Тема 9 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В ЭПОХУ МАУРЬЯ
1. Источники по истории Индии (Артхашастра, Законы Ману; античные и китайские источники). Специфика источниковедения Древней Индии. 2. Варны, проблема их происхождения и социальная роль. 3. Организация управления государством в эпоху Маурья. 4. Рабство, его особенности в Древней Индии.
Литература 1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М.,1984. 2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.2. - М.,1980. - С.75-154. 3. История и культура Древней Индии (хрестоматия). - М.,1991. 4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М.,1992. 5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. - М.,1976.
Методические указания: В начале занятия необходимо выяснить общий характер состояния источников по истории Древней Индии, ответить на вопрос, почему здесь абсолютно преобладала религиозно-философская литература. Отметить длительность составления и окончательной редакции древнеиндийских текстов. Определить характер Законов Ману и Артхашастры, степень их соответствия политическим реалиям эпохи Маурья. Организацию государственного управления в Индии полезно сравнить с организацией управления Персидской державы, выделить общее и особенное. Изучая варны, нужно обратить внимание на сложность проблемы их возникновения, на соотношение между ними и выделение категории «неприкасаемых». Положение рабов нужно сравнить с положением свободных. Ответить на вопрос, почему рабы не играли главной роли в производстве.
Тема 10 ДРЕВНИЙ КИТАЙ В ЭПОХУ ЧЖАНЬГО 1. Источники по истории Древнего Китая, их общая оценка. «Исторические записки» Сыма Цяня. 2. Политическая система Китая в эпоху Чжаньго: основные царства и взаимоотношения между ними. 3. Реформы Шан Яна в государстве Цинь и его усиление. 4. Объединение Китая государством Цинь и создание империи Цинь.
Литература 1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М.,1984. 2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.2. - М.,1980. - С.170-177. 3. Книга правителя области Шан. - М.,1993. 4. Смолин Г.Я. Источниковедение древней истории Китая. - Л.,1987. 5. Васильев Л.С. Древний Китай. - Т.1. - М.,1995. - С.5-54. 6. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. - М.,1970. 7. Сыма Цянь. Исторические записки. - Тт.1-2. - М.,1972. 8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. - М.,1962.
Методические указания: Задачей данного занятия является, прежде всего, знакомство со спецификой древнекитайской цивилизации. Необходимо выяснить причины пристального внимания древних китайцев к истории, опеки со стороны государства по отношению к придворным историкам. Нужно в полной мере оценить феномен Сыма Цяня в истории всех цивилизаций Древнего Востока. Далее в центре внимания должны оказаться проблемы политического развития Китая в период Чжаньго и выявление предпосылок объединения страны под эгидой царства Цинь. Оценить роль реформ Шан Яна в этом процессе. Тема 11-12 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ 1. Эпические поэмы Древней Индии: Махабхарата, Рамаяна. 2. Театр Древней Индии (Калидаса, Бхаса, Шудрака). 3. Буддийская архитектура и иконография. 4. Мудрецы Древнего Китая (Конфуций и Лао Цзы). 5. Искусство Древнего Китая.
Литература 1. Махабхарата. Рамаяна. - М.,1974. 2. Классическая драма Древней Индии. - М.,1984. 3. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М.,1994. 4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М.,1992. 5. Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. - М.,1971. 6. История и культура Древней Индии. - М.,1991. 7. Древнекитайская философия. - Тт.1-2. - М.,1973 (переизд. М.,1994). 8. Малявин В.А. Конфуций. - М.,1992. 9. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.,1981. 10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.,1993. 11. Изречения Конфуция. - М.,1994.
Методические указания: Данное занятие проводится в форме докладов и оппонентских выступлений. Темы конкретизируются и уточняются совместно с преподавателем. Все сообщения строятся на основе общей характеристики памятников культуры и выделении наиболее характерных черт или памятников. Необходимо четко соотносить рассматриваемые явления культуры с исторической обстановкой, временем и местом их появления. Четвертый доклад обязательно должен сопровождаться выводами о роли древних философов в формировании духовного облика древнекитайской цивилизации.
Тема 13 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Социально-экономические отношения. Концепция «гидравлического общества». 2. Община на Древнем Востоке, причины ее устойчивости. Типы общин. 3. Рабство и его характер на Древнем Востоке. 4. Формы государства на Древнем Востоке. Система «дворец-храм» и город-государство. Восточный деспотизм. 5. Общее и особенное в культуре цивилизаций Древнего Востока.
Методические указания: Тип данного занятия – обобщающий. Опираясь на имеющиеся знания по истории Древнего Востока, студент проводит сравнительный анализ различных сфер жизни изученных локальных цивилизаций. Цель занятия – выявить общее и особенное в развитии древневосточных цивилизаций, применить логические умения, навык работы с историческим источником, обобщить и структурировать материал.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |