III. Ход диалога-спора
I. Подготовительный этап Участники спора-диалога представляют две расходящиеся точки зрения на сущность процессов в социокультурной и экономической жизни страны 90-ых годов XX века, отразившихся на ценностных ориентациях, нормах и поведении детей и учащейся молодежи. Условно назовем их «позитивисты» и «негативисты». Задача «позитивистов»- выявить новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодежи, которые необходимо закрепить и поддержать (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»). Задача «негативистов»- обозначить негативные тенденции в процессе воспитания детей и учащейся молодежи (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»). Правила ведения спора-диалогапредусматривают высокую дискуссионную культуру участников, которая проявляется в формах выражения согласия, несогласия. Формами выражения оценочных суждениймогут выступать: комплимент, «Я-сообщение» («Мне всегда было интересно, скучно; меня всегда удивляет, восхищает, поражает»... и т.д.); вопросы, заданные друг другу («Скажи, как это у тебя всегда получается?»; «Где это тебе удалось отыскать?» и др.); свободный обмен впечатлениями; «размышления вслух». Согласие: 1. Как справедливо указывает ... 2. Я согласен(а) с мнением ..., в том, что... 3. Я поддерживаю точку зрения ... на... 4. Я разделяю взгляды ... в том, что... 5. Нельзя не согласиться с ... в том, что... 6. Вслед за ... я считаю, что... 7. Точка зрения ... мне представляется наиболее интересной (адекватной -чему?) 8. Я придерживаюсь такой же точки зрения на этот вопрос, как и ... . Несогласие: 1. Я не могу согласиться с ... в том, что... 2. Я не разделяю точку зрения ... на... 3. Я не поддерживаю взгляды ... на... 4. Невозможно согласиться с ... и по таким вопросам, как... 5. В отличие от оппонентов, я считаю, что... 6. Точка зрения оппонентов, на мой взгляд, не соответствует (чему?) П. Проблемное поле диалога-спора - Состояние воспитательной работы с учащимися и молодежью в Республике Беларусь в настоящее время. - Семья и ее роль, проблема в сфере воспитания детей. - Школа, СПТУ, лицеи, гимназии, колледжи и проблемы воспитания учащихся. - Детские молодежные организации и объединения и их роль в формировании гражданской позиции детей и молодежи. - Смена парадигм воспитания: ее сущность и отличия от прежней воспитательной парадигмы. - Цели воспитания. - Принципы воспитания. - Закономерности воспитания. - Задачи воспитания. - Содержание воспитания. - Нравственно-эстетическая культура. - Национальная культура. - Гражданская культура. - Психологическая культура. - Культура труда. - Тендерная культура. - Культура здорового образа жизни. - Экологическая культура. - Составляющие гуманистической технологии воспитательного процесса: - позитивное восприятие учащегося, студента; - опора на опыт воспитанника; - индивидуальный подход; - психолого-педагогическая поддержка; - игра и игровая деятельность; - воспитывающие ситуации.
III. Ход диалога-спора Ведущий предлагает всем участникам спора-диалога обратить внимание на основные понятия, которыми будут оперировать выступающие, чтобы обеспечить понимание предмета спора. Словарь концепции воспитания: Тендерная культура - уровень сознания и поведения личности, мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и семье. Здоровый образ жизни - способность относиться к своему здоровью и умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения. Экологическая - владение системой знаний о природных соблюдение норм экологически безопасного поведения, природопользования и охраны окружающей среды. Позитивное - характер взаимодействия педагога и учащегося, каким человек может быть по своим потенциальным задаткам. Воспитание без - процесс взаимодействия субъектов участники готовы к уступкам и милосердию, умеют стать на позицию оппонента, не отождествляют проблему и личность, не требуют полного совершенства от других и не считают таковыми себя. Ведущий просит участников дискуссии-диалога охарактеризовать социокультурную ситуацию в Республике Беларусь в конце XX - начале XXI века.
Ведущий диалога-спора констатирует кризисное состояние сложившейся системы воспитания и необходимость ее реформирования. Для реформирования необходима концепция, то есть теоретически обоснованная система воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. В чем сущность методологических и теоретических основ воспитания в предлагаемых концепцях?
Ведущий диалога-спора отмечает, что выход из кризисного состояния системы воспитания состоит в поиске таких методологических и теоретических ориентиров, которые будут интегрировать усилия всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, структур бизнеса, производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).
Ведущий диалога-спора обращает внимание участников на закономерности и принципы воспитания, просит оценить их с позиций личности, общества и государства.
Ведущий диалога-спора просит дать свою оценку задачам воспитания.
Ведущий диалога-спора организует участников на анализ содержания воспитания, раскрытие его гуманистической сущности (разделы 3; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7; 3.8; 3.9; 3.10).
Ведущий просит участников диалога-спора высказать свое отношение к технологиям воспитательного процесса, охарактеризовать их (см. раздел 4 «Концепции»). Фиксирует внимание аудитории на сущности понятий «технология», «метод».
Ведущий предлагает высказать собственное отношение к «Концепции» в целом, оценить ее прогностическую мощь и преобразовательные возможности. IV. Рефлексия занятия Участники дискуссии обсуждают следующие вопросы: - Решены ли задачи, поставленные перед участниками дискуссии? - Какие вопросы были обсуждены наиболее полно? Благодаря кому и чему это было достигнуто? - Что не получилось так, как бы этого хотелось? Почему? - Все ли принимали участие в диалоге-споре? - Кому могут быть присуждены номинации: «Самое исчерпывающее сообщение», «Субъект дискуссионной культуры?». V. Литература к занятию 1. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. 2. Детские и юношеские организации и движения в Республике Беларусь. 3. Закон аб правах дзіцяці ў Рэспубліцы Беларусь. [1] Диалог-спор - это технология обучения, в которой каждый участник учебного процесса сталкиваются с иной, отличной от своей точкой зрения. Эта ситуация требует поиска особенно убедительных аргументов в подкрепление своей позиции. Такой подход к осмыслению объекта познания помогает разносторонне осмыслить его, а необходимость понять иную точку зрения требует либо обогащения, либо пересмотра своей позиции.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |