Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Керамические и фарфоровые изделия



2015-12-04 1065 Обсуждений (0)
Керамические и фарфоровые изделия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Новая летопись гончарных промыслов на Урале началась после гражданской войны. Появилась возможность создать небольшие товарищества, что в свою очередь могло бы способствовать решению многих жизненно важных вопросов. Одно из первых уральских кредитных товариществ, открывшее гончарную фабрику, стало с.Белоносово Каменского района. До 1934 года здесь насчитывалось до 300 человек рабочих. Сырье добывалось рядом, а сбыт бытовой керамической продукции (крынки, горшки, миски и др.) осуществлялся по всей территории сельской местности. Однако по причине экономического спада фабрика вскоре была закрыта. Лишь после Великой Отечественной войны, благодаря усилиям мастеров А. И В.Белоносовых, Е.Абакумова, С.Коровина, Ф.Кунщикова, образовалась артель “Гончар”, которая просуществовала несколько лет, не выдержав конкуренции. Новое возрождение старого промысла произошло в 1980 году на базе районного управления бытового обслуживания. Гончар А.Коногрин сумел наладить выпуск горшков, крынок, квашенок, подцветочников. С 1991 года артель вошла в состав АО “Керамика”.

В другом селе – Нижние Таволги Невьянского района – в 1929 году также была организована артель “Гончар”, которую возглавил А.Заворохин. Потомственный гончар собрал вокруг себя людей заинтересованных, целеустремленных, отрывших новое месторождение залежей белой черногубовской глины. Продукция артели – все та же гончарная чернолощеная посуда, добротная, прочная, находившая спрос у местного населения. Однако достойную конкуренцию интенсивно развивающейся промышленно-заводской продукции составить не могла. И в 1932 году артель “Гончар” распалась.

Спустя два года в Верхних Таволгах организовалась другая артель – “Новый путь”, куда перешли и гончары-нижнетаволжанеА.Заворохин, А.Кузнецов, П.Ваганов. Кроме глазурованной гончарной посуды, скупо декорированной контррельефом из вдавленных и выпуклых ободков, расположенных на горловине сосуда, артель “Новый путь” освоила выпуск необходимых для горнозаводской промышленности изделий. Иногда, в качестве декора, использовались ангобы – тонкий слой белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического изделия до обжига. В состав ангобов иногда добавлялись растертый малахит и природные марганцево-железные соединения. И еще одно положительное качество было у керамики: легкая, тонкостенная, практичная.

В 1955 году произошло объединение двух артелей (“Керамик” с.Нижние Таволги и “Новый путь” с Верхние Таволги) в единую. Выпускаемые керамические изделия имели особый, привлекательный металлический и перламутровый оттенок. Спустя два десятилетия, благодаря укреплению связей с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (г.Москва), старейшему керамическому производству Урала была оказана методическая помощь: был предложен для внедрения новый ассортимент керамических изделий на основе использования местных глин с учетом опыта мастеров. Появились и новые росписи: на смену сдержанным, графичным изображениям создавались пышные декоративные букеты, гирлянды из ветвей, цветов, белые оттенки ангобов стали расцвечивать изделия. За короткий период времени опытные мастера Я.Поутова и Л.Грошева смогли внедрить в технологический процесс более двадцати наименований глазурованной посуды, декоративной и скульптурной пластики. Особой популярностью у мастеров пользовались персонажи сказов П.П.Бажов “Хозяйка Медной горы”, “Данила-мастер”, архитектурная достопримечательность – Невьянская падающая башня. На Всероссийском конкурсе в Москве (1957г.) таволжане впервые были отмечены премиями за керамику: Я.Жданов и Н.Кузнецов – второй, Л.Грошева и М.Паутова – третьей.

В 1960 году в Нижних Таволгах на базе артели создается Невьянский завод художественной керамики. Укрепление материально-технической базы производства позволило обновить ассортимент художественных изделий, улучшить декорирование посредством использования различных цветных глазурей и ангобов. Ежегодно внедрялось до 15 новых образцов прекрасной керамической посуды, декоративной и скульптурной пластики, в чем заслуга гончаров Н.Кузнецова, глазуровщиц Е.Чебаковой и Е.Стадухиной, литейщиков-оправщиков Г.Камаевой, А.Ждановой, А.Шадриной и др. Один из лучших гончаров С.Чебаков за короткое время превращает кусок глины в прекрасное произведение искусства.

В современный период ЗАО “Невьянский завод художественной керамики” переживает определенные трудности. Однако делается все, чтобы сохранить и развить все лучшие традиции в новых экономических условиях. Создаваемые керамические изделия отличает тонкий черепок, прекрасно глазурованная поверхность и надглазурная цветочная роспись ангобами. Различные керамические наборы – “Крестянский”, “Деревенский”, подцветочники и кашпо – пользуются большим спросом у населения.

Еще два опытных керамиста в пятом поколении самостоятельно работают в Нижних Таволгах. А.Тюкин, создав собственную гончарную мастерскую, производит заказную посуду и цветочные горшки – добротные, крепкие. В.Орлов восстановил технологию создания корчаг, горшочков для жаркого, подцветочников. Даже небольшое тиражирование одного изделия не может принизить его значимость: рука мастера всегда несет на себе печать неповторимой уникальности. Человеческой теплоты и энергии. Именно ручной труд, преобразующий природный материал в нужную вещь, был и остается основой художественного ремесла. И даже использование некоторых технических средств не может изменить традиционную художественную систему изготовления изделий.

В Верхних Таволгах также открыто многопрофильное коммерческое предприятие “ЗОТ” по производству глазурованной посуды – квасных наборов, кашпо, посуды с росписью ангобами. Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен. Одной из опытных мастериц считается Н.Ковалевская-Скороходова, которая воплощает в производственный процесс керамическую посуду и игрушку.

Осуществлены попытки открыть собственное керамическое производство и в Акционерном обществе открытого типа “Невьянский цементник”. И возможности неплохие: вот уже десять лет заводской художник С.Логинов успешно занимается художественной керамикой. Его многочисленные наработки напольных ваз, наборов для воды и другие изделия стали популярны у местного населения.

С 1999 года в с. Быньги Невьянского района начало работать частное предприятие “Мальков И.В”. Сын известного в прошлом керамиста освоил выпуск изделий из красной глины: декоративных ваз, блюд, наборов подцветочников. посуды. Кроме использования традиционных технологий шликерного литья и декорирования лепкой и рельефной насечкой и покрытием цветными глазурями, художник С.Логинов применяет аэрографическое распыление. Особой популярностью пользуются вытянутые на гончарном круге тонкостенные, различных размеров сосуды, некоторые из которых достигают до 30 литров емкостью.

В первые годы советской власти и в Кунгуре была организована промартель “Керамик”. В 1964 году здесь открылся майоликовый цех, работающий на местных красных глинах и выпускающий вазы, чаши, кофейные и винные приборы, столовую посуду. Основная техника изготовления – литье в гипсовых формах. В росписи изделий используются мотивы традиционного уральского декора. Опыт уральских керамистов бесценен и его необходимо умело использовать в полной мере на основе искусства, которое выступает в качестве целостного и объединяющего начала.

В начале 1980-х годов в Свердловске появилась плеяда замечательных художников-керамистов, способных создавать декоративные изделия из шамота с использованием глазури. Они заявили о себе как самобытные мастера, по-новому раскрывающие древний материал. Примером могут служить Л.Кочутин (выпускник художественного института им.И.Е.Репина), В.Миронец (выпускник Уральского училища прикладного искусства) и А.Котышев (выпускник Московского высшего художественно-промышленное училища им.Строганова) не раз покорявшие своими панно, скульптурной пластикой на различных художественных выставках. Произведения этих и других художников-керамистов являются украшением многих интерьеров общественных зданий.

В последние годы уходящего двадцатого столетия в Екатеринбурге фирма ООО “Данко” изготавливает изразцовые камины, ООО “Росита” – керамические вазы “Каменный цветок”, “Капелька”, “Ракушка” из белой глины в технике шликерного литья с ручной лепкой и напылением аэрографом уральских пейзажей: ТОО “Олтос” (г.Лесной) освоила выпуск уникальных по своей значимости изделий из шамота – ваз для цветов, скульптуры, декоративной пластики.

Большая роль в пропаганде достижений художников-керамистов принадлежит ведущим музеям Урала. Так в 1992 и 1993 годах Екатеринбургский музей изобразительных искусств подготовил две выставки керамики и глиняной игрушки, на которых были представлены уникальные авторские разработки – более шестисот изделий. Г.Медведева создала игрушку, схожую с глиняной миниатюрой: детальная лепка, тончайшая роспись и богатая цветовая гама способствуют художественному восприятию женских персонажей. Кстати, керамическая мастерская Г.Медведевой в муниципальном центре “Гамаюн” (г.Екатеринбург), в которой трудится несколько мастеров, ориентирована на создание авторской глиняной игрушки Н.Петрова тяготеет к глиняной игрушке с росписью ангобами. Звонким свистулькам Н.Ковалевской-Скороходовой характерен светло-коричневый тон природного материала, с легко подчеркнутыми деталями черного цвета. Забавны “Домовые” и “Кикиморы” Н.Зыкова, вызывают улыбку персонажи И.Акифьева (свистульки “На петухе” и “Цып-цып”), создающие добрую атмосферу. Интересны декоративные композиции А.Котышева, глубоко чувствующего материал и его возможности, умеющего соединить в единое целое фантазийную форму и цветовое решение (композиция “Семья”, “Поющая химера”, вазы) [1,с.2-3].

Новая летопись уральского фарфора и фаянса началась в годы советской власти, когда появилась насущная потребность насытить рынок сбыта новыми товарами народного потребления. Интеллектуальный и духовный уровень населения страны значительно возрос, что в свою очередь требовало иного подхода к созданию изделий массового спроса.

В 1942 году в г.Сысерти состоялся пуск нового фарфорового предприятия, работавшего на привозном сырье. Достаточно продолжительное время понадобилось, чтобы сложились свои, неповторимые художественно-стилистические особенности сысертского фарфора. От упрощенной надглазурной росписи, при которой использовались два-три основных цвета и золотая обводка ободка посуды, не осталось и следа: в 1950-60-е годы цветочная роспись стала более богатой, многоцветной, насыщенной. Разнообразнее стала и продукция фарфорового завода: кофейные сервизы “Тюльпан” и “Юбилейный”, вазы для цветов, масленки, кашпо, декоративная скульптурная пластика (“Данила-мастер”, “По щучьему веленью”, “Маша и медведь”, “Птичница” и др.).

В ассортименте ЗАО “Сысертский фарфор”, талисманом и фирменным знаком которого служит многие годы хозяйка уральских лесов белочка, появились наборы для салата и бульона, вазы, чайные и кофейные сервизы. Богатая фантазия мастеров фарфора, чувство материала, умелое использование живописных и декоративных элементов росписи (цветочной, орнаментальной, люстровой) способствовали созданию высококачественных изделий. Впервые работы сысертских мастеров получили хорошую оценку на ВДНХ СССР в 1976 году. И эту славу и популярность принесли ведущие художники и скульпторы Н.Малышев, Н.Иноземцев, А.Синицын, О.Загуменнова, А.Суровцев и др.

При ручной надглазурной росписи живописцы чаще всего используют прием “от руки”, который требует от исполнителя определенного мастерства и сноровки. Работа осуществляется как бы вслепую и живописец не может быть до конца обжига уверен в получении задуманного эффекта. Это объясняется тем, что керамические краски и цветные глазури в большинстве своем после обжига меняют цвет и насыщенность: они становятся более яркими в силу происходящих сложных химических процессов при повышении температуры. Происходит минимальное соприкосновение кистевых мазков с плоскостью фарфора. Для этой техники характерно изображение растительных мотивов, состоящих из цветов, листьев и стеблей. На предприятии работает 150 живописцев, которые ежедневно расписывают чудесные букеты полевых цветов, нежные бутоны роз, спелые кисти рябины, тончайшие золотые сеточки и кружево ажурных орнаментов.

Одна из последних разработок ветерана завода художника Н.Малышева – тонкостенный ажурный сервиз «Золушка». Он настолько хорош, что его можно приобрести лишь в престижных магазинах.

В числе новых художественных изделий, разработанные мастерами Сысерти, можно отметить и декоративную скульптурную пластику, в числе которых выделяется анималистический жанр. Ежегодно, в канун Нового года, сысертские мастера создают различные сувениры. Вот и к 2002 году по эскизам молодого художника В.Стародубцева на заводе запущен в серию скульптурного плана фарфоровый конь под названием «Орлик». Оригинально раскрашенный, около 15 сантиметров в холке, он видится заводчанам в качестве подарочного изделия. Еще одна миниатюрная фарфоровая лошадка, умещающаяся на ладони, – «Стригунок». Эскиз, разработанный ветераном завода Н.Измоденовым, наиболее удачно сочетает в себе форму и традиционную надглазурную цветочную роспись.

В 1998 году на Сысертский завод поступил заказ правительства Свердловской области на изготовление разрушенного после гражданской войны фаянсового иконостаса для Крестовозвиженского собора Свято-Николаевского мужского монастыря Верхотурья. Некогда он был изготовлен на заводах “Товарищества Кузнецова”, как и два уникальных других, сохранившихся в городах Балашиха и Харькове. Предприятию предлагалось выполнить гигантское сооружение общей длиной 24 и высотой до 9 метров, состоящее почти из трех тысяч деталей со сложным глубоким рельефом, да еще из непривычного фаянса. Что в свою очередь требовало освоения особых технологий и быстрой перестройки производства. В 1999 году иконостас был восстановлен к 400-летию Верхотурья, в чем заслуга всего коллектива предприятия. Главный художник О.Загуменнова и главный технолог Л.Новоселова были удостоены Премии губернатора Свердловской области. В период строительства храма Всех святых в земле российской просиявших в Екатеринбурге (2001 г.) было решено о создании нового, уникально по своей значимости фарфорового иконостаса уральскими мастерами, которые приобрели огромный опыт по созданию подобных сооружений.

На предприятии создана группа по выпуску изделий с индивидуальной, высокохудожественной росписью. В ней опытные отливщики и живописцы выпускают неповторимые как по форме, так и исполнению росписи изделия. Многие из них отмечены дипломами и грамотами на различных престижных выставках.

В 1960-е годы ограниченные технические возможности Сысертского завода не могли удовлетворить все возрастающие потребности населения зоны Урала и Сибири дешевой фарфоро-фаянсовой продукцией. В 1973 году из печей нового Богдановичского фарфорового завода вышла первая продукция с товарным знаком “Хозяйка Медной горы” в образе ящерки с короной. Как и владычица богатств Урала, сохранившая многочисленные полезные ископаемые и щедро дарящая их людям, на предприятии освоили многообразии форм и рисунков изделий из низкотемпературного фарфора по новой технологии, разработанной итальянской фирмой “Сити”. Высокий уровень механизации и автоматизации производства способствовал расширению ассортимента (более 500 видов изделий): столовая и чайная посуда, детские наборы, различные сервизы, мелкая декоративная пластика. Новое предприятие работало полностью на привозном сырье, которое привозилось из других регионов России. У истоков создания художественной лаборатории стояла заслуженный художник России А.Архиреева. Ее работы и поныне продолжают выпускаться. А эксклюзивные авторские образцы, как, например, подарочный набор “Очарование”, выставляются в различных музеях страны.

Ведущие художники и скульпторы постоянно нацелены на поиск оригинальных художественных форм изделий и декоративных росписей, расширение и обновление ассортимента. Цветочные, пейзажные, сюжетные мотивы, надглазурные и подглазурные росписи, как и сами формы изделий, существенно отличались своей неповторимой оригинальностью от дулевских, гжельских и других наиболее известных фарфоровых производств России. Изысканностью и изяществом отличаются произведения скульптора И.Сотникова и художника О.Сотниковой (кофейный сервиз формы “Вечерний-2” с рисунком “Синие ночи” и кофейно-чайный сервиз формы “Старая крепость” с рисунком “Звездный дождь”). Скульптор Н.Санников – автор кофейно-чайного сервиза формы “Стелла” с авторской росписью “Пихтовые горы” А.Некрасова и В.Смагиной, популярного у покупателей. Росписи Л.Золотаревой и Н.Шихалевой прекрасно сочетаются с декоративными изделиями из фарфора. В совершенстве владеет мастерством создания формы и разработки росписи изделий мелкой пластики А.Цепелева – автор многих декоративных скульптур.

В современный период ТОО “Богдановичский фарфор” –предприятие, использующее лучшие достижения технологии изготовления тонкостенной керамики. В его ассортименте насчитывается свыше ста наименований продукции. Высокой оценкой качества труда всего коллектива стал Диплом ежегодной Всероссийской ярмарки товаров народного потребления “Хозторг-99”, присужденный за постоянное обновление и улучшение ассортимента.

Для Среднего Урала, характерного подготовкой специалистов по художественной обработки металла и камня, появление в конце 1970-х годов непосредственно связанного с художественным фарфором – явление новое. Богдановичское профессионально-художественное училище №99 осуществляет подготовку живописцев, переводчиков рисунка, формовщиков фарфоровых изделий, которые после учебы внедряются на производстве и вносят лепту в расширение ассортимента и художественное качество продукции завода – добротной, изящной и красивой.

В 1993 году, благодаря содействию администрации Богдановичского фарфорового завода, в Асбесте был освоен выпуск фарфора. Спустя шесть лет совместное предприятие ОАО “Асбестовский фарфор” стал признанным лидером в производстве чайных и кофейных сервизов, наборов для холодных напитков, декоративных панно и блюда, тарелок с лепниной, бокалов и пивных кружек, ваз, мелкой пластики и сувениров, юбилейных медалей и различных фарфоровых художественных изделий с ручной росписью. С производством тесно сотрудничает городская детская художественная школа, педагоги и выпускники которой и составили основу мастеров производства. Развитое чувство гармонии и красоты, оригинальность и широкая цветовая гамма – от благородного кобальта до божественного золота – непосредственно сказывается на качестве фарфоровых изделий. Подтверждение сказанному – признание ценителей прекрасного на первой выставке в Асбесте в 1999 году.

Почти одновременно с Богдановичским фарфоровым заводом возник Южно-Уральский фарфоровый (Челябинская область) – мощное современное предприятие по выпуску столовой и чайной посуды, основу которой оставляет декорированные изделия.

Искусство уральского фарфора зарекомендовало себя в последние годы интересными художественными решениями. И в этом заслуга ведущих мастеров-керамистов, благодаря неудержимой творческому воображению и фантазии которых создаются все новые и новые формы изделий. Их текучие силуэты в сочетании с различными цветовыми оттенками отличает пластичность и изящество форм, красота фактуры материала и цветовое решение. И верится, что в дальнейшем фарфор с уральской маркой не потеряет своей высокой художественной значимости.

Примечание

1.Парнюк Т. Уральская глиняная игрушка/Каталог.- Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского музея изобразительных искусств,1993.-16с.

 



2015-12-04 1065 Обсуждений (0)
Керамические и фарфоровые изделия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Керамические и фарфоровые изделия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)