Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Министерская реформа1802-1811 гг



2015-12-06 3101 Обсуждений (0)
Министерская реформа1802-1811 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




Реформы в сфере народного образования 1803-1804 гг.

Александром и его товарищами из «негласного комитета» были произведены преобразования в области образования и печати. В 1803 - 1804 гг. была проведена реформа народного образования. 26 янв. 1803 год - указ « Об устройстве училищ», который провозглашал принципы бесплатного и бессословного образования на его низших ступенях. Имела место преемственность учебных программ, позволяющая человеку, получившему начальное образование в любом учебном заведении поступать в таковое более высокой ступени. В этом же году император повелел всем, желающим поступить на государственную службу, в обязательном порядке получить образование: по истечении 5 лет со времени данного постановления тех, кто не имел образования не взяли бы на должность.

В отношении высшей школы Александр принял Университетский устав (5 ноября 1804 года). Университеты получили широкую автономию: могли избирать ректора, определять штат профессуры, собственный университетский суд. Обладали иммунитетом от вмешательства чиновников и властей в университетские дела. Помимо Московского, существовали на рассматриваемый нами исторический период Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и преобразованный в университет из педагогического института, Петербургский. Университеты имели как правило 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских наук, и словесных наук.

В университетах получали образования будущие чиновники гражданской службы, преподаватели гимназий, медики.

Стали появляться также и лицеи - средние гуманитарные учебные заведения. Одними из самых известных российских лицеев являются Демидовский (открыт на средства А.П. Демидова в Ярославле в 1805 г.) и Царскосельский (открыт в 1811 г.)

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге - это было уже высшее специальное образование, основы которого были заложены еще во второй половине XVIII века созданием Императорской академии художеств(1757 г.) и Горного института (1773 г.)

В области военного образования все более важную роль играли кадетские корпуса.

В 1808 - 1814 годах проводились преобразования в области духовных учебных заведений: вводились соответствующие ступени - приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Эти ступени духовного образования просуществовали вплоть до Октября 1917 года. Центральным же органом управления системой духовного образования являлся Священный Синод, точнее, учрежденная при Синоде Комиссия духовных училищ.

9 июля 1804 года был издан «Устав о цензуре», позволявший авторам произведений и статей практически без серьезных ограничений заниматься литературной деятельностью и публиковать свои работы. Это способствовало появлению новых периодических изданий, публикации переводной литературы, ранее малоизвестной или вовсе запрещенной в России. В русском обществе вновь возрос интерес к произведениям европейских просветителей, ученых.

 

Министерская реформа1802-1811 гг.

В 1802-1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название-коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным.

Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата управления. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др.), так и новой, в том числе "молодые друзья" Александра I (Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, С.М. Воронцов, П.А. Строганов).

Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. Они были подробно разработаны в утвержденном царем 25 июня 1811 г. документе "Общее учреждение министерств", что знаменовало собой завершение министерской реформы. К этому времени число министерств увеличилось до 12. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления - духовных дел и разных (неправославных) исповеданий, ревизий государственных счетов (государственное казначейство), путей сообщения (преобразованное потом в министерство) во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции - его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры (по должности) входили в состав Сената. Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления.

Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до 1917 г.

 



2015-12-06 3101 Обсуждений (0)
Министерская реформа1802-1811 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Министерская реформа1802-1811 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)