Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русь в период государственной раздробленности



2015-12-06 332 Обсуждений (0)
Русь в период государственной раздробленности 0.00 из 5.00 0 оценок




О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

 

 

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

Екатеринбург


Составители: Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин

 

Научный редактор: д.и.н., проф. В.В. Запарий

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Методическое пособие / Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин. Научный редактор В.В. Запарий. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. 45 с.

 

Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса Отечественной истории. Предложена тематика контрольных работ с указанием литературы по каждой теме, приведены примерные экзаменационные вопросы, а также учебники и учебные пособия, рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену. Предлагаемые материалы призваны помочь при изучении дисциплины, освоение которой предусмотрено государственным стандартом высшего образования Российской Федерации.

 

 

Подготовлено кафедрой истории России УГТУ – УПИ

 

 

© ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ, 2006

© Н.И. Дмитриев

© Т.В. Дмитриева

© И.В. Петухова

© В.А. Флягин


СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по изучению курса

Отечественной истории ………………………………………………………….4

Программа курса …………………………………………………………………5

Методические рекомендации по написанию

и оформлению контрольных работ …………………………………………….15

Тематика контрольных работ

(с указанием плана работ и рекомендуемой литературы) ……………………18

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые

для изучения курса и подготовки к экзамену …………………………………42

Примерные экзаменационные вопросы ……………………………………….43

 

 


Методические рекомендации по изучению курса

Отечественной истории

 

Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Отечественной истории. Изучение настоящего курса студентами предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена с проставлением итоговой оценки в диплом. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- дать основы знаний по истории Отечества, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность анализировать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- познакомить студентов с основными историческими событиями, правителями и виднейшими политическими деятелями, а также многообразием историографических оценок прошлого нашей страны;

- способствовать формированию мировоззренческого потенциала студентов;

- дать практические навыки работы с историческими источниками и литературой.

Приступая к освоению данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.


ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

Предмет и задачи курса Отечественной истории, его место в системе гуманитарных наук, хронологические и территориальные рамки. Методы, источники, категории исторической науки. Методологические интерпретации исторического процесса (всемирно-историческая, локально-историческая, цивилизационная и другие). Российские исторические школы и их представители. Летописи. Степенная книга. Научная деятельность В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Советская историческая школа, ее особенности. Современные подходы к историческим исследованиям.

 

Древние народы и государства на территории Евразии

История освоения территории Евразии в древности. Геродот о древних народах. Первые известные обитатели Северного Причерноморья – киммерийцы (с VIII – VII вв. до н.э.), скифы (с VIII в. до н.э.), сарматы (со II в. до н.э.).

Великое переселение народов: этапы, особенности, народы. Тюркский и аварский каганаты (с VI в.). Хазарское государство (VIII – X вв.). Государство волжско-камских булгар (VII – XIII вв.). Печенеги (IX – XI в.). Половцы (c XI в.). Древние авторы о славянах. Миграционная и автохтонная концепции происхождения славян. Венеды, анты, склавины. Восточные славяне накануне образования государства: этногенез, территория, занятия, общественный строй, религия.

 

Киевская Русь

Предпосылки образования государства. Спор норманнистов и антинорманнистов. Государственное устройство, структура власти, социальный состав населения Киевской Руси в IX – XII вв. Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство при Владимире I Святом (980 – 1015): реформы, проблема выбора религии. Эпоха Ярослава Мудрого (1019 – 1054): раннефеодальное общество в «Русской Правде». Владимир Мономах (1113 – 1125).

Экономика государства. Специфика хозяйственной деятельности. Государственная, общинная, вотчинная и церковная собственность на землю. Ремесло и город.

Культура и быт Киевской Руси.

 

Русь в период государственной раздробленности

Экономические и социально-политические предпосылки раздробленности. Ее последствия и оценки. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика: особенности государственного строя, экономика, внутренняя и внешняя политика, культурное развитие.

Борьба народов Руси с иноземными захватчиками. Отпор немецко-шведской агрессии. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского.

Возникновение империи Чингисхана. Походы Батыя на Русь. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами. Золотая Орда и система управления покоренными землями. Монголо-татарское иго: суть, дискуссионные моменты, его роль в истории России.

 



2015-12-06 332 Обсуждений (0)
Русь в период государственной раздробленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русь в период государственной раздробленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)