Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Ход диалога-спора



2015-12-06 413 Обсуждений (0)
III. Ход диалога-спора 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Подготовительный этап

Участники спора-диалога представляют две расходящиеся точки зрения на сущность процессов в социокультурной и экономической жизни страны 90-ых годов XX века, отразившихся на ценностных ориентациях, нормах и поведении детей и учащейся молодежи. Условно назовем их «позитивисты» и «негативисты».

Задача «позитивистов»- выявить новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодежи, которые необходимо закрепить и поддержать (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»).

Задача «негативистов»- обозначить негативные тенденции в процессе воспитания детей и учащейся молодежи (см. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», разд. «Введение»).

Правила ведения спора-диалогапредусматривают высокую дискуссионную культуру участников, которая проявляется в формах выражения согласия, несогласия.

Формами выражения оценочных суждениймогут выступать: комплимент, «Я-сообщение» («Мне всегда было интересно, скучно; меня всегда удивляет, восхищает, поражает»... и т.д.); вопросы, заданные друг другу («Скажи, как это у тебя всегда получается?»; «Где это тебе удалось отыскать?» и др.); свободный обмен впечатлениями; «размышления вслух».

Согласие:

1. Как справедливо указывает ...

2. Я согласен(а) с мнением ..., в том, что...

3. Я поддерживаю точку зрения ... на...

4. Я разделяю взгляды ... в том, что...

5. Нельзя не согласиться с ... в том, что...

6. Вслед за ... я считаю, что...

7. Точка зрения ... мне представляется наиболее интересной (адекватной -чему?)

8. Я придерживаюсь такой же точки зрения на этот вопрос, как и ...

. Несогласие:

1. Я не могу согласиться с ... в том, что...

2. Я не разделяю точку зрения ... на...

3. Я не поддерживаю взгляды ... на...

4. Невозможно согласиться с ... и по таким вопросам, как...

5. В отличие от оппонентов, я считаю, что...

6. Точка зрения оппонентов, на мой взгляд, не соответствует (чему?)

П. Проблемное поле диалога-спора

- Состояние воспитательной работы с учащимися и молодежью в Республике Беларусь в настоящее время.

- Семья и ее роль, проблема в сфере воспитания детей.

- Школа, СПТУ, лицеи, гимназии, колледжи и проблемы воспитания учащихся.

- Детские молодежные организации и объединения и их роль в формировании гражданской позиции детей и молодежи.

- Смена парадигм воспитания: ее сущность и отличия от прежней воспитательной парадигмы.

- Цели воспитания.

- Принципы воспитания.

- Закономерности воспитания.

- Задачи воспитания.

- Содержание воспитания.

- Нравственно-эстетическая культура.

- Национальная культура.

- Гражданская культура.

- Психологическая культура.

- Культура труда.

- Тендерная культура.

- Культура здорового образа жизни.

- Экологическая культура.

- Составляющие гуманистической технологии воспитательного процесса:

- позитивное восприятие учащегося, студента;

- опора на опыт воспитанника;

- индивидуальный подход;

- психолого-педагогическая поддержка;

- игра и игровая деятельность;

- воспитывающие ситуации.

 

III. Ход диалога-спора

Ведущий предлагает всем участникам спора-диалога обратить внимание на основные понятия, которыми будут оперировать выступающие, чтобы обеспечить понимание предмета спора.

Словарь концепции воспитания:

Тендерная культура - уровень сознания и поведения личности,
личности проявляющийся в понимании предназначения

мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и семье.

Здоровый образ жизни - способность относиться к своему здоровью и
личности здоровью окружающих как к ценности, владение

умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.

Экологическая - владение системой знаний о природных
культура личности процессах и явлениях, обусловливающее

соблюдение норм экологически безопасного поведения, природопользования и охраны окружающей среды.

Позитивное - характер взаимодействия педагога и учащегося,
восприятие учащегося, при котором учащийся воспринимается таким,
студента каков он есть, а педагог помогает стать ему таким,

каким человек может быть по своим

потенциальным задаткам.

Воспитание без - процесс взаимодействия субъектов
принуждения воспитательного процесса, при котором его

участники готовы к уступкам и милосердию, умеют стать на позицию оппонента, не отождествляют проблему и личность, не требуют полного совершенства от других и не считают таковыми себя.

Ведущий просит участников дискуссии-диалога охарактеризовать социокультурную ситуацию в Республике Беларусь в конце XX - начале XXI века.

1 шаг «Позитивисты» характеризуют социально-культурную ситуацию в сфере воспитания, выявляя в ней позитивные факты, тенденции. Задача «негативистов» состоит в выявлении негативных тенденций в системе воспитания.

 

Ведущий диалога-спора констатирует кризисное состояние сложившейся системы воспитания и необходимость ее реформирования. Для реформирования необходима концепция, то есть теоретически обоснованная система воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью.

В чем сущность методологических и теоретических основ воспитания в предлагаемых концепцях?

2-ой шаг «Негативисты» анализируют состояние воспитательной работы на современном этапе, выделяя в нем «западающие» звенья (см. 1 разд. «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»). «Позитивисты» анализируют этот раздел концепции, выделяя в нем позитивные изменения (см. 1 разд. «Концепции»).

Ведущий диалога-спора отмечает, что выход из кризисного состояния системы воспитания состоит в поиске таких методологических и теоретических ориентиров, которые будут интегрировать усилия всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, структур бизнеса, производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).

3-ий шаг «Позитивисты» анализируют новую воспитательную парадигму, выделяя в ней достоинства (см. раздел 2.2 «Смена парадигм воспитания»). «Негативисты» (в том же разделе 2.2 «Смена парадигм воспитания») определяют «слабости» новой педагогической парадигмы.

Ведущий диалога-спора обращает внимание участников на закономерности и принципы воспитания, просит оценить их с позиций личности, общества и государства.

4-ый шаг «Негативисты» - выявляют «слабые» места таких принципов, как принцип природосообразности, культуросообразности, ненасилия, толерантности, открытости воспитательных систем, вариативности деятельности (см. раздел 2.2 «Концепции»). «Позитивисты» - анализируя раздел 2.2 «Концепции» выделяют в заявленных закономерностях и принципах достоинства, которые могут обеспечить эффективное развитие и саморазвитие каждого учащегося и молодого человека.

Ведущий диалога-спора просит дать свою оценку задачам воспитания.

5-ый шаг «Позитивисты» анализируют раздел 2.3 и «высвечивают» ее сильные позиции, задают аудитории вопросы. «Негативисты» - в разделе 2.3 выявляют недостатки, ставят перед аудиторией вопросы.

Ведущий диалога-спора организует участников на анализ содержания воспитания, раскрытие его гуманистической сущности (разделы 3; 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7; 3.8; 3.9; 3.10).

 

6-ой шаг «Позитивисты» и «негативисты» анализируют, оценивают, высказывают свои оценочные суждения с позиций, принятых в начале диалога-спора. Если эти позиции изменились, заявляют об этом.

Ведущий просит участников диалога-спора высказать свое отношение к технологиям воспитательного процесса, охарактеризовать их (см. раздел 4 «Концепции»). Фиксирует внимание аудитории на сущности понятий «технология», «метод».

7-ой шаг «Негативисты» и «позитивисты» дают свою оценку, основанную на выстроенной системе доказательств, технологиям воспитательного процесса (раздел 4 «Концепции»).  

Ведущий предлагает высказать собственное отношение к «Концепции» в целом, оценить ее прогностическую мощь и преобразовательные возможности.

IV. Рефлексия занятия

Участники дискуссии обсуждают следующие вопросы:

- Решены ли задачи, поставленные перед участниками дискуссии?

- Какие вопросы были обсуждены наиболее полно? Благодаря кому и чему это было достигнуто?

- Что не получилось так, как бы этого хотелось? Почему?

- Все ли принимали участие в диалоге-споре?

- Кому могут быть присуждены номинации:

«Самое исчерпывающее сообщение»,

«Субъект дискуссионной культуры?».

V. Литература к занятию

1. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

2. Детские и юношеские организации и движения в Республике Беларусь.

3. Закон аб правах дзіцяці ў Рэспубліцы Беларусь.


[1] Диалог-спор - это технология обучения, в которой каждый участник учебного процесса сталкиваются с иной, отличной от своей точкой зрения. Эта ситуация требует поиска особенно убедительных аргументов в подкрепление своей позиции. Такой подход к осмыслению объекта познания помогает разносторонне осмыслить его, а необходимость понять иную точку зрения требует либо обогащения, либо пересмотра своей позиции.

 



2015-12-06 413 Обсуждений (0)
III. Ход диалога-спора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Ход диалога-спора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)