Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались, на основе потребностей животныхю

Социальный дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т.Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем — Герберт Спенсер (1820-1903).

Другой вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен великим австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939)'. Согласно созданному им учению — психоанализу,— в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение — либидо, скрытое в подсознательных слоях психики.

В науке XX в. получила широкое подтверждение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой доятельности, — трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»1. Специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции, своеобразный выход живого за свои собственные пределы и формирование новой, социальной формы материи. Это крупней­ший араморфоз в истории живого1. Ведущий советский биолог-эво­люционист академик И. И. Шмальгаузен (1884-1963)



С несколько другой стороны подошло к объяснению природы человека научное направление, получившее название «русский космизм». Концепции русского космизма созвучна возникшая в 70-х гг. XX в. идея связи человека и Вселенной, которая получила название антропный принцип(от «антропос» — человек).Антропный принцип впервые был сформулирован астрономом Б. Картером.

Придать миру смысл, считают экзистенциалисты, может только сам человек. Никто и ничто не сделает этого за нас. На человеке ле­жит огромная ответственность — делать выбор, принимать решения, наполнять смыслом жизнь всего общества и свою собственную. Эк­зистенциалисты утверждают, что смысл человеческого бытия — в бун­те против бессмысленности и абсурдности окружающего мира. А. Камю и другой классик экзистенциализма — Жан Поль Сартр (1905-1980).

Глубокая концепция человека и его положения в современном мире была разработана во второй половине XX в. выда­ющимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гу­манистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980)

§ 2. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?

Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь! развития.

1. Человек является микрокосмом — концентрированной копией,миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной.

2. Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ee развития.

3.Это гуманистическая идеология, считающая главной целью общества всестороннее развитие человеческой личности

4.Человек является материальныи социальным существом. Потребности его делятся напервичные – биологические и вторичные – социальные.

5.Человек удовлетворяет свои потребности посредствам труда , материального производства.

6.Еще одна потребность осознается в 20 веке – это потребность в освоении космоса.

7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека посте­пенно эволюционируют и заметно различаются в разные историче­ские эпохи.

 

§ 3. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей1

Человек является продуктом бесконечного развития материаль­ного мира. В известной нам части Вселенной последовательно воз­никли четыре главные, качественно различные формы материи: фи­зическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически.

Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низ­шего к высшему, от простого к сложному.

Социальная

Биологическая

Химическая

Физическая

Рис. 2. Основные формы материи

В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и Все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя.

 

Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в при­роде, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В резуль­тате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в прост­ранстве форма материи. Развитие физической, химической и биологической форм мате­рии происходило за счет усложнения их субстрата.

Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

 

физическая

Рис. 4. Воздействие социальной формы материи на более простые

ее формы

Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его мощения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм материи, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем.

Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимо­действия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7