 тыс. населения упал с &,5 в 1940 г. до 0,1 в 1980 г. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения составила в РСФСР - 219, УССР - 175, в БССР - 181, Узбекистане 173, Казахстане - 169, Армении - 187. В 1980 г. имели высшее и среднее образование в СССР 67% населения в возрасте 16 лет и старше, в том числе в Таджикистане - 61,3%, Киргизии - 64%, Туркмении - 65,5%, Казахстане - 66,5%. Об интенсивности процессов сближения свидетельствовало увеличении числа смешанных браков. Если в 1970 г. смешанные браки составляли 13,5% всех семей, то в 1989 - 18%, в Украине - 25,3%. О сближении говорило распространение русского языка как языка общения. В 1970 г. - 41,0 млн. чел., а в 1979 - 61,3 млн., т.е. около половины всего нерусского населения страны заявили, что свободно владеют русским языком. Повышенное распространение русского языка отмечено у белоруссов, 57% им владеют, 25% признали его родным языком. Среди украинцев соответственно 50% и 17%. По данным 1989 г., 6 из 7 горожан владели русским языком. Активный процесс урбанизации, миграции сельского населения в город со- действовали этим процессам. Вместе с тем не следует преувеличивать значение этих пока- зателей сближения. Нации, народности отличались друг от друга по характеру, уровню протекающих социальных процессов. Имелись нации, ведущие преимущественно городской или сельский образ жизни. Народы, проживающие в европейской части, были пре- имущественно горожанами. Среди коренных национальностей Средней Азии преобладали сельские жители. Среди русских горожане составляли 77%, армян 71%, эстонцев - 64%, украинцев, латышей - 63%, казахов - 32%, молдаван, узбеков - 30%, киргизов - 21%. Соответственно крестьяне среди русских составляли 6%, эстонцев - 11%, киргизов - 24%, туркмен - 45%. Нации отличались своим социально-профессиональным составом. Среди эстонцев работники квалифицированного умствен- ного и физического труда составляли 81% в городе и 76% на селе. У русских, украинцев, эстонцев, армян, латышей интеллигенция составляла 1/4 часть населения, у народов Средней Азии, моддован - 1/7 часть. Доля занятых неквалифицированным физическим трудом среди русских, украинцев, белоруссов, латышей, эстонцев была почти вдвое меньше, нежели у туркмен и таджиков. Нельзя не видеть, что сближение национально-этнических образований имело и отрицательные социальные последствия. Оно тормозило развитие национальных культур. Положение усугублялось просчетами национальной, в том числе языковой политики, которые выражались в сокращении числа национальных школ, учебных программ обучения родному языку, издания литературы на национальных языках. Если в 1926 г. в Белоруссии было из 5471 школ 4941 белорусских, остальные - русские, украинские, польские, литовские, эстонские и т. д., то в 1980-е годы существовало только несколько белорусских школ на фоне русских. В Украине тоже резко уменьшилось число украинских школ. Распространение двуязычия содействовало ассимиляции становящихся этнических и национальных групп, усугубляло неравноправное положение крупной развитой наций и небольших национальных образований. Миграция населения, сближение национально-этнических общностей создавали целый ряд трудностей в этнических процессах. В Эстонии, например, она привела к изменению национального состава населения, что вызвало беспокойство коренного населения. С 1939 г. по 1989 г. удельный вес эстонцев снизился на 1/3, а иных национальностей возрос почти в 10 раз. В результате усиленной миграции в Украине в 80-е годы число украинцев уменьшилось за 10 лет (1979-1988) на 1,5%. 61 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Социальные особенности, различия национально-этнических общностей особенно ярко проявлялись в специфике сознания. Это можно видеть на материалах межрегионального исследования социально-культурного развития и национального самосознания, проведенного под руководством Ю.В. Арутюняна в 70-е и 80-е годы. С одной стороны, в исследовании была зафиксирована тенденция утверждения общих норм образа жизни, приобщения к обще- человеческим ценностям. С другой стороны,, очевидно стремление к самостоятельному национальному развитию. Было установлено, что национальные чувства проявляются ярче в инонациональной среде. Тоска по родине, чувство родства, солидарности острее ощущались, например, русскими в Таллинне, Ташкенте, нежели в Москве. [1] Что роднит, заставляет идентифицировать себя с национальной группой? Опрошенные называли язык, культуру, обычаи, но никто практически не называл социально-политически? качества, полити- ческие особенности. Это говорит о том, что этнос воспринимается как культурная, а не политическая общность. Однако уровень отношения к элементам культуры различен. В Москве язык называл каждый четвертый, в Таллинне таких было в два раза больше. : Различна ориентация на тесноту межнациональных связей. Так, в Эстонии более 50% высказывались за однонациональную среду на работе, 20% за мононациональные браки. В России, в Украине, подавляющее большинство не знает такой ориентации. Необходимали фиксация национальности в документах? Ответы на этот вопрос показали: чем выше культура, образованность населения, тем меньше стремлений к закреплению принадлежности к национальной группе. Чем выше образование, квалификация, тем реже высказываются за фиксацию национальности, и наоборот. То есть стремление к формализации национальности находится в обратной зависимости от социально-культурного облика. Кто лояльнее относится к межнациональным отношениям, межнациональным бракам, к полинациональной среде, тот выступает против формали- зации национальной принадлежности. В какой-то мере ответы на этот вопрос отразили общую ситуацию в стране. В 80-х годах только два государства в мире - СССР и ЮАР - занимались официальной фик- сацией национального происхождения. Можно обнаружить отличия в отношениях к основным ценностям. У всех народов самую высокую оценку получила семья. Но у эстонцев и русских за семьей шли интересная работа и материальный достаток, у узбеков - уважение окружающих и 62 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА спокойная жизнь. У народов европейской части страны спокойная жизнь на одном из последних мест. Видимо, сказалось влияние устойчивых исторических традиций. Отличались нормы родственных отношений, бытовой культуры. Если по мнению 90% узбеков, следует получить согласие родителей на брак, то для подавляющего большинства русских, эстонцев согласие родителей не является обязательным требованием. В Саратове в 45% семей мужья считают необходимым помогать вести домашнее хозяйство, в Тбилиси и Кишиневе - 20%, в Ташкенте - 5%. Особенно яркую картину национального сознания дает ана- лиз молодежного студенческого сознания, оно быстрее, непосред- ственнее и острее реагирует на новации в социальной жизни, в том числе в области национально-этнических отношений. В 1988г. было проведено всесоюзное социологическое исследование в 13 республиках, которое зафиксировало отношение студентов к проблемам меж- национальных отношений в условиях обострения межнациональной ситуации [9]. Студенты, как показали последующие события, очень точно уловили остроту межнациональной ситуации в различных регионах. Они отметили нарастание напряженности в Латвии, Эстонии, Литве, Армении. Почти половина опрошенных заявила, что сталкивалась с недружелюбным к себе отношением из-за националь- ной принадлежности, 46% ощущали это на улице, в магазине, на рынке и других общественных местах, что являлось скорее выражением раздражения, связанного с бытовой неустроенностью, дефицитом' товаров и низкой культурой общения, а не проявлением национализма. Крайнюю степень национальной неприязни (ко всем националь- ностям, кроме своей) обнаружили лишь 0,9% опрошенных, 25% отметили отрицательное отношение к отдельным нациям. Наиболее терпимыми оказались украинские студенты - 16%. Наибольшую нетерпимость проявили в Армении, Литве, Москве. Совместная деятельность (учеба, работа) резко снижает межнациональную неприязнь. 85% студентов подчеркнули многонациональность своих друзей, 70% вообще не связывают свое отношение к людям с их национальной принадлежностью. Национальный, признак оказался почти не существенным при выборе будущего супруга у украинцев, русских, белорусских студентов и достаточно весомым у при- балтийских, армянских, молдавских. Создание самостоятельного национального государства в Украине, несомненно, содействует дальнейшему развитию украин- ского национального самосознания, украинской культуры. Вместе с 63 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ' тем это развитие достаточно сложно и противоречиво, поскольку реализуется в условиях кризиса общества. Отношение к языку, например, выражает отношение к национальной культуре. Однако в современных условиях это более сложное отношение, ибо включает в себя реакцию на сложившиеся формы применения языка, методы . внедрения языка. Так, принятие в Украине закона о языке, который предусматривает переход на украинский язык делопроизводства, преподавания и т.д., как показали исследования в Восточном и Южном регионах Украины, привело к заметному снижению сторон- ников всеобщего перехода на украинский язык. особенно заметно (более чем в 4 раза) уменьшилось число сторонников утверждения украинского языка радикальными методами [10, 16]. Возросла ориентация большей части жителей восточных и ^ южных регионов на официальное признание равноправного статуса русского языка. Это объясняется в первую очередь стремлением сохранить органичный для них способ мышления, изъяснения, привычную для них культуру. В Харькове, например, по данным 1993 г., разговаривают в семье на украинском языке только 15%, общаются с соседями, друзьями - 19%, используют в работе, в общественных местах - 12% [16]. Вместе с тем большая часть жителей испытывает интерес к украинской культуре. Произошли изменения в численности желающих-обучать своих детей в украинских школах и т.д. Это относится не только к украинцам, но и русским. За равноправное использование русского и украинского языков высказалось более половины избирателей Украины, опрошенных во время избирательной кампании в 1993г. Исследования показали, что языковая проблема в Украине еще не является острой и не носит политического характера, но она легко может стать такой, если язык будет внедряться силовыми, директивными методами. Это относится и к проблемам'меж- национальных отношений в целом. События последних лет в странах СНГ убеждают, что межнациональный мир явление весьма хрупкое, подверженное быстрым изменениям, в том числе и под влиянием недостаточно взвешенных политических решений. Обострение межнациональных отношений в бывших республиках Советского .Союза, вооруженные столкновения между ними - яркое тому свидетельство. Для национального сознания всегда характерны определенные предпочтения, национальные симпатии или, напротив, антипатии, предрассудки, стереотипы отрицательного или положительного отношения относительно рас и этнических меньшинств. Вооруженные - 64 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА столкновения, как правило, означают крайнюю социальную напряжен- ность, враждебность по отношению к народу в целом, взрыв националистических чувств. Повсеместно можно наблюдать развитие национализма. Но важно не смешивать национализм с национальным сознанием. Национальное сознание выражает интересы, ценности национально-этнических общностей. В любом национальном сознании есть представление о своем отличии от других, чувство гордости, восхищение собственным народом. Национализм - это проповедь национальной исключительности, национального эгоизма и ограни- ченности. Национализм означает стремление обеспечить превосходство своей нации, удовлетворение ее интересов без учета интересов других народов или даже за счет их ущемления. При этом выражение, проявление национализма могут быть различными. К сожалению, в нашей литературе, в официальных документах встречается смешение этих понятий и под национализмом понимается национальное сознание. В развитии национальных отношений действуют две тенденции: развитие национальной самостоятельности- и тенденция ломки национальных перегородок, связанная с интеграционными процес- сами. Общество призвано содействовать и той, и другой тенденции, важно разрешать противоречия между ними, добиваясь, чтобы стремление к самостоятельности и объединению осуществлялось не за счет порабощения народов.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2055)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7