Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Невербальная коммуникация




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Люди в процессе общении воспринимают бессознательно около 70% невербальной информации и только около 30% вербальными каналами общения. Невербальная коммуникация включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Научиться понимать язык невербального общения важно по не­скольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание это­го языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.

Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит при­стально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, нужно иметь в виду, что не­вербальное общение, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.



Позы и жесты.

Установку и чувства человека можно опреде­лить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жес­там и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы вос­принимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза го­ворит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким поло­жением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а от­кинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувству­ют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бо­ком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько клонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают поло­жение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склон­ны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Зная эмоциональное состояние вашего собеседника, понаблюдай­те, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется. Лучше наблюдать за ним, когда он думает, что на него не смотрят. Таким образом, попробуйте установить связь между эмоциональным состоянием и его невербальными проявлениями.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно ука­зывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчи­вости. Стоять подбоченившись — признак неповиновения или, на­оборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голо­ву, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэто­му говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Походка.

Ряд психологов утверждают, что по походке че­ловека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенно­стях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, за­висит от темперамента и образа жизни, указывает на его соци­альное положение.

Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опира­ясь на пальцы, — сосредоточенны, не любят привлекать к себе вни­мание, часто углублены в свои мысли.

Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общи­телен, иногда до назойливости.

Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесце­ремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» от­сутствие уверенности в себе.

Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.

Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свиде­тельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целе­устремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинис­то, то это вообще идеальный человек.

Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости.

Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.

Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и ма­лообщительны.

Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.

Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву прежде всего изнутри.

Межличностное пространство.

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заин­тересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако суще­ствует определенный предел допустимого расстояния между собе­седниками. Он зависит от вида взаимодействия и определяется сле­дующим образом:

 

интимная зона (до 0,46 м) соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосно­вение тел спортсменов;

личная зона (0,46—1,2 м) — для неформальных социальных и
деловых отношений, причем верхний предел более соответствует
формальным отношениям;

социальная зона (1,2—3,6 м) — это расстояние обычно выдерживается при официальном и формальном общении;

публичная зона (более 3,6 м) сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благопри­ятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соот­ветствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмер­но близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на общении.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от воз­раста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики дер­жатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (неза­висимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собе­седнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Упражнение 1

 

Цели

Продемонстрировать возникновение разного рода трудностей в случае односторонней коммуникации..

Задание:

Подготовьте диаграмму аналогичную указанной ниже. Пригласите добровольца помочь при показе. Объясните аудитории, что доброволец будет давать описание, а слушатели должны, следуя указаниям, сделать рисунок. Вручите добровольцу подготовленную диаграмму и попросите стать спиной к участникам, чтобы не иметь с ними визуального контакта. Он может использовать лишь речевую коммуникацию т.е. не пользоваться жестами, сигналами руки и т.п. Кроме того, аудитория не должна задавать вопросов. Короче говоря, разрешена лишь односторонняя коммуникация. Когда упражнение будет завершено, продемонстрируйте первоначальную диаграмму и предложите участникам определить насколько их рисунки схожи с ней.

Вопросы для обсуждения (то, о чём надо поговорить после упражнения с кураторами)

1.Как много участников сбились с толку и перестали слушать?

2.Почему оказалось трудно следовать односторонней коммуникации?

3.Даже двусторонняя коммуникация не обеспечивает полного понимания. Как мы можем повысить эффективность наших усилий в обеспечении коммуникации?

 

Диаграмма

 


Упражнение 2

 

Цели

Отработать навыки малого разговора

Задание:

Пригласить 2 пары добровольцев помочь при показе.

1 пара - выходят на «сцену» и разыгрывают ситуацию. Когда пара вышла зачитываешь ситуацию.

В битком набитый автобус залазит «добрый» студент и внезапно замечает, что едет почти нос к носу со своим «злым» преподавателем (имя названного препода), которому в конце семестра предстоит сдавать сложный экзамен (вышеназванный предмет). Цель студента – каким-либо способом расположить к себе преподавателя, завести разговор, показать себя с хорошей стороны, просто выделиться. А для преподавателя – этот студент всего лишь очередное лицо из большой массы, особого интереса не представляет. Игра заканчивается в момент, по твоему усмотрению, словами «к сожалению, сейчас остановка, на которой преподаватель выходит».

2 пара - выходят на «сцену» и разыгрывают другую ситуацию.

Вы попадаете в лифт со своим начальником и едите с 34 на 1 этаж, у вас есть 1 минута, ваша задача максимально заинтересовать его собой или своей идеей.

Игра заканчивается спустя одну минуту словами: 1 этаж

Вопросы для обсуждения (то, о чём надо поговорить после упражнения с актёрами и кураторами)

Актёры: Как ощущения? Какие были сложности? Удалось ли на ваш взгляд выполнить цель? Какие именно слова и действия «попали в цель»?

Вопросы группе кураторов. Как это выглядело со стороны? В чем по вашему мнению были сложности? Как можно было сделать лучше? С чего начать разговор? Как продолжить?

 

Упражнение 3

 

Цели

Попробовать на себе навыки невербального общения

Задание:

Разделить кураторов на пары.

Происходит общение в парах на выбранную тему. Сначала один спрашивает – другой рассказывает историю. Слушающий человек каждые секунд 20-30 меняет позы с открытых на закрытые и тд. Потом пара меняется местами: слушающий человек – рассказывает, бывший рассказчик – слушает, так же меняя позы. Возможные темы темы: расскажите о том, когда вы чувствовали себя обиженным, поговорите о погоде, когда вам подарили самый лучший подарок и др….можно любые свои.

 

Вопросы для обсуждения (то, о чём надо поговорить после упражнения с актёрами и кураторами)

Как были ощущения у рассказчика? В каких позах рассказывать было легче, в каких сложнее?

 

 

Организационные встречи с кураторами

 

Во время проекта(помимо встреч-занятий и мероприятий) было проведено 5 организационных встреч с кураторами с целью распределения кураторов по группам, обсуждения планов работы с первокурсниками и мероприятий.

«Домашние задания», которые были даны кураторам за время проекта:

1. Провести занятия с первокурсниками: на знакомство, вербальные и невербальные коммуникации.

2. Организовать неформальную встречу с первокурсниками - боулинг, кино, музей и тд

3. Написать небольшое эссе на тему «Что я ожидаю от кураторства»

4. Написать "письмо в будущее" с группой 1 курса на ватмане. Ребята пишут послание, а кураторы приклеивают туда фото группы и хранят это письмо до весны 2013.

5. Октябрь - месяц профессиональной ориентации, поэтому было дано следующее задание: провести встречу с выпускниками, работающими по их специальности или сводить их на предприятие, реальное производство, связанное с их будущей деятельностью.

 

 

Мероприятие: Презентация формата TED конференций. Выступление ребят-старшекурсников ИК с их научными проектах.

 

Была проведена презентация формата TED конференций. Кураторы и первокурсники узнали что такое TED и с чем это едят, посмотрели два интересных TED Talks и увидели представление работ студентов в формате TED со своими научными проектах.

 

 

Творческий конкурс для первокурсников: Фотокросс «Компас первокурсника»

 

Положение о конкурсе

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по АХСР

М.В. Ведяшкин _________

«____»________ 2012г.

 

Положение




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7