Тематика лирических произведений
ТЕРМИНЫ (найти, разобрать, понимать) http://5litra.ru/other/453-podgotovka-ege-po-literature.html http://vk.com/ege_literature http://dist-tutor.info/course/view.php?id=172 http://slovar.lib.ru/dict.htm Литературные роды: лирика. Жанры литературы: поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет. Композиция. Антитеза. Лирический герой. Риторический вопрос. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: силлабо-тоническая система: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пиррихий. Спондей. Ритм. Рифма (женская, мужская, дактилическая). Рифмовка (перекрестная, смежная, кольцевая). Строфа. Тоническая система. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Основные темы. Мотивы.
План анализа лирического произведения: Задача лирики – передать настроение, эмоции лирического субъекта (героя), поэтому все элементы структуры и содержания лирического произведения «работают» на это. · Историко-биографический комментарий (контекст истории, творчества поэта (период)) (где искать? – в комментариях к собранию сочинения, в конце тома; в биографии поэта) · Принадлежность к течению (для XX века - акмеизм, символизм, футуризм, имажинизм…) с доказательствами · Тема: Стихотворение разбивается на лексико-тематические и ассоциативные ряды (утро: восход, заря, пробуждение, рассвет…), ключевые слова, из которых делается вывод, какая тема (возможно указание важности данной темы для автора с обоснованием) · Композиция стихотворения так же «работает» на тему (смысловые отношения между частями (контраст), деление на строфы, повторы ключевых фраз, монолог или диалог… - как внешнее деление влияет на внутреннее) · Синтаксические фигуры, которые указывают на особенности композиции, то есть «работают» на тему стихотворения, выделяют особенно важные смысловые сегменты (парцелляция, анафора, параллелизм, градация, рефрен, умолчание, антитеза) · Размер стопы и рифма так же связаны с композицией и темой (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, 2-х; 4-х; 6-ти стопный, парная, перекрестная и кольцевая рифмы; мужская, женская, дактилическая), указать, как именно связаны · Жанр (ода, послание, песня, элегия, сонет, эпиграмма, стихотворение, баллада…) так же связан с композицией и темой (указать, каким образом) · Смена настроения лирического субъекта (героя), из чего читатель может сделать вывод, какие именно чувства испытывает герой (в т.ч. звуки, цвета) · Речевая структура образа (ЛГ – воплощение эпохи, взглядов автора) (стилистическая принадлежность, пафос, высокая лексика (старославянизмы, книжная) или сниженная; устаревшая или современная; тропы ( метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты…) – с какой целью используются автором, характерны ли для автора) · Как тема, композиция, лирический герой связаны с творчеством поэта (с основными темами этого периода творчества, с позицией, с судьбой; является ли ЛГ alter ego автора; использовать другие стихотворения автора РИФМОВКА: +пиррихий, спондей Способы рифмовки - расположение рифмующих строк в стихотворном тексте. Перекрестная рифма: cbcb Опоясывающая (кольцевая) рифма: effe Тематика лирических произведений. Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Может прослеживаться во всем творчестве ( более крупный элемент, чем мотив)
Лирические жанры
Лирический герой — это субъект высказывания в л. произведении, своего рода персонаж лирики, художественный двойник автора-поэта, но НЕ тождественный ему, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом ЛГ явился открытием великих романтических поэтов — Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, — открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время — в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> ЛГ, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания ЛГ — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.
Стихотворные размеры
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2. "Дней (0) бык (0) пег, //Медленна (2) лет (1) арба, //Наш (0) бог (0) бег, //Сердце (1) наш (2) барабан." Владимир Маяковский Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д. В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе. В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века.
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным; без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром. Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп. Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина,Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. В советский период акцентный стих употреблялся заметно реже.
Звукопись
Основныеобразы Образ— это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ может выходить за рамки одного произведения: — образы-мотивы повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели); — образ-топос представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра); — образы-архетипы являются наиболее устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет). Образ достраивается в сознании читателя через детали и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит, изумрудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаимосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ. Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет: С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Все выше, дале вьется он И вот ушел за небосклон. Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел». Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире: Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!.. Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклон— два мощных, два живых крыла; пот—пыль.Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крылья—поляна, земля; я— коршун.По сходству соотнесены образы поляна— земля;по смежности — пыль— земля.Образы могут соотноситься по умозаключению: я— царь земли. При анализе образного строя стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты: — образы, связанные с цветовой палитрой: Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. (В. Я. Брюсов) — освещение, воссозданное художественными средствами: А внизу подо мною уж ночь наступила, ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. (К. Д. Бальмонт)
— звуковые образы: Нежно под трепетом ангельских крыл Звонят кресты безымянных могил. (С.А. Есенин) — зрительные впечатления: Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою. (В. В. Маяковский) — передача запахов средствами художественного слова: Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок. (А. А. Фет) — воспроизведение ощущений: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? (М. Ю. Лермонтов) — образные ассоциации: Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. (Б. Л. Пастернак)
Композиция и композиционные приёмы и композиционные типы стихотворных лирических произведений. Исследователь В.М. Жирмунский выделяет три композиционных уровня в лирическом произведении: фонетический уровень, тематический уровень, синтаксический уровень. Единицами фонетического уровня являются звуки, единицами тематического уровняявляются словесные темы. Возникает вопрос: что же такое словесная тема. Любое слово в лирическом произведении является носителем темы (т.е лексико-тематические ряды). «Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в художественный мотив…Многие художественные направления определяются особенностями своего тематизма, «словесными темами». Для такого литературного направления, как сентиментализм, характерны такие словесные темы, как: «слёзы», «вздохи», «печаль», «кладбище», «меланхолия», «сумрак», «томный», «нежный», «чувствительный» и т. д. Единицами синтаксического уровня являются ритмико-синтаксические, или ритмико-интонационные конструкции. Существуют два основных композиционных приёма в лирическом произведении: повтор и параллелизм. Повтор может быть обнаружен на разных уровнях: фонетическом (например, в стихотворении А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ли в многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам…» – перед нами повтор на звуковом уровне, повторяется звук «у»); на тематическом уровне (в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь…» повторяются такие словесные темы, как «грачи», «стадо», «кружится – это повтор на тематическом уровне); на синтаксическом уровне повторяются целые ритмико-интонационные конструкции. Например, в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» в первой и шестой строфах стихотворения повторяется с небольшими изменениями одна и та же ритмико-интонационная конструкция – «твое лицо в простой оправе» (в первой строфе) и «Твоё лицо в его простой оправе» (в последней строфе); в стихотворении «Я последний поэт деревни» С. Есенина – «и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» (во второй строфе) и «скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» ( в последней строфе). Повтор как композиционный приём можно обнаружить в любом лирическом произведении, ибо лирика без повторов не обходится.
Лексика Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп: Высокая лексикасвязана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин) Поэтизмы— это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты. Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам!.. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам!.. (Ф.И. Тютчев) Прозаизмы— слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, надоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. В. Маяковский)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |