Соотношение типа и формы государства
Тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации. Форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны, соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства другим. Историческим типам служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества (типичные черты и признаки), основанный на способе производства, а значит, и базис исторического типа общества От типа государства зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления. Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов: - уровня экономического развития общества; - соотношения классовых сил; - международной обстановки; - национальных и культурных традиций; - географических, климатических и иных условий существования того или иного государства. Так, история свидетельствует, что основными формами правления рабовладельческого государства были монархии и республики. Монархии подразделялись на следующие виды: - деспотические (древние Вавилон, Египет, Индия), основанные на азиатском способе производства, обусловливающем практически неограниченную власть монарха и его обожествление; - античные (древнеримская империя I в. до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях, которых наряду с монархическими существовали республиканские институты, а на более поздних стадиях монарх опирался на военную бюрократию. Рабовладельческими республиками были: - аристократическая республика (Римская республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами государственной власти формально считались народные собрания, однако они не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения особых должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных собраний должны были утверждаться Сенатом, избираемым недемократическим путем; - демократическая республика (Афинское государство), высшим органом государственной власти, было Народное собрание, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира, выступавшее в качестве судебной инстанции. Высший орган управления - Совет пятисот избирался демократическим путем на один год. Вместе с тем из общественно-политической жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилетнего возраста и вольноотпущенники. Характерными формами правления в феодальных государствах были монархии и городские республики. Феодальные монархии подразделялись на следующие виды: - раннефеодальные, отличавшиеся слабостью центральной государственной власти и существованием множества самостоятельных княжеств; - сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в России - земскими соборами); - абсолютные, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Своеобразной формой феодального государства были городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков), высшими органами власти в которых были городские советы, состоящие в основном из городской знати. В некоторых республиках существовали вече - собрания всех свободных горожан, на которых решались многие вопросы внутренней жизни города-республики. Однако решающая роль принадлежала все-таки Советам феодальной аристократии. Буржуазному государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и республика (парламентская, президентская и смешанная). Формами правления социалистических государств являются такие виды республик, как Парижская Коммуна, советская республика и республика народной демократии. Таким образом, конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно также в демократическом государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |