Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Чувство осязания и чувство жизни




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соесман Альберт

Двенадцать чувств

 

 

Содержание

Предисловие

Чувство осязания и чувство жизни

Чувство собственного движения и чувство равновесия

Чувство обоняния и чувство вкуса

Чувство зрения и чувство тепла

Чувство слуха

Чувство речи, чувство мысли и чувство Я

Заключение. Чувство Я и «историческая совесть»

Послесловие. Взгляд назад — размышления — антропософское движение

Примечания

 

 

Альберт Соесман родился в 1914 г. С 1943 по 1983 гг. работал врачом в Гааге. Тема двенадцати органов чувств в течение многих лет является основной в его курсах и докладах. В своей книге, являющейся введением в антропософское учение об органах чувств, Альберт Соесман ясно показывает насколько мало мы знаем о мире наших органов чувств. Эта книга может быть полезна для всех, кому интересна эта тема и, прежде всего, воспитателям, учителям, терапевтам, людям, связанным с искусством.

 

Сегодня люди говорят: истинным ученым является только тот, кто строго логически интерпретирует наблюдение и эксперимент, кто переходит от одной мысли к другой только при условии, что это допускается правильно разработанными методиками. Тот, кто этого не делает, не является ученым. Но, мои дорогие друзья, предположим, что мир был бы творцом, художником и пренебрегал бы нашими тщательно разработанными диалектическими и экспериментальными методиками; что сама природа работала бы под воздействием творческих импульсов. Тогда человеческая наука также должна стать творчеством, в противном случае она не сможет постичь природу! Но это не совпадает с точкой зрения современной науки. Ее точка зрения такова: имеет ли природа творческий или иллюзорный характер, это нам безразлично; мы приказываем, каким образом должно заниматься наукой. Какое нам дело до того, имеет ли природа творческий характер или нет? Нам нет до этого никакого дела, так как подобная точка зрения не совпадает с нашей.



Слова Рудольфа Штайнера, обращенные к молодому поколению

3 октября 1922 года

Опираясь на это высказывание Р. Штайнера, в нашей книге мы стремились к композиционно-феноменологическому, то есть научно-творческому способу рассмотрения.

Предисловие

В последние десятилетия я регулярно проводил семинары и читал лекции, посвященные учению Р. Штай-нера об органах чувств. Часто после подобных лекций меня спрашивали, не хочу ли я все сказанное обобщить в виде книги. Совершенно очевидно, что хотя многие люди заинтересованы тем, что Р. Штайнер сообщил об органах чувств (в конечном итоге мы все в каждый момент времени имеем дело с нашими органами чувств!), но им сложно или же вовсе невозможно понять то, что можно найти по этой теме в записанных с его слов (стенографических) докладах. Дело осложняется еще и тем, что Рудольф Штайнер различал не пять общепринятых органов чувств, а двенадцать.

И все-таки на просьбу участников моих курсов и слушателей написать свою книгу об органах чувств я все время отвечал отказом. С одной стороны, это связано с моей основной профессией семейного врача, которая не позволяла мне выбрать время и спокойно изложить все на бумаге. С другой стороны, я гораздо сильнее связан с устным словом, чем с написанным. Читая лекцию, можно всегда ориентироваться на реакцию публики, на возникающие на лицах вопросы, зевание и т.д. При написании книги не знаешь, кто будет ее читать.

Просьбы о книге тем временем становились все настойчивее, так что после долгих колебаний я дал согласие на то, чтобы записать на пленку текст шестидневного семинара, отредактировать его и издать в виде книги, но при условии сохранения характера устной речи.

Я очень надеюсь, что читатель сможет почувствовать себя в роли слушателя, находящегося в зале. Многое из того, о чем я говорю, вы должны понимать образно. Я всегда пытаюсь вместе с моими слушателями постепенно создать общую картину. Это напоминает процесс лепки, в начале которого глина является бесформенной массой, в которую медленно, но настойчиво привносится форма. Но целостность формы, взаимосвязь отдельных частей, отношения между ними — все это становится видимым только тогда, когда скульптура закончена.

В курсе, на основании которого построена книга, я прежде всего хотел таким образом рассказать и разъяснить то, что излагал Рудольф Штайнер в своих сложных докладах об органах чувств от 23, 25 и 26 октября 1909 года в Берлине2, чтобы этот материал стал доступен каждому. При этом я всегда пытался таким образом выбирать способ приближения к теме и свои примеры, чтобы те, кто не сталкивался с антропософией, смогли получить представление о духовной науке (этот курс следует рассматривать именно как вводный курс в антропософское учение о человеке!). Но я ориентировался и на то, чтобы курс был интересным и для тех, кто уже знаком с работами Рудольфа Штайнера.

Читатель увидит, что мне интересно выявить взаимосвязь между органами чувств и знаками Зодиака. Те, кто захочет более подробно заняться этой темой, могут, прежде всего, обратиться к докладам, которые Р. Штайнер прочитал в Берлине 20 июня и 18 июля 1916 года3.

Наконец, я хочу обратить ваше внимание на схему, которая находится в конце последнего доклада. Хотя из-за схем всегда существует опасность того, что изложенное в живых образах застынет, я все-таки посчитал правильным сохранить ее. Каждый, для кого это необходимо, после прочтения данных шести докладов может с ее помощью увидеть перед собой в сжатом виде все описанные взаимосвязи.

Ко второму изданию

Теплый прием первого издания меня очень тронул. Воплотилась надежда, которую я втайне лелеял, что у читателя благодаря этой книге возникнет желание заняться собственными исследованиями, в одиночку или в группах. Я с благодарностью принял пожелания и замечания по поводу стилистических и других ошибок и учел их при подготовке второго издания. Я также благодарю всех тех, кто внимательно прочел эту книгу.

Пусть это новое издание послужит тому, чтобы к божественному творению относились все с большей любовью, которой оно так «страстно жаждет»4.

К третьему изданию

В конце курса лекций, который я читал, обязательно происходило обсуждение услышанного. Многое из того, о чем говорилось на таких обсуждениях, я включил в книгу. Огромное спасибо моему другу Киий уап Кепеззе, который с бесконечным терпением выступал в роли «публики» и помог сделать книгу более ясной для понимания. Мне также очень помогло то, что он умеет хорошо обращаться с компьютером.

В новом издании значительно расширено рассмотрение чувства тепла, а чувству Я посвящена отдельная глава. Взаимосвязь органов чувств со знаками Зодиака также разработана более детально.

Я надеюсь, что в этом издании присутствует гораздо меньше ошибок и неточностей. И, конечно же, я буду благодарен за ваши пожелания, касающиеся улучшения и дополнения этой книги.

Альберт Соесман Гаага, январь 1998 года

Чувство осязания и чувство жизни

Есть много путей, которые ведут к пониманию антропософии, и среди них мы должны найти свой собственный. Каждый сделает это по-своему. Можно начать с общей антропософии, а затем обратиться к какому-то частному вопросу; но интересно, что можно начать и с частного, а затем прийти к общей антропософии (в такой степени, в которой это возможно сделать на протяжении нескольких лекций). Мы с вами изберем путь, ведущий не от общего к частному, а от частного к пониманию общего.

Нашим исходным пунктом будет учение Р. Штайнера об органах чувств. Однажды Рудольф Штайнер сказал, что учение об органах чувств представляет собой «первую главу» антропософии. Под этим он подразумевал, что оно «к нам ближе всего». Дело в том, что органы чувств являются инструментами, с помощью которых мы встречаемся с миром. Поэтому важно узнать, что это за инструменты, как они функционируют, что они позволяют нам пережить, насколько на них вообще можно полагаться? От этого зависит очень многое, если не все. То, что это названо «первой главой» вовсе не означает, что речь идет о чем-то простом. Нет, здесь речь идет о двенадцатичастном. Речь идет не просто о сумме 12 частей, а о единстве, состоящем из двенадцати. В течение курса мы узнаем, что органы чувств нельзя воспринимать обособленно друг от друга, что они представляют собой целое, композицию. При этом я прошу вас об одном: о терпении. Необходимо иметь терпение для того, чтобы это целое вообще смогло проявиться.

Учение об органах чувств, которым мы будем заниматься, было создано Рудольфом Штайнером. Вы, наверное, знаете, что Рудольф Штайнер охотно говорил о духовном мире, тем самым вознося нас в высшие сферы. С другой стороны, невозможно представить себе более практичного человека, способного дать мудрый совет в повседневных делах. С этой точки зрения путь к антропософии через учение об органах чувств чрезвычайно удобен. Все, о чем я буду говорить, можно проверять на практике, поскольку речь будет идти о наших собственных органах чувств.

Антропософия дарит нам духовную науку, которая дополняет и углубляет естествознание. Поэтому я буду в большом количестве привлекать материал обычного естествознания, чтобы вы увидели, что многие загадки природы могут быть разрешены, если воспользоваться второй половиной — духовным знанием. При этом я буду рассказывать многое о том, что вы уже знаете, но, возможно, еще не рассматривали под таким углом зрения.

Вы знаете, что у нас есть несколько органов чувств. Я назову лишь некоторые из них: чувство зрения, чувство слуха, чувство осязания. Но гораздо менее известно то, что эти органы чувств связаны друг с другом. Рудольф Штайнер показывает, что они образуют совершенно новое, оригинальное, образуют Порядок, или, если мы воспользуемся термином Пифагора, Космос. И это удивительное целое мы будем постепенно постигать на протяжении наших шести встреч. Одно неразрывно связано с другим, а все органы вместе образуют величественную композицию. И только воспринимая эту композицию в целом, можно понять ее отдельные части. Собственно говоря, невозможно описывать один орган чувств, не зная одновременно всех остальных. И это действительно новый взгляд. Поэтому я не могу просто произвольно разбирать какой-то один, а потом другой орган чувств. Я должен учитывать весь этот космос.

Я начну с того, что представлю его вам. Мы начнем с хорошо известного чувства осязания. Затем мы рассмотрим нечто новое для вас: чувство жизни; следом — чувство собственного движения. Потом речь снова пойдет о знакомом: чувстве равновесия, чувствах, обоняния, вкуса и зрения. Затем следует чувство температуры или тепла. Далее — чувство слуха. И, наконец, мы перейдем к рассмотрению незнакомых вам органов чувств: чувства речи, чувства представления, или мысли, и в конце чувства Я.

Если вы считали, их двенадцать — это число является символом космоса. Когда вы освоите это «космическое понятие», вы поймете, что количество органов чувств у человека не случайно, их не могло быть немного больше или меньше.

Сегодня мы начнем с чувства осязания. Все мы можем что-то осязать, но в понимании этого чувства возникает большая сложность. Для того, чтобы понять один орган чувств, необходимо на нем сконцентрироваться. Но как я уже сказал, это невозможно, поскольку отдельный орган чувств можно понять только тогда, когда мы рассматриваем его вместе со всеми остальными. Вот пример: я ощупываю этот стол. Я чувствую, что он холодный. Однако, это не чувство осязания, а температурная чувствительность. Когда я осязаю, я определенным образом отталкиваюсь от предмета. Я изменяю свое равновесие. Благодаря усилиям, которые я прилагаю для того, чтобы изменить свое равновесие, осязание становиться более отчетливым. Это означает, что я использую не только чувство осязания, но и чувство равновесия. Конечно, я могу провести рукой по поверхности стола и таким образом установить, шероховатый он или гладкий. Но в этом участвует также чувство собственного движения (наверное, это сложно сейчас понять, но мы к этому еще вернемся). Чувство собственного движения — это такой орган чувств, благодаря которому я замечаю, что двигаюсь. Таким образом, отдельный орган чувств никогда не действует сам по себе, ему необходима помощь остальных органов чувств. Но поскольку сейчас мы все-таки занимаемся одним из них, нам необходимо мысленно исключить из своего рассмотрения характеристики, получаемые в результате работы других органов чувств, и попытаться сконцентрироваться на том, в чем заключается тайна чувства осязания.

Представьте себе, что этот орган чувств функционирует совершенно самостоятельно. Что он нам передает? Что он нам раскрывает? Какие ворота души открываются с его помощью? В каком пространстве мы оказываемся, используя этот орган?

Чувство осязания не дает мне почувствовать, является ли что-то теплым или холодным, гладким или шероховатым. Я не чувствую, изменяется ли мое равновесие. Что же я чувствую, когда я лишь осязаю и ничего больше? Что остается во мне, что говорит мне чувство осязания? Давайте сделаем упражнение! Для этого необходимо выключить свет, поскольку обычно мы смотрим на то, что осязаем. Теперь мы должны попытаться в полной темноте стать существом, которое может только осязать. Не сердитесь на меня, но попытайтесь стать просто голым червяком. Представьте себе червяка не как образ, а червяка в полной темноте! Вы можете сделать это сегодня ночью без пижамы. Но в собственной комнате это довольно сложно, поскольку когда вы наткнетесь на стул, вы сразу же увидите этот стул перед собой как внутренний зрительный образ. Так что вы должны сегодня ночью перебраться в другую комнату. Только тогда вы сможете прочувствовать, как работает чувство осязания: в абсолютно незнакомом окружении, без возможности распознать или вспомнить. Вы попадете в совершенно иной мир, в котором вы ползаете абсолютно голым, первый раз в вашей жизни.

Что вы тогда ощутите? Это сложно описать словами. Но мы привязаны к мышлению, которое всегда использует слова. Какое бы ощущение в нас возникло, если бы мы впервые обнаружили у себя чувство осязания? Сопротивление? Да, мы бы действительно ощутили сопротивление, препятствие. Но «сопротивление» — это довольно сложное понятие. Существует только одно слово (хотя в действительности оно выражает деятельность многих органов чувств), которое можно использовать для обозначения испытываемого ощущения, и это слово: «нечто». Представьте себе, что вы находитесь напротив камня и у вас нет никаких органов чувств. И вдруг у вас появляется осязание. Что вы ощутите? Сопротивление? Нет, до этого вы еще не доросли. Вы воспринимаете, вы чувствуете «нечто». Возникает что-то подобное началу «пробуждения». Я бы выразился следующим образом: когда мы осязаем, сопротивление приходит извне. Одновременно с этим и в человеческой душе происходит нечто: мы пробуждаемся. Пробуждение — это сложный процесс, благодаря которому мы становимся немного более осознанными (повторимся — каждое из этих слов имеет слишком много значений), происходит первое пробуждение к «чему-то». Мы пробуждаем человека с помощью чувства осязания: достаточно лишь легкого касания. Ведро холодной воды или громкий крик излишни.

Таким образом, вы почувствовали нечто очень странное. Вы на «что-то» наткнулись, но одновременно и это «что-то» наткнулось на вас. Это является особенностью чувства осязания — часть меня становится пробужденной благодаря другой части, части мира. Часть меня самого: я касаюсь чего-то пальцем, потом щекой, коленом и так далее. Так, постепенно, я осознаю собственную кожу.

Вы видите, что это «пробуждение» связано с одним определенным явлением, а именно с переживанием границ. Мы вдруг замечаем: граница сталкивается с границей. Таким образом, мы медленно, но неизбежно осознаем собственную ограниченность. Теперь вы должны представить, что это происходит очень постепенно. К сожалению, мы знаем слишком мало о том, как мы воспринимали мир, когда были совсем маленькими. Вы можете просто задаться теоретическим вопросом: «Знает ли младенец, где начинается колыбель и где заканчивается он сам? Знает ли он, где начинается его рука, а где одеяльце?» Интересно задать себе эти вопросы, поскольку благодаря им понимаешь, что младенец этого, естественно, не знает. Он должен медленно учиться, сто раз наталкиваясь на стенки кроватки. И это обучение происходит благодаря чувству осязания, с помощью которого человек далеко продвигается в познании мира.

Многие животные к этому не способны. Возьмем, например, актинию, кишечнополостное животное с маленьким ртом и маленькими щупальцами, которые оно может втягивать. Очень интересно наблюдать за тем, что происходит, когда эти щупальца сталкиваются с большой рыбой. Полип пугается и втягивает свои щупальца, а после медленно их выпускает до тех пор, пока они не дотронутся, например, до какого-то камня. Тогда полип снова пугается и снова втягивает щупальца. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не решится «доверять» этому камню. Червь никогда ничего подобного не сделает. Когда ему встречается камень, он не меняет своего поведения. Но если прикоснуться к нему пальцем, то он испугается. Червь более развит, и для него существует различие: что-то сталкивается с ним или он прикасается к чему-то. Вы чувствуете разницу? Когда маленький камешек попадает в червя, он пугается, но когда на его пути встречается камень, он спокойно продолжает двигаться. Этому полип никогда не научится. Ему всегда требуется время для того, чтобы понять, сталкивается ли он с чем-то или же что-то сталкивается с ним. Вы видите, что у полипа еще нет действительного переживания границ собственной телесности по отношению к миру, а у червя уже есть. Таким образом, быть голым червем не означает находиться на самой низшей ступени развития!

Именно этот удивительный процесс вы должны себе драматическим образом представить: «Как я появляюсь на свет и как я понимаю, каковы мои размеры? Где мои границы?» Это очень мучительный процесс, который начинается с рождением и длится годами. Я не могу собственными глазами увидеть свою спину. Но чувство осязания дает возможность очень хорошо ее прочувствовать, когда я ею на что-то опираюсь.

Еще совсем недавно люди знали, насколько важно чувство осязания. Они с большой тщательностью относились к одеванию ребенка, и при этом их не заботило, выглядел ли ребенок в таком одеянии хорошеньким или нарядным. Например, раньше все грудные дети заворачивались в конверт, который был сшит таким образом, что, когда ребенок полностью выпрямлял ножку, натягивались помочи на его плечах и это не позволяло ему просто так сучить ножками в пустоте. Это давало ребенку возможность замечательным образом развить чувство осязания с помощью ног. Возможно, вы спрашиваете себя: «Ну и что с того?» Но дело в том, что ножки, болтающиеся в пустоте, это примерно то же самое, что и взгляд в туман. Отсутствие четких контуров вызывает неуверенность.

Теперь, после того как мы рассмотрели вопрос в общем, мы можем понять и частное, маленькое, микроскопическое. Дело в том, что чувство осязания устроено довольно просто. На этом очень схематичном рисунке вы видите верхний слой кожи, собственно кожу или дерму, подкожную клетчатку, а также все кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, волосы и так далее. Дерма пронизана нервными волокнами, которые заканчиваются в так называемых тактильных нервных тельцах.

1. Верхний слой кожи

2. Собственно кожа или дерма

3. Подкожная жировая клетчатка

4. Кровеносные сосуды

5. Потовые железы

6. Сальные железы

7. Волосы

8. Нервные волокна с тактильными нервными тельцами




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7