Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №1: Понятие народной законодательной инициативы. Ее соотношение с обращениями граждан



2015-12-06 1207 Обсуждений (0)
Вопрос №1: Понятие народной законодательной инициативы. Ее соотношение с обращениями граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

( ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине « Конституционное право»

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса , 1 группы

Заочной формы обучения

(первое высшее образование)

Группа выходного дня

Хапык-оол Эремаа Эртинеевна ( Ф.И.О. полностью)

 

Работу проверил:

Кононов К.А. К.ю.н...

(Ф.И.О., учёная степень, звание преподавателя)

 

Дата предоставления работы

«_01_» ноября 2011 года

Москва 2011 г.

 

Вариант 7

Вопрос №1: Понятие народной законодательной инициативы. Ее соотношение с обращениями граждан

 

Народная законодательная инициатива - это форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством внесения проекта нового закона, отмены или изменения ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта законодательным органом соответствующего уровня. Это разновидность коллективного обращения граждан. Однако в данном случае предметом является принятие конкретного нормативного акта. Граждане подготавливают проект акта и собирают подписи за то, чтобы именно данный проект был рассмотрен уполномоченным органом власти . В настоящей статье рассматриваются в сравнительном плане особенности закрепления и фактической реализации данного института непосредственной демократии на примере России и Италии. Хотелось бы в итоге анализа получить ответы на такие вопросы, как: есть ли гарантии народной инициативы; нужен ли вообще данный институт в нашей стране и каковы перспективы его использования?

 

В Российской Федерации не предусмотрено право народной правотворческой (законодательной) инициативы на общефедеральном уровне. Граждане могут внести свои законопроекты только при посредстве субъектов, обладающих правом законодательной инициативы согласно п. 1 ст. 104 Конституции РФ (Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения).

 

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает возможность предоставления конституцией (уставом) субъекта РФ права законодательной инициативы наряду с другими субъектами этого права гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, т.е. возможность народной законодательной инициативы допускается. Более чем в двадцати субъектах РФ такая возможность предусмотрена, в ряде субъектов подробно регламентирована - в Алтайском крае, г. Москве, Ярославской, Брянской, Калужской областях, однако этого явно недостаточно.

 

При этом приходится констатировать, что в законодательстве субъектов институты коллективных обращений граждан, петиций, народной правотворческой инициативы очень часто оказываются переплетенными. Например, ст. 65 Устава г. Москвы 1995 г. <4> посвящена одновременно всем этим институтам непосредственной демократии. В ч. 3 ст. 65 Устава закреплено: "Жители города Москвы в порядке, установленном законом города Москвы, осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы". Более детально регламентирует порядок реализации права на законодательную инициативу Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 г. "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" Закон устанавливает, что петиция вносится от имени не менее 50 000 жителей г. Москвы в соответствующем порядке. Проект закона г. Москвы, вносимый в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы, не должен содержать вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления; о персональном составе органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц; о принятии или изменении бюджета г. Москвы, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов; о территориальном делении г. Москвы; о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; о полномочиях органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

 

Интересно отметить, что во время рассмотрения проекта данного закона поднималась проблема ограничения права граждан на законодательную инициативу посредством чрезмерного расширения перечня вопросов, по которым законодательная инициатива не допускается. Однако докладчик и один из авторов проекта депутат В.Ф. Ковалевский пояснил это необходимостью копирования данной нормы из Закона о референдуме

 

Тем не менее думается, что референдум и народная законодательная инициатива - разные формы непосредственной демократии. Если на референдуме результат волеизъявления народа имеет обязательную силу, то проект народной инициативы рассматривается парламентом, который и принимает окончательное решение. Поэтому было бы логичнее рассматривать ограничения для этой формы непосредственной демократии отдельно, исходя из ее сущности, а не путем искусственного повторения Закона о референдуме. Сейчас же получается, что существует круг вопросов, на которые граждане повлиять не имеют ни единой возможности. И если по поводу референдума вопросов не возникает, то почему бы гражданам не предоставить шанс высказывать свои предложения хотя бы по некоторым из них, посредством законопроектов народной инициативы. Например, депутатом Мосгордумы Д.И. Катаевым поднимался вопрос о том, что население могло бы иметь право законодательной инициативы по поводу соотношения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, в частности возможен учет мнения населения в случае передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления. Однако А.В. Петров, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы и полномочный представитель Мэра в Московской городской Думе, следующим образом прокомментировал данное предложение: "Я считаю, население не вправе вмешиваться в вопросы, связанные с перераспределением полномочий между государственными структурами и органами местного самоуправления. У нас эти вопросы ведь записаны в Федеральном законе, исключающем из референдума вопросы, связанные с этой нормой Конституции. Мы по аналогии сюда это предлагаем записать. Это право законодателя определять. А при чем здесь население?"

 

Также по аналогии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации" были введены нормативы сбора подписей под инициативой по районам и по округам г. Москвы. Как справедливо отмечал депутат И.Е. Антонов, собрать подписи по такой схеме "не труднее, а практически невозможно". Депутат Д.И. Катаев обращал внимание на тот факт, что некоторые вопросы могут касаться даже не округа, а одного района: "И почему надо жителям Северного Бутово спрашивать что-то такое про Медведково, нужен ему там ТЕОС или не нужен, правильно это или неправильно?"

 

Указом Мэра Москвы от 13 февраля 2006 г. N 11 утверждены Методические правила подготовки проектов законов г. Москвы, согласно которым граждане должны дать социально-экономическое, правовое обоснование необходимости принятия закона и прогноз последствий принятия закона г. Москвы, что существенно затрудняет порядок реализации гражданской законодательной инициативы.

 

Интересное решение проблемы отсутствия права народной законодательной инициативы на общефедеральном уровне предложил депутат Мосгордумы И.Е. Антонов при рассмотрении законопроекта "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве". Согласно его предложению граждане Москвы должны иметь возможность обратиться в городскую Думу с инициативой изменения федерального законодательства, а городская Дума, если сочтет нужным принять данные изменения, как субъект законодательной инициативы выступит в федеральных органах власти самостоятельно <10>. Данное предложение, к сожалению, не нашло поддержки, однако оно могло бы компенсировать для граждан г. Москвы отсутствие возможности повлиять на федеральное законодательство.

 

Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае" устанавливает, что гражданин вправе ходатайствовать перед краевым Советом народных депутатов о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы. Данное ходатайство должно быть поддержано другими гражданами в количестве не менее 300 человек. Краевой Совет народных депутатов вправе, а в случаях, предусмотренных законодательством, обязан подвергнуть проект нормативного правового акта научной и иной экспертизе и (или) направить его главе Администрации Алтайского края на заключение. Проект нормативного правового акта подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в срок не позднее 15 дней со дня принятия краевым Советом народных депутатов решения об удовлетворении ходатайства о возбуждении процедуры народной законодательной инициативы. Закон подробно регламентирует регистрацию инициативной группы по сбору подписей, процедуру сбора подписей и агитации, порядок принятия решения об осуществлении народной законодательной инициативы, а также гарантии ее осуществления.

 

Уставом Волгоградской области установлено, что законопроекты и предложения, направленные в областную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы граждан, рассматриваются Думой в первоочередном порядке. При этом выделяются гражданская и законодательная инициатива. Под гражданской инициативой понимается право избирателя на обращение к депутату областной Думы с предложением о принятии или изменении областного закона (ст. 16). Под законодательной инициативой граждан понимается право определенного числа избирателей представлять областной Думе проекты законов, а также иные предложения для их принятия в законодательном порядке

 

Подробно урегулирован данный вопрос в Законе Томской области от 12 февраля 2007 г. "О гражданской законодательной инициативе в Томской области" Жители Томской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Думу петиции с предложением о принятии, изменении, признании утратившим силу или отмене закона Томской области и соответствующего проекта закона Томской области. Петиция вносится от имени не менее чем 1% от числа жителей Томской области, обладающих избирательным правом

 

Также существует правотворческая инициатива граждан на местном уровне. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Внесенный инициативной группой проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 

Таким образом, стоит сказать, что, несмотря на закрепление права народной законодательной (правотворческой) инициативы в некоторых субъектах РФ и на муниципальном уровне, все процедуры достаточно усложнены и малоприменимы на практике. А если же проекты народной инициативы и поступают в законодательный орган субъекта или представительный орган местного самоуправления, то, как правило, отклоняются им.

 



2015-12-06 1207 Обсуждений (0)
Вопрос №1: Понятие народной законодательной инициативы. Ее соотношение с обращениями граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №1: Понятие народной законодательной инициативы. Ее соотношение с обращениями граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)