Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орнаментальное искусство Урала



2015-12-04 679 Обсуждений (0)
Орнаментальное искусство Урала 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Значение орнамента в качестве важных образно-пластических средств художественной выразительности декоративно-прикладного искусства и народного творчества чрезвычайно огромно. “Орнаментальность – характеристика художественности народа”, – отмечал В.С.Воронов [1,с.5]. И это не случайно: исследование истории возникновения и развития орнамента свидетельствует, что образы и мотивы изображения с глубокой древности являлись магическими знаками, своего рода идеограммами жизненно важных понятий для человека. Орнаментальный принцип на протяжение длительного времени обладал поистине всепроникающей способностью, являлся особо осмысленным миром условных изображений, заимствованных у природы. Введением орнамента человек соединил утилитарную функциональность вещи с ее красотой. При всей своей условности орнамент, его композиционная и цветовая характеристики, нес в себе определенное исторически складывающееся смысловое содержание, связанное с определенным миропониманием человека, отражал ту или иную характеристику произведения.

В орнаменте исследователи научились выделять элементы животного (изобразительного), растительного и геометрического характера, построенных на абстрактных формах. Определенная степень условности и обобщенности, сочетание узоров с красивой игрой пятен и линий, ритма и цвета придают рукотворным вещам особую привлекательность и прелесть. Орнамент является источником различных формообразований и мотивов, важным стилеобразующим фактором, пронизывающим различные виды художественного творчества, что в свою очередь не мешает ему быть слитным с конструкцией вещи, его материалом, из которого она изготовлена.

Анализ общих тенденций современного орнамента представляется важным для теории и практики ввиду серьезных художественно-исторических критериев оценки результатов деятельности многих поколений людей в области художественного творчества. В центре такого анализа стоит вопрос о системах, определяющих характер искусства орнамента. Поскольку речь идет об изделиях, обладающих художественной значимостью, то такая основа мастерства не может быть отделима от выразительной сущности орнамента, пластике, цвета, ритмической организации узора или формы, которыми в той или иной степени владеет личность. И только традиция и преемственность самого мастерства, коллективная природа творчества способны цементировать всю систему орнаментального декора.

Народные мастера в прошлом черпали элементы орнаментики из жизни, из окружающей живой природы, творчески перерабатывая и выбирая определенный вид зрительного эффекта.

Вместе с тем искусство орнамента – не застывшее явление: оно постоянно развивается и совершенствуется под влиянием различных факторов, что в свою очередь требует от творческой личности высокой дисциплины мысли, точности исполнения и композиционной продуманности. Процесс формирования художественной системы орнамента тесно связан с характером производства изделий, единством утилитарного и духовного начал и опирается на творческий труд исполнителей. В современных условиях предмет сам диктует художнику меру украшения. Отсюда и интенсивное развитие орнаментальности, получившей новое художественное воплощение за счет проявления творческого потенциала личности, отработки четко выверенных художественно-стилистических и технических приемов исполнительского мастерства.

На современном этапе орнамент приобрел новую значимость, став своеобразной границей, переступить которую невозможно, не разрушив гармоничный образ всего произведения. Орнамент в то же время является и организующим звеном, с помощь которого можно определенным образом охарактеризовать вещь, выявить главную идею. Орнаментальные мотивы носят уже не магическое значение, а чисто украшательское. И их содержание независимо от талантливости исполнителя, что проявляется, как правило, посредством поверхностной иллюстративности изделия. Основной функцией остается взаимодействие с пластикой формы изделия.

Возрождение травного орнамента на металлических подносах в Нижнем Тагиле в 1970-1980-е годы, например, сопровождалось изменением форм изделий, отказом от чрезмерной усложненности расписных вещей. Чаще всего встречаются стилизованные завитки стеблей, листьев, бутонов сказочных по своей красоте цветов, которые сплетаются между собой в единый декоративный узор, создавая впечатление богатства и пышности.

Примечание

Воронов В.С. Чистое и прикладное искусство / Искусство в производстве. – М.,1921.-С.3-24.

История декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества учит пониманию объективных закономерностей развития общества. Независимо от политических и экономических трудностей, влияния новой идеологии, непосредственно оказавших воздействие на развитие художественной культуры, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Урала в ХХ столетии достигло значительных успехов, принесших ему признание в России и за ее пределами. Все это и послужило основой для создания сети новых музейных собраний во всех областях Уральского региона, которые стали своеобразными центрами эстетического воспитания подрастающего покления и широкой пропаганды произведений искусства. Благодаря музеям ежегодно создаются десятки новых художественных выставок, ярких и запоминающихся, переполняющих зрителя впечатлениями и наполняющие радостью бытия. Так в Екатеринбурге ежегодно проходит престижная выставка «Мастерство. Ремесло. Бизнес», в которой принимают участие десятки художественных производств не только урало-сибирской зоны, но и центральной части России. Обмен опытом, пропаганда достижений, заключение договоров на изготовление тиражированных и эксклюзивных образцов, реализация готовых художественных изделий – все это свидетельствует о неувядающей славе мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. И возможно, скоро, как отметил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий на открытии третьей Уральской региональной выставки в ноябре 2001 года, доброе русское слово «дело» заменит иностранное «бизнес». Ведь «дело» несет на себе отпечаток упорного труда, а не легкой наживы.

На современном этапе сложились новые производственная, учебно-творческая и художественная базы, которые во многом повлияли на нравственную и эстетическую основу дальнейшего развития искусства Урала, как неотъемлемой части отечественной культуры. Крупнейший в России Екатеринбургский промышленно-производственный комбинат художественного фонда, обладающий профессиональными кадрами, выполняет самые сложные заказы по изготовлению различных изделий из стекла, металла, текстиля, дерева, керамики для украшения вновь вводимых объектов социально-бытового назначения региона Урала и Западной Сибири.

В конце ХХ столетия интенсивно начала осуществляться программа восстановления памятников истории и культуры на всей территории Урала. Наиболее успешное воплощение это начинание получило в музейном строительстве. Наилучшее достижение – музейные комплексы в в Хохловке Пермской области, Нижней Синячихе Алапаевского района Свердловской области. Зачинателем последнего стал энтузиаст-землемер И.Д.Самойлов, восстановивший девятиглавую Спасо-Преображенскую церковь и создавший в 1978 году уникальный музейный комплекс, в состав которого вышли ряд крестьянских усадеб. Этот музейный комплекс приобрел большую популярность среди почитателей истории крестьянского быта.

Несовместимость принципов развития искусства в дореволюционный период нашло свое отражение в более профессиональной подготовке художественных кадров на базе не только старейшего на Урале Екатеринбургского художественного училища имени И.Шадра, но других средних и высших специальных учебных заведений: в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле… В результате целенаправленной подготовки художественных кадров появилась возможность более осмысленного подхода к изучению художественно-творческого наследия, инновационного подхода в решении многих творческих задач. Современные художественные кадры способны создавать уникальные по своей силе и значимости произведения искусства, обладающие не только эстетическим потенциалом и красотой, но и оптимизмом, энергией их создателей. Можно быть уверенным, что и в будущем лучшие традиции искусства Урала будут приумножаться волей, трудом и талантом нового поколения мастеров декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества.



2015-12-04 679 Обсуждений (0)
Орнаментальное искусство Урала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орнаментальное искусство Урала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)