Структура описания процесса. Основные действующие лица процесса. Описание взаимодействия процессов «от стандарта», «от организации»
IDEF0 (подробнее – предыдущий вопрос) - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы; Допустим, мы определились с величиной процесса СМК, и, следовательно, наметили количество процессов СМК в организации. Далее необходимо построить сеть процессов СМК, другими словами разбить деятельность организации (бизнес - процесс) на составные части (этапы) и увязать их между собой. Вышеозначенные этапы - это и есть процессы СМК. Процесс СМК - это не что иное, как "кусок работы", имеющий входы и выходы, или, другими словами, поставщиков и потребителей (внутренних и (или) внешних). В этом важнейшей задачей, стоящей перед создателями СМК, является определение номенклатуры (перечня) процессов СМК. В первом случае ("от стандарта") каждому пункту ISO 9001:2000 ставится в соответствие определённый процесс СМК. Классификация процессов СМК осуществляется на основе структуры стандарта. Данный подход является лобовым способом трактовки ISO 9001:2000 и отличается простотой и однозначностью. Однако при всей простоте он имеет весьма существенный недостаток, ограничивающий применение подхода "от стандарта", и заключающийся в том, что процессы СМК - пункты стандарта ISO 9001:2000 зачастую с трудом поддаются фактическому рассмотрению, в частности охватывают территориально и во времени разделённые этапы деятельности организации, т. е. представляют собой "чёрные ящики". · процессы высшего руководства; · процессы менеджмента ресурсов; · процессы жизненного цикла продукции; · процессы мониторинга, измерения и улучшения СМК. Выводы: 1. Подход "от стандарта" незаменим при создании "формальной" СМК, базирующейся на ISO 9001:2000. "Формальность" такой СМК не означает её бесполезности в случае грамотного построения системы сбора данных о качестве процессов. 2. При применении данного подхода наиболее простым будет осуществление менеджмента качества в организации путём доведения до администраторов плановых значений показателей качества процессов СМК и "закручивания гаек" внутри "чёрных ящиков". 3. Эффективность подхода "от стандарта"и базирующейся на нём СМК тем выше, чем больше соответствие между оргструктурой и сетью процессов СМК (в идеале каждый процесс должен функционировать в одном подразделении, что на практике трудно осуществимо) и чем проще рассматриваемый бизнес - процесс (простота определяется количеством продуктов, являющимися выходами бизнес - процесса, технической сложностью продуктов, полнотой их жизненного цикла). Во втором случае ("от организации") построение сети процессов СМК привязано к жизненному циклу продукции. Процессы СМК выделяются исходя этапов жизненного цикла продукции, организационной структуры, величины процесса СМК. В основе данного подхода лежит утверждение о том, что стандарт ISO 9001:2000 является набором требований, но не процессов. Процессы же определяются и рассматриваются фактически, т.е каждому процессу СМК соответствует последовательность (как правило не разделённая во времени и пространстве), реально совершаемых действий (операций). Понятно что формализованное описание процессов СМК в этом случае привязано к фактическому, не является самостоятельной задачей и не составляет особого труда. Главное достоинство подхода "от организации" - совпадение процессов СМК с реальными процессами, функционирующими в организации. Основной недостаток - трудность переноса (трансляции) требований ISO 9001:2000 в реальные действия, операции, процедуры и демонстрации выполнения требований заинтересованным сторонам. Может возникнуть ситуация, когда требования окажутся выраженными неявно, и потребуется приводить дополнительные разъяснения. Классификация процессов СМК осуществляется исходя из типа их выходов, и в каждом конкретном случае (организации) различна. В общем же процессы СМК делятся на основные процессы, вспомогательные процессы, процессы управления. Основные процессы СМК - это, по сути, этапы жизненного цикла продукции; вспомогательные процессы СМК - это процессы обеспечения ресурсами и механизмами; процессы управления СМК - процессы, генерирующие управляющие воздействия. Выводы: 1. Подход "от организации" предпочтителен при создании СМК соответствующей ISO 9001:2000 в организациях, не имеющей иного, кроме документированной сети процессов СМК описания своей деятельности (стандарты предприятия, рабочие инструкции и тд). 2. Применение подхода "от организации" для иных организаций, в частности для крупных промышленных предприятий, уже имеющих иную документированную СМК, не исключено, однако требует больших усилий со стороны разработчиков СМК и может привести к взаимному дублированию и необходимости полной замены документации СМК в организации. 3. При построении сети процессов СМК с использованием данного способа и выполнении всех требований ISO 9001:2000 СМК будет эффективной.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (989)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |