Рекомендации психолога
Детские страхи. Составитель: педагог-психолог Гришина Виктория Александровна Страхи свойственны всем взрослым людям, а тем более детям. Страх бывает нормой, когда он останавливает малыша от какого то действия и оберегает его от опасности, т. е. носит «охранительную» функцию. Наличие страхов у дошкольников само по себе, как правило, не патология, а возрастная особенность развития. Но бывает так, что страх может являться сигналом неблагополучия в эмоциональной –личностной сфере малыша. Виды и особенности проявления возрастных страхов.
Рассмотренные выше возрастные страхи, являются страхами, возникающими у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Однако кроме возрастных существуют также и невротические страхи, которые имеют существенные отличия: · большая эмоциональная интенсивность и напряженность; · длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; · болезненное заострение; · взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями; · избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; · более прочная связь с родительскими страхами; · относительная трудность устранения страхов. Захаров А.И. выделил факторы, провоцирующих возникновения чрезмерных детских страхов: · наличие страхов у родителей, главным образом у матери; · тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками; · излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; · большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; · отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; · конфликтные отношения между родителями в семье; · психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; · психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков). Рекомендации психолога родителям по профилактики и коррекции чувства страха у детей:
Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам. -Создайте атмосферу безопасности. Ребёнок должно быть спокойно в родном доме, он должен знать, что ничто и никто ему не угрожает, его любят, о нём заботятся и всегда могут защитить. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для нерешительного это равносильно катастрофе. -Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком, чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт, присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том, что малыш вас услышал и понял. -Постарайтесь обеспечить ребёнку насыщенную жизнь и ежедневное общение других детей. Чем больше он поглощен играми, тем меньше он будет думать о своих внутренних переживаниях. -Дошкольник очень доверчив, никогда не стоит запугивать ради послушания сказочными образами, колдуньями, чужими людьми, устаревшими обещаниями: «отдам в детдом», «брошу на улице», сдам в полицию», «заберет цыганка» и пр. Воспитание страхом – наиболее частая и грубая ошибка взрослых. -Никогда не оставляйте ребёнка наедине с объектом страха. Убеждайте его в необоснованности переживаний. Поближе познакомьте с предметами, явлениями природы, которых он боится, дайте возможность убедится, что ничего страшного в них нет. -Уберегайте от непосильных для него переживаний - неблагоприятного финала и болезней близких людей, тяжелых происшествий, присутствия на похоронах. Не говорите об этом при ребёнке. -Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения. - Не напоминайте ребёнку о страхе, не ругайте, не стыдите его за то, что он чего –то боится, тем более не наказывайте за проявление данного чувства. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще неизвестно, кому на самом деле повезло больше. -Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в безопасности. Также не следует торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из важнейших родительских качеств. -Если малыш боится темноты, замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним. Чтобы ребёнку не было страшно спать, пусть любимая игрушка заснёт в его кроватке. -Если ребёнку приснился страшный сон, и он просыпается и плачет, то успокойте его: поясните, что это просто сон, посидите рядом, дайте попить, предложите конфету или какой –либо фрукт, который нравиться ребёнку, переключите внимание на другие темы. -Вспомните с ребёнком, какие предметы в сказках помогали людям справиться с бедой (волшебная палочка, шапочка- невидимка, сапоги- скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт и др.) Подарите предмет, который поможет ничего не бояться. Сочините историю о подвигах и победах над страшными персонажами с помощью данного предмета. Расскажите, как им пользовались. - Поделитесь собственным жизненным опытом, как вы преодолели чувство страха. Предложите способы поведения в той или иной трудной ситуации. Приучите мужественно переносить боль, ушибы, уколы, горчичники. Восхищайтесь смелыми, терпеливыми поступками ребёнка. - Создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои таланты, заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок, например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в обществе, но при этом любимая мама рядом и никаких страхов. -Помните, что чувство страха снижает юмор, смех, чувство радости. - Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым» или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок «У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах, конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть необходимость идти вперед и преодолевать себя станет ЕГО, а не ВАШЕЙ потребностью. - Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть самостоятельные решения. - Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их нарушать. - Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно. Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления. Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:
· не сравнивайте, а гордитесь;
Источники: 1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг.-М.: Психотерапия, 2009.-272 с. 2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с. 3. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с. 4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000 5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. – 224 с. 6.Шпаргалка для взрослых «Что делать, если…»./ авт.-сост. Макарычева Н.В. –Ленинградская: информационно-аналитический и издательский центр Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края, 2015.- 63 с.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |