Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития и национальные особенности потребления в России



2015-12-06 734 Обсуждений (0)
История развития и национальные особенности потребления в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Рас­смотрим их на примере России в период от 1861 г. до настоящего времени.

После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. основной Это дости­галось за счет двух главных видов деятельности:

1) работы в сельском хозяйстве;

2) промыслов (в том числе так называемых отхожих промыслов, т. е. временной работы в городах)

Таким образом, в эпоху перехода к индустриальной фазе общественного развития в России сосущество­вали 2 формы потребления — товарная и натуральная.

После Октябрьской революции 1917 г. в России постепенно со­здается индустриальное общество со средним уровнем массового по­требления. В реальной экономике ярко проявлялись две особенности со­ветской плановой системы:

1) постоянный дефицит товаров и услуг;

2) искусственное поддержание низких цен на товары массового потребления, что делало их доступными основной массе населения.

В результате сложилось расхождение государственных цен и цен свободного рынка: рыночные цены на товары и услуги намного пре­вышали государственные.

В период социалистического строительства в СССР индустриа­лизация проводилась на фоне ограничения потребления крестьянст­ва.

Сравнение экономических показателей царской России и СССР выявляет рост потребления в стране. В царской России потребно­сти в продуктах питания основной массы населения удовлетворя­лись только на минимальном уровне. За период социалистического строительства СССР по параметрам потребления основных про дуктов питания достиг уровня среднеразвитых государств мира. Однако потребление продуктов питания как в царской России, так и в СССР в несколько раз отставало от уровня наиболее развитых стран в соответствующие периоды.

Наиболее крупных успехов СССР достиг в потреблении социаль­ных и культурных благ (услуги здравоохранения, образования, учре­ждений культуры и искусства). По этим показателям страна прибли­зилась к уровню наиболее развитых государств мира.

Общая тенденция изменения характера потребления в России в XX в. иллюстрируется в табл. I.

Натуральная, товарная и непосредственно-общественная формы потребления в царской России и в СССР

 

  Натуральная Товарная Непосредственно-общественная
Царская Россия 38% 60% 2%
СССР 10% 70% 20%

Особенности понимания потребностей и потребления в со­ветской экономической науке и в практической деятельности госу­дарства можно свести к следующим:

1. Вплоть до эпохи перестройки потребление вообще не рассматривали как производственное отношение и сферу экономической деятельности.

2. Потребление рассматривалось как второстепенная сфера общественной жизни; провозглашался абсолютный приоритет производства над сферами распределения, обмена и потребления. к сфере услуг и зарождением «общества массового потребления».

3. В течение всего периода социалистического строительства постоянно менялись приоритеты в оценке структуры потребления и роли ее составных частей.

4. В экономической теории и в практике государственного управления господствовала идея приоритета интересов общества над интересами отдельной личности. В сфере потребления это выражалось в применении нормирования — так называемых рациональных норм потребления, нормативов обеспечения населения товарами.

В эпоху горбачевской перестройки произошло обострение де­фицита товаром п услуг.

С 1992 г. («реформ Гайдара») Россия делает резкий скачок к «об­ществу массового потребления». Население широко втягивается в тор­говлю товарами, оказание услуг и их потребление.

Параллельно с прогрессивными сдвигами в сфере потребления проявились и негативные социальные последствия проводимых ре­форм:

1. Падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг, фру­страция насущных потребностей у большинства населения.

2. Усиление гедонистических наклонностей потребителей, акцент на простые удовольствия и развлечения, ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей.

3. Увеличение распространения «неразумных», деструктивных потребностей, товаров и услуг для их

4. Резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей по регионам и социальным группам.

В условиях реформ 1980-90-х гг. население России выработало три основных стратегии потребительского поведения

Натурализация потребления товаров и услуг.

Это основной способ поддержания уровня автономного потреб­ления в условиях неустойчивости денежных доходов. Он широко используется для обеспечения сельскохозяйственной продукцией. Бытовые услуги также могут быть оказаны в рамках домашнего хо­зяйства, минуя рынок.

Действия потребителей, направленные на повышение рыночных доходов.

В простейшем варианте — это работа по совместительству (сверх­урочная) в одном или нескольких учреждениях. Кроме того, в струк­туре личных доходов продолжает уменьшаться доля заработной пла­ты за счет появления доходов с капитала и ренты.



2015-12-06 734 Обсуждений (0)
История развития и национальные особенности потребления в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития и национальные особенности потребления в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)