Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика лирических произведений



2015-12-06 6025 Обсуждений (0)
Тематика лирических произведений 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕРМИНЫ (найти, разобрать, понимать)

http://5litra.ru/other/453-podgotovka-ege-po-literature.html

http://vk.com/ege_literature

http://dist-tutor.info/course/view.php?id=172

http://slovar.lib.ru/dict.htm

Литературные роды: лирика.

Жанры литературы: поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет. Композиция. Антитеза. Лирический герой. Риторический вопрос. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: силлабо-тоническая система: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пиррихий. Спондей. Ритм. Рифма (женская, мужская, дактилическая). Рифмовка (перекрестная, смежная, кольцевая). Строфа. Тоническая система. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Основные темы. Мотивы.

 

План анализа лирического произведения:

Задача лирики – передать настроение, эмоции лирического субъекта (героя), поэтому все элементы структуры и содержания лирического произведения «работают» на это.

· Историко-биографический комментарий (контекст истории, творчества поэта (период))

(где искать? – в комментариях к собранию сочинения, в конце тома; в биографии поэта)

· Принадлежность к течению (для XX века - акмеизм, символизм, футуризм, имажинизм…) с доказательствами

· Тема: Стихотворение разбивается на лексико-тематические и ассоциативные ряды (утро: восход, заря, пробуждение, рассвет…), ключевые слова, из которых делается вывод, какая тема (возможно указание важности данной темы для автора с обоснованием)

· Композиция стихотворения так же «работает» на тему (смысловые отношения между частями (контраст), деление на строфы, повторы ключевых фраз, монолог или диалог… - как внешнее деление влияет на внутреннее)

· Синтаксические фигуры, которые указывают на особенности композиции, то есть «работают» на тему стихотворения, выделяют особенно важные смысловые сегменты (парцелляция, анафора, параллелизм, градация, рефрен, умолчание, антитеза)

· Размер стопы и рифма так же связаны с композицией и темой (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, 2-х; 4-х; 6-ти стопный, парная, перекрестная и кольцевая рифмы; мужская, женская, дактилическая), указать, как именно связаны

· Жанр (ода, послание, песня, элегия, сонет, эпиграмма, стихотворение, баллада…) так же связан с композицией и темой (указать, каким образом)

· Смена настроения лирического субъекта (героя), из чего читатель может сделать вывод, какие именно чувства испытывает герой (в т.ч. звуки, цвета)

· Речевая структура образа (ЛГ – воплощение эпохи, взглядов автора) (стилистическая принадлежность, пафос, высокая лексика (старославянизмы, книжная) или сниженная; устаревшая или современная; тропы ( метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты…) – с какой целью используются автором, характерны ли для автора)

· Как тема, композиция, лирический герой связаны с творчеством поэта (с основными темами этого периода творчества, с позицией, с судьбой; является ли ЛГ alter ego автора; использовать другие стихотворения автора

РИФМОВКА: +пиррихий, спондей

Способы рифмовки - расположение рифмующих строк в стихотворном тексте.
Парная (смежная) рифма: ааbb

Перекрестная рифма: cbcb

Опоясывающая (кольцевая) рифма: effe


Тематика лирических произведений.

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Может прослеживаться во всем творчестве ( более крупный элемент, чем мотив)
(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)

Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

Лирические жанры

Стихотворение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма Небольшое по объёму сатирическое стихотворение
Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку

 

Лирический герой — это субъект высказывания в л. произведении, своего рода персонаж лирики,

художественный двойник автора-поэта, но НЕ тождественный ему, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом ЛГ явился открытием великих романтических поэтов — Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, — открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время — в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> ЛГ, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания ЛГ — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

 


Стихотворные размеры

Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)

 

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

"Дней (0) бык (0) пег, //Медленна (2) лет (1) арба, //Наш (0) бог (0) бег, //Сердце (1) наш (2) барабан."

Владимир Маяковский

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.

В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века.

 

Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным; без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.

Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.

Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина,Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. В советский период акцентный стих употреблялся заметно реже.

 


Звукопись

Звукопись Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Анафора Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
Эпифора Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Аллитерация Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин)
Ассонанс Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки Багровое взметнулось полымя Надрокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов)


Основныеобразы

Образ— это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и неповторимость вос­созданного явления. Образ способен объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ может выходить за рамки одного произведения:

образы-мотивы повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели);

образ-топос представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра);

образы-архетипы являются наиболее устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет).

Образ достраивается в сознании читателя через детали и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит, изумрудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаимосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ.

Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он

И вот ушел за небосклон.

Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклондва мощных, два живых крыла; потпыль.Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крыльяполяна, земля; якоршун.По сходству соотнесены образы поляназемля;по смежности — пыльземля.Образы могут соотноситься по умозаключению: яцарь земли.

При анализе образного строя стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:

— образы, связанные с цветовой палитрой:

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

(В. Я. Брюсов)

— освещение, воссозданное художественными средствами:

А внизу подо мною уж ночь наступила,

ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

(К. Д. Бальмонт)

 

— звуковые образы:

Нежно под трепетом ангельских крыл

Звонят кресты безымянных могил.

(С.А. Есенин)

— зрительные впечатления:

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою, а низ горы —

деревней был, кривился крыш

корою.

(В. В. Маяковский)

— передача запахов средствами художественного слова:

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовония слышны,

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

(А. А. Фет)

— воспроизведение ощущений:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

(М. Ю. Лермонтов)

— образные ассоциации:

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

(Б. Л. Пастернак)

Композиция и композиционные приёмы и композиционные типы стихотворных лирических произведений.

Исследователь В.М. Жирмунский выделяет три композиционных уровня в лирическом произведении: фонетический уровень, тематический уровень, синтаксический уровень. Единицами фонетического уровня являются звуки, единицами тематического уровняявляются словесные темы. Возникает вопрос: что же такое словесная тема. Любое слово в лирическом произведении является носителем темы (т.е лексико-тематические ряды). «Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в художественный мотив…Многие художественные направления определяются особенностями своего тематизма, «словесными темами». Для такого литературного направления, как сентиментализм, характерны такие словесные темы, как: «слёзы», «вздохи», «печаль», «кладбище», «меланхолия», «сумрак», «томный», «нежный», «чувствительный» и т. д.

Единицами синтаксического уровня являются ритмико-синтаксические, или ритмико-интонационные конструкции. Существуют два основных композиционных приёма в лирическом произведении: повтор и параллелизм.

Повтор может быть обнаружен на разных уровнях: фонетическом (например, в стихотворении А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ли в многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам…» – перед нами повтор на звуковом уровне, повторяется звук «у»); на тематическом уровне (в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь…» повторяются такие словесные темы, как «грачи», «стадо», «кружится – это повтор на тематическом уровне); на синтаксическом уровне повторяются целые ритмико-интонационные конструкции. Например, в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» в первой и шестой строфах стихотворения повторяется с небольшими изменениями одна и та же ритмико-интонационная конструкция – «твое лицо в простой оправе» (в первой строфе) и «Твоё лицо в его простой оправе» (в последней строфе); в стихотворении «Я последний поэт деревни» С. Есенина – «и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» (во второй строфе) и «скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» ( в последней строфе). Повтор как композиционный приём можно обнаружить в любом лирическом произведении, ибо лирика без повторов не обходится.

 


Лексика

Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника.

Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп:

Высокая лексикасвязана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(А. С. Пушкин)

Поэтизмы— это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам!..

Творенью пир дает природа,

Свиданья пир дает сынам!..

(Ф.И. Тютчев)

Прозаизмы— слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то

недокушанных, надоеденных щей;

вот вы,

женщина, на вас белила густо,

вы смотрите

устрицей из раковин вещей.

(В. В. Маяковский)



2015-12-06 6025 Обсуждений (0)
Тематика лирических произведений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика лирических произведений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)