Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нахождение эластичности спроса и предложения в точке рыночного равновесия




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение рыночного равновесия и его устойчивости.

Исходя из условия рыночного равновесия Qs = Qd найдем:

6,4р + 231 = 557 – 5р

11,4р = 326 → равновесная цена р* =28,6 ден.ед.

Равновесный объем получаем, подставляя найденное значение равновесной цены в функцию спроса или функцию предложения:

Q* = 557 – 5·28,6 = 414 тыс.руб.

Таким образом, рынок достигает равновесия в точке (28,6; 414) рыночного пространства, причем оно единственно.

Состояние равновесия, с учетом определенных выше параметров спроса и предложения, представлено на рис. 1.

Произведение Z = p*·Q* называется денежной емкостью рынка:

Z = 28,6·414 ≈ 11840 тыс.руб.

Определим далее координаты точки кривой линии спроса, соответствующие наибольшей возможной денежной емкости рынка:

Z = p·Q(p) = p·(557 – 5p) = 557p – 5p2

Z = 557 – 10p = 0 → p0 = 55,7; Q0=557 - 5·55,7 ≈ 278 тыс.шт.

Убедиться в том, что в этой точке находится максимум Z ,а не ее миниаум можно, исследуя знак второй производной функции Z.

Далее определим степень устойчивости равновесия, т.е. ответим на вопрос, обеспечивает ли рынок сходимость к равновесной цене. Устойчивость равновесия методически можно определить с помощью следующих инструментов:



1) Графически , посредством «паутинообразной модели».

2) Сравнением наклонов кривых спроса и предложения.

«Раскручивающаяся» спираль паутинообразной модели (начинаем с любой точки на кривой спроса и двигаемся по часовой стрелке) свидетельствует о неустойчивости равновесия на рынке (рис.2.).

К такому же выводу можно прийти, проведя анализ, основанный на сравнении наклонов графиков функции спроса – α и предложения – β (рис.2).

Так, если |α| ˃β – равновесие устойчиво;

|α|˂β – равновесие неустойчиво;

|α| = β – ситуация устойчивого (стабильного) неравновесия.

где α – наклон графика спроса, β – наклон графика предложения.

Найдем α и β применительно к нашему примеру:

α = Qd´(p) = (557 – 5p)´ = -5 β = Qs´(p) = (6,4р + 231)´=6,4

|α| = 5 ˂ β = 6,4 → равновесие неустойчиво (нестабильно).

 

Нахождение эластичности спроса и предложения в точке рыночного равновесия.

Под эластичностьюE(y|x) экономического показателяyотносительно экономического показателя xпонимают число, равное процентному изменению упри изменении х на 1%. Эластичность спроса и предложения обычно рассматривается относительно цены.

Ценовая эластичность спроса (т.е. степень реакции спроса на изменение цены) в точке (р;Q) определяется посредством нахождения коэффициента эластичности:

Еd = α ,

где α – наклон графика спроса для значения цены р;

р - значение цены;

Qd(p) – значение спроса, соответствующее цене р.

Отметим, что коэффициент эластичности спроса всегда принимает отрицательное значение (за исключением случаев, когда действуют эффекты Гиффена, Веблена, эффект «цена – показатель качества» и др.) в силу обратной зависимости между ценой и величиной спроса: знак « - » означает противоположное изменение Q по отношению к р. Поэтому оценку эластичности спроса производят без учета отрицательного знака коэффициента эластичности.

Так, если |Ed| ˃1 - спрос является эластичным.

|Ed| ˂ 1 - спрос является неэластичным.

|Ed| = 1 – спрос характеризуется единичной эластичностью.

К полезным свойствам эластичности, которые позволяют по значению коэффициента эластичности получать дополнительную информацию о характеристиках самого товара и о рынке его представляющем можно отнести:

1.Эластичность спроса можно проверить, определив, что происходит с совокупными расходами потребителей, или с совокупной выручкой (общей выручкой всех производителей данной отрасли) при изменении цены.

Если при снижении цены растет объем совокупности выручки, спрос считается эластичным. Происходит это потому, что прирост выручки от увеличения объема продаж оказывается большим, чем потери от снижения цены.

Если же при снижении цены объема выручки падает, то спрос считается неэластичным. В этом случае потери от снижения цены не компенсируются выручкой от увеличения объема продаж.

При росте цены эластичный спрос приведет к потере выручки, а неэластичный – к ее росту.

Если же имеет место единичная эластичность ситуация является неопределенной, рост цены может либо повысить либо понизить совокупную выручку.

2.Для большинства кривых спроса эластичность выше в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Данное утверждение легко подтвердить, сделав соответствующие расчеты и внимательно проанализировав формулу эластичности:

а) в левой верхней части графика процентное изменение количества велико, так как мало исходное количество, а процентное изменение цены невелико, так как велика базовая цена;

б) в правой нижней части графика, наоборот, процентное изменение количества мало, т.к. значительна величина базового Q, а процентное отношение цены становится большим, поскольку в качестве базового выступает уже малое значение цены.

3.Наклон кривой спроса не свидетельствует об его эластичности, поскольку зависит от абсолютных изменений цен и количества продукции, в то время как эластичность – это относительное изменение цены и количества и различные точки графика могут иметь разную эластичность. Спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным на отрезке низких цен.

В качестве наиболее значимых факторов ценовой эластичности спроса можно выделить следующие:

1.Заменяемость. Чем больше у данного товара существует хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него.

2.Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя (при прочих равных условиях), тем выше эластичность спроса на него, поскольку даже небольшое в процентном отношении изменение цены может оказаться для потребителя существенным и ему расходов на товар в доходе потребителя незначителен, то спрос на него, скорее всего, окажется неэластичным.

3.Принадлежность к товарной группе: предметы роскоши и предметы потребления. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным (хлеб – 0,15; электроэнергия – 0,13; медицинское обслуживание – 0,31; табак – 0,46 и т.д.). Спрос на предметы роскоши для основной массы потребителей эластичен.

4.Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени, в течение которого принимается решение. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д.

Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара.

Среди основных факторов, влияющие на эластичность предложения можно выделить:

1.Фактор времени. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.

2.Степень сохранности товара, стоимость его хранения.

3.Возможности (гибкость) технологического процесса.

В отличие от эластичности спроса показатель суммарного(валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

Найдем коэффициент эластичности спроса в точке равновесия (28,6; 442).

Ed = -5 = - 0,3 , | Ed| = 0,3 ˂ 1 → спрос неэластичен.

Неэластичность спроса позволяет сделать вывод о некоторых характеристиках товара, представленного на рынке: товар является товаром «первой необходимости», у него относительно небольшое число заменителей. Рост равновесной цены вызовет повышение совокупной выручки, снижение уровня равновесной цены – к падению совокупной выручки. Исходя их этого, можно предположить, что производители в выборе своей ценовой стратегии будут ориентироваться на повышение цены предоставляемого ими на рынок товара для увеличения своей прибыли.

Эластичность предложения в точке равновесия определяется аналогично:

Es = 6,4 = 0,442 Es = 0,442 ˂ 1 → предложение так же неэластично

Неэластичность предложения характеризует относительную технологическую статичность и низкую модифицируемость производства в отрасли, что обусловливает медленный отклик производителей на изменение цены производимого ими товара.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7