Горшки, составлявшие большую часть керамического комплекса, и гораздо реже встречающиеся миски имели иногда округлое, иногда плоское дно. Они плохо обожжены и весьма грубо отделаны. Некоторые горшки снабжены маленькими, почти декоративными ручками. Бронзовые изделия клали в могилу редко и только двух видов — ножи и шилья. Встречаются полированные каменные топоры и круглые плоские терочники. Из кремня делали наконечники стрел, ножи, отщепы, у которых ретушировали края, найден прекрасно обработанный наконечник копья. Костяной инвентарь представлен весьма примитивными шильями и проколками, а также очень крупыми, тщательно отполированными, так называемыми "молоточковидными", булавками, служившими, вероятно, для скрепления краев одежды. Иногда в могилах находят части деревянных повозок, от которых лучше всего сохраняются колеса, имевшие вид сплошных плоских дисков с отверстием для ступицы в центре. Именно такие повозки позволяли людям ямной культуры почти постоянно находиться в движении, преодолевая огромные расстояния.
Но в могилах они оказывались в качестве элементов погребального кортежа. Между прочим, повозки участвовали в погребальных церемониях почти всех индоевропейских народов. Некоторые исследователи полагают, что носители ямной культуры говорили на языке или языках индоевропейской семьи. Наличие повозок в могилах служит одним из аргументов в пользу этой гипотезы. В качестве заупокойной пищи часто использовалось мясо, куски которого клали рядом с умершим. Поэтому во многих могилах находят кости животных. Вершины курганов иногда увенчивались каменными стелами. Они имеют вид плоских плит, заостренных в нижней части для того, чтобы их удобней было закапывать в землю. Сверху плита обычно заканчивалась выступом, имитирующим голову. Гравировкой или рельефом в некоторых случаях изображали черты лица, руки или пояс. На взгляд современного наблюдателя эти изваяния выглядят весьма примитивно. Полагают, что древние мастера в доступной им форме старались изобразить своих наиболее выдающихся сородичей.
Для того, чтобы перечислить основные категории погребального инвентаря пришлось обобщить данные о раскопках сотен погребений. В каждой могиле находят, если находят вообще, по 2-3 предмета. Бедность заупокойных даров удивляет, от создателей трудоемкого курганного обряда, сумевших заселить огромные степные пространства, можно было ожидать большего. Вероятно, дело тут в особенностях идеологических представлений, в соответствии с которыми в потусторонний мир умершего должны были сопровождать строго определенные вещи, а отнюдь не все и не самые лучшие, как это практиковалось у многих народов.
Степной ареал, отсутствие поселений, курганный обряд погребения, кости лошади, мелкого и крупного рогатого скота, найденные в могилах, со всей очевидностью демонстрируют, что племена, оставившие ямную археологическую культуру в Крыму, были скотоводами почти непрерывно передвигавшимися вслед за своими стадами. От классических кочевников более позднего времени они отличались только отсутствием верхового коня. Этот способ ведения хозяйства оказался в степных условиях очень рациональным, а в определенные периоды и единственно возможным. Начиная с III тыс. до н. э. сменявшие друг друга, но неизменно занимавшиеся кочевым скотоводством народы населяли степной Крым вплоть до эпохи средневековья включительно.
Кеми-обинская культура
(вторая половина III - начало II тысячелетия до н. э.)
В 1957 г. крымский археолог А. А. Щепинский близ Белогорска под насыпью кургана Кеми-Оба обнаружил погребения, совершенные в деревянных и каменных ящиках с расписными стенами. Очень скоро подобные захоронения нашлись и в других местах. Было объявлено об открытии в Крыму новой археологической культуры, наиболее ярким признаком которой являются каменные ящики украшенные росписями.
Каменными ящиками археологи именуют погребальные сооружения, в идеале, состоящие из четырех, поставленных вертикально, плит, ограничивающих прямоугольное пространство. Пятой плитой каменный ящик накрывался. Во многих случаях каждая стена погребального сооружения состояла из нескольких более или менее плотно пригнанных друг к другу камней. От склепа каменный ящик отличается отсутствием входа. В Крыму подобные погребальные сооружения принадлежали народам и культурам большого хронологического диапазона: кеми-обинской, срубной, таврам, скифам, грекам, готам и др.
К великому сожалению, многие кардинальные для кеми-обинской культуры вопросы до сих пор не выяснены. Например, многократно упоминавшиеся в популярной литературе поселения не опубликованы по специальным археологическим прави лам и потому не могут служить полноценным археологическим источником, даже сама принадлежность их к кеми-обинской культуре вызывает большие сомнения. В части хронологии достоверно установлен только один факт: какое-то время ямные и кеми-обинские племена в Крыму сосуществовали.
На уровне сегодняшних знаний к кеми-обинской культуре могут быть отнесены подкурганные погребения определенного типа. Они открыты по всей крымской степи, а также за пределами Крыма в степном Причерноморье. Наибольшая их концентрация наблюдается на границе степей и предгорий. Самым ярким отличительным признаком культуры, как уже говорилось, являются захоронения в каменных ящиках. Плиты, из которых сложены погребальные сооружения, прекрасно отесаны и очень плотно, иногда даже с помощью пазов, пригнаны друг к другу. Щели между плитами, если они оставались, замазывали глиной — погребенного должно было надежно изолировать. Стены каменного ящика изнутри часто расписывались красной (охра) и черной (сажа) красками, а иногда украшались гравированными изображениями. Орнамент, обычно, геометрический из пересекающихся линий, но в некоторых случаях зафиксированы и более сложные узоры. Над многими каменными ящиками возводилась куполообразная или конусовидная каменная насыпь, которая, в свою очередь, перекрывалась землей. Таким образом, курган получался двухслойным: внутри каменным, снаружи земляным. Некоторые курганы ограничивались сложенными из камней кругами — кромлехами. Вероятно, так старались отделить освященное, сакральное пространство, окружавшее могилу, от обыденного, профанного, находившегося за пределами кромлеха.
Кромлехи, наряду с дольменами и менгирами, относят к группе мегалитических сооружений (по-гречески мегас — большой, литое — камень). Классическая область распространения мегалитов — Бретань. Поэтому свои названия они получили из бретонского языка.
Дольмен (dol — стол, men — камень) — сооружение из четырех плит, ограничивающих прямоугольное пространство и накрытых пятой плитой. От каменных ящиков отличаются огромными размерами (до 3,5 м в высоту) и круглым или, реже, трапециевидным отверстием в одной из поперечных сторон.
Менгир (men — камень, hir — длинный) — вертикально вкопанный в землю высокий камень.
Кромлех (crom — круглый, leh — место) состоит из камней, сложенных по краю окружности. Кромлехи могут состоять из менгиров.
Кромлехи и менгиры обнаружены во многих местах в Крыму. Область распространения дольменов Крым не включает. Они открыты на восточном побережье Черного моря, в Средиземноморье и на европейском побережье Атлантического океана.
Наряду с каменными ящиками хоронили в ямах, которые сверху перекрывали камнями, и в деревянных конструкциях, напоминающих ящики, но, конечно, очень плохо сохранившихся. Поза погребенных та же, что зафиксирована в захоронениях ямной культуры. По опубликованным данным трудно отличить от ямных, и по форме, и по ассортименту, изделия, изготовленные из камня и бронзы. Своеобразна лишь керамика, поверхность которой была довольно тщательно заглажена или, как говорят археологи, подлощена.
Интересные результаты для изучения проблемы происхождения кеми-обинской культуры принесли раскопки кургана у с. Вилино. Под земляной и каменной насыпями обнаружен каменный ящик, который своей почти двухметровой высотой и более чем двухметровой длиной и шириной почти в два раза превосходит "среднее" кеми-обинское погребальное сооружение. В одной из его стен было вырублено окно, закрытое снаружи каменной плитой. В окне находилась половина большого горшка, заполненного охрой, которой были расписаны стены каменного ящика. Большими размерами и наличием окна погребальное сооружение в кургане у с. Вилино более всего напоминает кавказские дольмены. Археологи уже давно говорили о том, что сама идея каменных ящиков была заимствована с Кавказа, да и некоторые типы кеми-обинской керамики близко напоминают кавказские образцы. Таким образом, в сложении культуры могли участвовать мигранты с Кавказа, взаимодействовавшие с носителями ямной культуры, от которой кеми-обинцы, как уже говорилось, заимствовали некоторые элементы погребального обряда, бронзовый и каменный инвентарь.
Стелы
В Крыму найдено несколько выдающихся для своего времени памятников монументального искусства. Стела из Бахчи-Эли (ныне это восточная окраина Симферополя) представляет собой прямоугольную каменную плиту. Ее верхняя грань испещрена неглубокими чашевидными углублениями, предназначенными, как показывают этнографические аналогии, для культовых возлияний. Все остальные стороны плиты покрыты многочисленными прошлифованными изображениями. От них свободна лишь нижняя часть камня, которая в древности была вкопана в землю (рис. 25). Разнообразные и не всегда понятные изображения довольно трудно объединить связным сюжетом. Особое внимание исследователей привлекли два примитивных пахотных орудия и пара человеческих фигур. Рала, простейшие бороздящие землю приспособления, очевидно, применялись в парной бычьей упряжке. Между прочим, бахчи-элинская стела дает едва ли не древнейшее в Восточной Европе свидетельство о появлении пашенного земледелия.
Две человеческие фигурки показаны рядом друг с другом, но одна из них перевернута вверх ногами. Возможно, они символизировали умирающую и воскресающую природу, представления о которой почти универсальны у всех ранних земледельцев. Впрочем, не исключены и иные интерпретации. Например, в перевернутой фигурке можно видеть образ поверженного врага. Положение вниз головой у многих народов означало смерть.
Первоначально стела наверняка находилась в каком-то святилище, но найдена она, как говорят археологи, во вторичном использовании: ей перекрыли под курганную могилу. Время и культурную принадлежность захоронения определить довольно сложно, так как два сопровождавших его керамических сосуда утеряны, сохранились лишь их неточные рисунки. Однако понятно, что могила относится к эпохе бронзы, а стела, учитывая ее длительное использование и другие признаки, вероятно, была изготовлена в ранний период бронзового века.
Особую серию представляют собой три стелы, найденные в Бахчисарайском районе у сел Предущельное, Верхоречье и Казанки (рис. 26). Тщательно отшлифованные диоритовые приблизительно полутора метровой высоты изваяния завершаются полукруглыми выступами, имитирующими головы. Внизу они грубо обколоты, чтобы удобней было вкапывать в землю, возможно, в вершину кургана. Редкий для эпохи бронзы случай: мастера старались изобразить черты лица. Рельефом показаны полукруглые брови и прямой нос. Также рельефом изображались тонкие, согнутые в локтях руки. Примерно посередине стелы расчленены рельефными поясами. Но внимание зрителя привлекают прежде всего фигурки людей и животных, которыми украшены и лицевые, и оборотные стороны изваяний. На казанковской стеле это пара не то сражающихся, не то танцующих человечков, на верхореченской — две пары людей и пара лошадей, на предущельненской — вереница бредущих понурив головы то ли ослов, то ли лошадей. К сожалению, все три изваяния найдены случайно, не во время археологических раскопок. Поэтому остается неясным, к какой из культур эпохи бронзы их следует отнести. Тщательность обработки поверхности и выразительность рельефных персонажей позволяет безоговорочно причислить крымские стелы к выдающимся произведениям древнего искусства.
Катакомбная культура
(первая половина II тысячелетия до н. э.)
Территория, занимаемая памятниками катакомбной культуры, огромна: от Поволжья на востоке до Подунавья на западе, от средних течений Дона и Днепра на севере до Предкавказья и крымских предгорий на юге. Свое название культура получила от особого типа подкурганных погребальных сооружений, именуемых катакомбами. Каждая катакомба состояла из входной ямы и выкопанной в одной из ее стенок погребальной камеры, где и совершались захоронения. Вход из входной ямы в погребальную камеру обычно закрывался камнями или деревянными конструкциями. О происхождении культуры существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что люди, хоронившие в катакомбах, были потомками племен ямной культуры. Другие объясняют формирование катакомбного обряда и других признаков культуры миграциями. Причем исходные пункты этих миграций видят в очень отдаленных друг от друга местах, например, на Кавказе, в Дании или на Сицилии.
В любом случае ясно, что катакомбная культура сложилась за пределами Крыма и была привнесена на полуостров в готовом виде. Ее носители расселились там, где раньше обитали люди ямной и кеми-обинской культур, то есть в степных районах, редко в предгорьях и никогда — в горах. Свои катакомбы они почти всегда выкапывали в уже существующих курганах и лишь в исключительных случаях делали новые насыпи над могилами своих соплеменников. В погребальной камере обычно находят останки одного погребенного, но иногда и двух-трех. Причем при подзахоронении кости похороненного ранее сдвигали в сторону. Умершего клали на дно погребальной камеры либо в вытянутом положении на спине, либо скорчено на боку. В погребальном обряде использовали охру, но не так обильно как в ямное время. Зато погребальный инвентарь гораздо более разнообразен. Особенно это касается керамики. В могилах нередко находят по несколько сосудов разнообразных форм. Изменилась и орнаментация. Обычно украшалась только верхняя часть сосуда, но есть горшки, покрытые узорами целиком, включая даже дно. При этом использовались отпечатки по сырой глине веревок, шнуров, полых костей, заостренных палочек, причем в самых разнообразных, порой прихотливых, сочетаниях. Некоторые катакомбные сосуды, без большой натяжки, можно назвать произведениями искусства.
Кроме керамики в могилы опускали идеально отшлифованные топоры, сделанные из различных пород камня, покрытые тончайшей ретушью кремневые наконечники копий и стрел, знакомые нам еще по ямным погребениям костяные "молоточковидные" булавки, украшения из просверленных зубов животных и морских раковин. Изредка встречаются круглые шлифованные каменные булавы, надетые на деревянные рукояти. Вряд ли они использовались как оружие, хотя разгневанный вождь мог при случае стукнуть кого-то из соплеменников тяжелым предметом, скорее это — символы власти, уходившие в потусторонний мир со своими владельцами. Бронзы, попрежнему, мало: только ножи и шилья, да и те находят крайне редко. Между прочим, за пределами Крыма ситуация иная. Там, помимо шильев и ножей, известны бронзовые топоры, тесла, долота, различные украшения, а также формы для их отливки.
Удивительны обнаруженные в некоторых катакомбных погребениях, в том числе и в Крыму, черепа, моделированные глиной. Моделировка заключалась, чаще всего, в том, что глиной заполняли глазницы, а также лепили нос и приделывали его к черепу. Иногда глину раскрашивали, а на месте глазниц изображали смеженные веки. Подобные действия можно было произвести только после того, как череп очищался от мягких тканей. Как это происходило в действительности, остается толь ко догадываться.
Может быть, спустя длительное время после совершения захоронения, могилу раскапывали и извлекали останки, что, кстати говоря, технически было довольно сложно сделать. Может быть, умершего не хоронили до тех пор, пока не истлевали мягкие ткани, но тогда не понятно, как его удавалось поместить в могилу в анатомическом порядке. Возможно, от трупа отделяли голову и с ней производили разные операции, например, варили, чтобы облегчить очищение черепа, увы, этнографические параллели не позволяют исключить и такой вариант, а затем помещали моделированный череп назад, в могилу.
Другие черепа из катакомбных погребений являют собой едва ли не древнейшие в Крыму свидетельства хирургических вмешательств. В них сохранились очень аккуратные отверстия, сделанные бронзовыми инструментами. Некоторые отверстия полностью или частично заросли костной тканью, так что операции иногда заканчивались удачно.
Интересное погребение раскопано у с. Чкалове Похороненная там женщина было положена на спину, но череп ее повернули на 180° по сравнению с обычным положением, затылком вверх, а в грудь воткнули рог коровы или быка. Вероятно, погребенная при жизни отличалась какими-то особыми качествами. В более поздние времена, таких как она называли ведьмами.
Носители катакомбной культуры, подобно своим предшественникам в крымских степях, занимались, главным образом, скотоводством. Правда, появились и первые признаки земледелия. В кургане у с. Болотное, например, найдены остатки мешка с необмолоченными колосьями пшеницы. Кое-где на побережье, в частности в Планерском и даже на Южном Берегу Крыма, обнаружены обломки катакомбных сосудов, оставшихся, вероятно, на месте древних поселений. Памятники эти не очень выразительны, мало исследованы и позволяют лишь предполагать, что в первой половине II тыс. до н. э. какая-то часть населения в приморских районах переходила к оседлому образу жизни. Степь же оставалась миром скотоводов.
Во второй четверти II тыс. до н. э. внутри катакомбной общности происходят серьезные изменения, которые привели, в конце концов, к формированию новой археологической культуры. Трансформируется керамическое производство. Вместо пышно декорированных катакомбных сосудов появляются горшки, украшенные либо врезным орнаментом, либо несколькими глиняными валиками, которые, к тому же, расчленялись палочкой. Последний способ орнаментации дал название культуре — многоваликовой керамики. Датируется она обычно XVII-XVI вв. до н. э. Памятники культуры многоваликовой керамики обнаружены на широких степных пространствах от Волги на востоке до Карпат на западе и от предгорий Крыма и Кавказа на юге до лесостепной зоны на севере.
В Крыму культура многоваликовой керамики представлена не очень выразительными подкурганными погребениями. Они совершались либо в простых могильных ямах, либо в ямах, имевших в одной из стенок небольшую нишу-подбой, где и помещали умершего. Отличить захоронение культуры многоваликовой керамики от любого другого можно, главным образом, по двум признакам — керамическим сосудам и особым, присущим только этой культуре, костяным пряжкам, снабженным одним или двумя отверстиями.
Пряжек в Крыму найдено достаточно много, а многоваликовая керамика представлена очень плохо. Можно сказать, что на нашем полуострове к культуре многоваликовой керамики относят погребения уже не катакомбной, но еще не срубной культур, одновременные классическим "многоваликовым" памятникам, открытым на более северных территориях.
Синхронно с племенами, ставившими в могилы сосуды, украшенные налепными валиками, на восточном побережье Крыма жили люди, оставившие долговременные поселения. Они строили наземные или немного углубленные в землю дома со стенами, сложенными в нижней части из камня, занимались скотоводством и ловлей рыбы. Керамика, найденная при раскопках поселений, заметно отличает их от культуры многоваликовой керамики, но зато сближает с крепостями, расположенными в низовьях Дона.