Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Рынок капитала и земли. Экономическая рента




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.

Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. 1) численность продавцов и их рыночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, 4) степень контроля произво­дителей над ценами, 5) характер, поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются раз­личные типы отраслевых рынков, хар-ся разной степе­нью конкурентности.

Рынок совершенной конкуренции представляет собою рыночную структуру, хар-ся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмами.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

1. атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большо­го количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

2. стандартизация продукции, означающая такую однородностью продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы другой;



3. прозрачность рынка - отрасль характери­зуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;

4. свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют препятствия, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действую­щим прекратить операции;

5. автономность поведения фирм – принимая решения, фирмы не учит. реакции своих кон­курентов.

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:

1. дифференциация продукта – хотя товары раз­ных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рын. власти;

2. большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;

3. отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и за­конодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникнове­ния в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);

4. отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.

Рынок абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, хар-ся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.

Отличительными особенностями являются:

1. концентрация всего отраслевого предложения у 1-го продавца, олицетворяющего собой отрасль;

2. отсутствие товарных заменителей;

3. блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);

4. отсутствие стратегического поведения.

Олигопол-ий рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм. М.б. представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).

Важнейшими его при­знаками являются:

1. ограниченное количество фирм, поделивших между собою отраслевой рынок;

2. значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса;

3. ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономичес­кими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;

4. стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной хар-ой олигопол-го рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конку­рентов на предпринимаемые действия.

 


 

Рынок капитала и земли. Экономическая рента.

Земля (естественный ресурс) выступает в качестве всеобщего средства производства. К этому фактору относят с/х земли, залежи полезных ископаемых, леса и друг. природные богатства. Земля является не только сырьевым источником человечества, но площадью размещения объектов. Субъектами спроса на рынке земли являются юридические и физические лица, а субъектами предложения - гос-во, юридические и физические лица.

Земельная рента – это цена, которую платят за использование земли и других ресурсов, кол-во которых (их запасы) строго ограничено. Факторы, определяющие спрос на землю: 1)цена продукции, выращенной на этой земле. 2) производительность земли(плодородие, природно-климатические ресурсы). 3)кол-во и качество ресурсов, с которыми используется земля и цены на них(склады, мельница, оросительная система и т.д.). Если спрос на землю повышается (например с D2 до D1), то рента увеличивается, и наоборот.

Дифференцированная рента – доход, полученный в результате использования ресурсов (с не эластичным предложением), более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Цена земли должна рассматриваться как дисконтированная стоимость. По аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход. На практике цена земли зависит от многих факторов так например рост цен на землю может объяснятся растущим спросом на неё для сельскохозяйственных целей. Резко возрастёт спрос на землю (и вообще на недвижимость) в условиях инфляции.

Капитал в своей мат-вещественной форме выступает в виде ОПФ, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышение его экон. эффективности. Он может быть: денежным, товарным, производительным. Предпочтения-производительному. Основной- представлен ср-вами труда, которые участвуют в повторяющемся процессе пр-ва, а переносят стоимость на создаваемый продукт частями. Он имеет срок обращения более 1 года и стоимость более установленной законом и хоз. практикой величины. Есть и оборотный. К активной части относятся станки, машуны, оборудования. К пассивной здания сооружения коммуникации и т.п Оборотный- предметы труда. Учавствующие в одном процессе пр-ва и переносят свою стоимость на создаваемый продукт целиком. В SR капитал постоянен, труд переменный. Т.к.капитал в кратком периоде фиксирован, наращивать результаты фирма может за счёт большего кол-ва оборотного капитала:а)применение большего кол-ва сырья,материалов и т.д, б)привлечение дополнительной рабочей силы. Срок оборота оборотного капитала менее 1 года. В LR все факторы переменные. Первоначальная стоимость осн. К-стоимость на момент ввода. Восстановительная стоимость осн. К- сумма затрат, необходимая для воспроизводства осн. К.

Рыночная стоимость осн.К-цена, которую готов заплатить покупатель, приобретающий ее на свободном рынке(оценка под влиянием ряда рын. факторов) В процессе пр-ва осн К изнашивается, утраичвая свою производит-ть. Физический-износ процесс утраты ср-вом пр-ва своих потребительских св-в по мере пр-ного использования. Моральный износ- процесс утраты ср-вом пр-ва своих потребительских св-в в результате воздействия НТП. Денежное возмещениеосуществляется путем амортизации-этопостепенное перенесение стоимости осн К на пр-мую продукцию в целяхнакопления ср-в для восстановленияэл-тов осн К.

Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Экономическая рента - это выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурсов. Единственным ресурсом, предложение которого неэластично с точки зрения общества, является земля. Доход, получаемый от использования, называют чистой экономической рентой.


 

7. Рынок труда: спрос, предложение, совершенная и несовершенная конкуренцияю

Рынок труда - сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать и те кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

На рынке труда роль равновесного положения спроса и предложения играет цена труда - заработная плата.

В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого товара. Это означает, что все работники получают равную заработную плату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Сам уровень заработной платы в условиях совершенной конкуренции максимален, согласно теории предельной производительности рабочий получает полный продукт труда: MRC = Wc (предельные издержки в денежном выражении равны заработной плате одного рабочего)

Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы (совершенная конкуренция), от предпринимателя зависит только количество нанимаемых работников.

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных рабочих до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, то есть пока предельный продукт труда не сравняется с предельными издержками, то есть с зарплатой (рис 1.1):

mrp = mrc = Wc.

Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд. Если зарплата вырастет с W(0) до W(1), то количество нанятых работников сократится с L(0) до L(1); если же заработанная плата упадет до W(2), то число занятых возрастет до L(2). То есть мы можем сделать вывод, что количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты (рис. 1.2).

 

       
   
 


W DL = mrp W

 

Wc Е SL = mrc W1

W0

W2

       
   
 
 


0 Lc Количество труда 0 l1 l0 l2 L

 

рис. 1.1. Зарплата как равновесная рис.1.2. Взаимосвязь спроса на труд

цена труда на рынке и заработной платы.

соверш. конкуренции.

 

Монопсония на рынке труда.

Совершенная конкуренция - это идеальная система, предельное положение, в то время как на большинстве рынков господствует несовершенная конкуренция вследствие ряда причин:

§ время заключения сделки, поиск работника и т. д.;

§ заключение контракта с рабочим вследствие законодательства о труде влечет за собой ограничения, которые фирма обязана принять, чем отдалит свое положение от совершенно конкурентной единицы (условия труда и отдыха, гарантии сохранения рабочего места и т. д.);

§ своеобразие отношений, возникающих на этом рынке диктует более четкую и детальную регламентацию различных сторон деятельности между агентами данного рынка.

Для рассмотрения несовершенной конкуренции возьмем монопсонию, являющейся предельной точкой таковой, то есть на рынке находится только одна фирма (в малых городах, если фирма обладает крайне редким и практически недоступным для конкурентов ресурсом и т. д.), вследствие чего со стороны предпринимателя существует контроль уровня зарплаты, путем сокращения или увеличения числа работников. Также, вследствие конкуренции между наемными работниками, происходит обусловленное сокращение заработной платы. Проиллюстрируем это на графике (рис. 1.3).

В случае совершенной конкуренции равновесие устанавливается в точке С - точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату Wc получило бы Lc работников. Так монопсонист платит равную заработную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL = MRCL. Это означает, что сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработную плату с Wc до Wm. Таким образом мы видим, что монопсоническая власть обусловливает снижение масштабов занятости, и уровня заработной платы, и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMWm.

В качестве примера монопсонии может служить профессиональный спорт (футбольная, хоккейная, баскетбольная лиги и т. д.).

 

Ставка MRCL SL = AC

зарплаты

 

A H

C

Wc MRPL

Wm

M

 

0 Lm Lc Количество

труда

рис. 1.3. Модель монопсонии.

 


 

8.Закон спроса и предложения.

Осн вопросы р-ной эк Что? Как? Для кого? пр-ть – решаются ч/з мех-зм спроса и предлож.

Спрос- желание и возможность покупателей приобретать тов и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре). Закон спроса устан-ет обратную зависимость м/у объемом спроса на дан тов и его ценой при проч равных усл-ях. Отриц наклон кривой спроса объясняется: покупатели приобр-ют больше дешевых тов, потребление связано с з-ном убывающей пред полезности (продажа дополнительной единицы данного товара возможна только по более низкой цены), действие эффекта замещения и дох.

Эффект замещения вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров при неизменном реальном дох, т.е. потребитель приобретает больше дешевых тов взамен более дорогим. Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохпри неизменности относительных цен товаров, т.е. потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок. Предлож – желание и готовность пр-лей произвести и поставить на р-к опр кол-во тов. Закон предлож устан-ет прямую зависимость объема предложения данного тов от его цены при ПРУ. Кривая предлож имеет полож наклон, кот выраж: реакцию пр-ля на рыночные стимулы: произвести и продать больше прод по более выс цене, растущие затр на пр-во доп прод при фиксир-х пр-ных мощностях.

Кроме ценового ф-ра ф-ии D и S отражают влияние неценововых ф-ов, что граф пок-ется сдвигом кривых спроса и предлож вправо/влево при той же самой цене. Для D-цены тов-заменителей, дополнителей, доход, вкусы и предпочтения, ожидания, кол-во потребит. Для S: измен технолог пр-ва, сниж издержки на ед прод, что увеличивает ее выпуск; изменение цен на эк рес ведет к расширению пр-ва и предлож; рост налогов снижает предлож; субсидии – приводят к расширению пр-ва; цены альтернативн тов, кол-во продавцов, ожидания продавцов. Равновесие спроса и предл достигается при пересеч их крив. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара (цены равновесия), по которой он действительно продается и покупается. Когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

 


 

9)Спрос и предложение на товарных рынках

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать).Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.Закон окончательно сформулирован в 1890 годуАльфредом Маршаллом.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Закон спроса

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x).То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны.В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму.Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

 

 


 

10)Виды собственности.Их использование в хозяйственной деятельности

 

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е.тем, кто является собственником.Форма собственности определяет принадлежность объектов собственности субъекту единой природы (скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению).

А)Государственная собственность – является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм.

Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала.Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени.В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли, как энергетика, связь, транспорт, а также малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.

Во-вторых, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров.

В-третьих, необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий.

В-четвертых, наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса.

Б)Индивидуальная (личная и частная) собственность – это собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицируется как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности.

Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки.Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью).Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду.В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).

 


 

11.Основные понятия издержек: экономические, внутренние и

внешние издержки, нормальная прибыль и другие.

Бухгалтерские издержки (внешние издержки, или явные) — стоимость ресурсов, которые фирма приобрела у внешних поставщиков на рынке. Все выплаты фиксируются в бухгалтерских документах. Такой способ оценки издержек называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки — бухгалтерскими издержками.

Основные статьи бухгалтерских издержек: материальные затраты , затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Величина бухгалтерских издержек не всегда позволяет верно судить о состоянии дел на фирме, так как учитывает затраты лишь тех ресурсов, которые фирма приобретает со стороны. Их называют явными (внешними) издержками. Однако некоторые ресурсы могут уже находиться в собственности предприятия. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки. Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельца (если он сам управляет бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров.

Существует другой подход к оценке затрат ресурсов — концепция альтернативных издержек(или издержек упущенных возможностей), также именуются экономические из-ми. Согласно этой концепции, издержки — это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Альтернативные издержки играют большую роль в распределении капитала по отраслям экономики, так как он обычно устремляется в те отрасли, где эти издержки велики, стремясь превратить их в реальный доход.

Виды прибыли. В общем виде прибыль— это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Явные издержки совпадают с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.

Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т.п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.

Величина нормальной прибыли тяготеет к средней, обычной в данной экономике норме прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.

Т.о., чтобы получать бухгалтерскую прибыль, фирме достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Чтобы предприниматели оставались в данном деле, величина бухгалтерской прибыли должна хотя бы равняться нормальной (т.е. покрывать неявные издержки). Так как экономическая прибыль возникает лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неявных издержек, то о предприятии, приносящем нормальную прибыль, можно сказать, что оно получает нулевую экономическую прибыль.

Наконец, положительная экономическая прибыль всегда больше нормальной. Это стимулирует приток капиталов и предпринимательских талантов в соответствующую фирму или отрасль, ведь там доходность выше, чем в среднем по экономике.

Постоянные, переменные и общие издержки

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей. Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм. Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину. AFC=FC/Q. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Средние переменные издержки (AVC) равны: AVC=VC/Q. Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC=f(Q),TC=FC+VC. Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек. Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC+AVC=(FC+VC)/Q. Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Поведение фирмы принципиально отличается в зависимости от временного интервала, в рамках которого она функционирует. Выделение этих интервалов имеет количественный и качественный смысл в зависимости от возможностей фирмы отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Короткий период – временной интервал, в течение которого изменение объема производства возможно за счет изменения одного фактора при постоянстве всех остальных. Поэтому, выпуская продукцию в коротком периоде, одни издержки будут иметь постоянный характер, а другие –переменный.

К постоянные издержкам производства (FC) относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства; они есть даже при отсутствии производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).

Под переменными издержками (VC) понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры и при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

Таким образом в краткосрочном периоде общие издержки (ТС) фирмы при данном объеме производства складываются из постоянных и переменных затрат:

 

ТС

 

VC

 
 

 


FC

 

 


Q


Средние издержки (АТС) – затраты на единицу выпуска (ТС / Q)

Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникающих как следствие изменение объемов производства и реализации более чем на одну единицу продукции. (увеличение общих затрат при производстве дополнительной единицы продукции):

МС = ∆ТС / ∆ Q

MC

ATC

 

ATCMIN

AVC

AVCMIN

 

 
 


AFC

 

Q

 

Кроме кривой постоянных издержек, все остальные кривые затрат имеют дугообразный характер в силу действия закона убывающей отдачи фактора производства (только в краткосрочном периоде).

«Закон убывающей отдачи» - начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, основным фондам) дает уменьшающий добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

 

 


 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.048 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7