Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ



2015-12-06 496 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Совершенствование зрительных восприятий и зрительной памяти. Наблюдательность, воображение и фантазия. Ориентировка в пространстве. Слово и внутреннее видение. Пространственное видение. Ассоциативное мышление, мысленная речь. Тренинг механизмов переключения. Тренинг непрерывности видения. Действие в условиях вымысла.

Упражнение 30 НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Первый материал в упражнениях на развитие творческой зрительной памяти можно найти в рабочей аудитории.

— Хорошо ли вам известен внешний облик ваших товарищей? Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нем то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?

— Отвернитесь, и, вспоминая соседа, опишите его нам.

— Каждый — выберите любого партнера в полукруге и понаблюдайте за ним... Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, за кем вы наблюдали.


Упражнение 31

СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

— Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли они нам известны — свои пять пальцев? Рассмотрите их внимательно, вы обнаружите много нового, не замеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в «своих пяти пальцах»?

— Взгляните на свои ладони, отвернитесь. Есть разница между ладонями левой и правой руки? В чем? Присмотритесь получше. Расскажите, чем одна ладонь отличается от другой. А чем отличается ваш левый мизинец от правого?

Упражнение 32 СВОИ ЧАСИКИ

— Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по полукругу. Рассказывайте о них, вспоминая, а товарищи будут проверять вас. Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищам. Рассказывайте! Вспомните, какая форма шестерки на циферблате. А тройки? Вспомните часовую стрелку, какой у нее кончик? Что написано под шестеркой?

Упражнение 33 ОБМЕН

— Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет — расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до 20, внимательно рассмотрите предмет... 19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет... 19! 20! Стоп! Те-


перь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.

— Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа — давно они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

Упражнение 34 БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА

— Найдите новое; не известное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте — как его делали? Что:представляётся прежде всего? Лес, рубят деревья, везут "на лесопильный завод. Это ничего, что вы не знаете, во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки,— фантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в «биографии спичечного коробка» — от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии последовательно, от начала до конца, до сегодняшнего дня.

— Вам легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии.

— Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его и опишите нам.

— Возьмите другой коробок, с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!


— Для чего вам понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в жизни заставить вас делать это? Ах, вы коллекционируете этикетки?

Упражнение 35

ВЕЩИ НА СТОЛЕ

На столике педагога разложены — блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.

— Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой — на счет пять.

— .. .четыре, пять\ Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке? Вспоминаете их?

— Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?

— Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложил на другое место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с «фотографией», которая хранится в вашей памяти.

Упражнение 36 ФОТОАППАРАТ

Тренировка зрительной памяти для развития наблюдательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Ученики в полукруге. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой — на 20, или на 10, или на 5), а затем выходит за дверь. Во время короткой паузы ученики пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа».

— Как раньше сидели товарищи?


Упражнение 37 ФОТОГРАФЫ

На площадке расставлены стулья. Один или несколько учеников «фотографируют» (с короткой выдержкой— на 3, на 2, на 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев изменяется,— лучше не делать полной перестановки, а слегка изменить положение двух-трех стульев.

— Войдите. Как было? Или:

Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографируют» их с обусловленной выдержкой. Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем виде, прическе или меняются какими-нибудь деталями своей одежды.

Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить — как было?

Упражнение 38 СЛЕПЫЕ ФОТОГРАФЫ

На столике педагога разложено несколько мелких предметов. Вызываются три ученика.

— «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Теперь я все предметы смешаю рукой, а вы, не открывая глаз, разложите их так, как они лежали вначале.

Всегда бывает любопытно наблюдать, как «спорят» руки «слепых фотографов», раскладывая вещи.

Упражнение 39 КАК УПАЛИ СПИЧКИ?

Кинем на стол несколько спичек.

— Пять человек к столу! На счет три.— запомните, как упали спички.


Прикроем спички листком бумаги.

— Сколько лежало спичек? Восемь? Получайте восемь новых спичек и на другом конце стола разложите их так же.

— Готово? Проверьте. Я приподниму листок на счет два. Раз два! Исправляйте ошибки... Готово?

Лист бумаги снова поднят.

— Еще пять человек к столу! Примите работу това-щей,— все ли у них верно?

Упражнение 40 УЛИЧНЫЙ ФОТОГРАФ

Упражнение индивидуального тренинга, развивающего зрительную память и навыки наблюдательности.

— Когда вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании». Вы видите идущего навстречу человека. Переведите на него прямой взгляд и через секунду отведите. Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии:

1) снимаем,

2) проявляем,

3) печатаем,

4) рассматриваем отпечатки.

— Точно так же упражняйте память на «фотографиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее — глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать,


Упражнение 41

ИГРЫ ИНДЕЙЦЕВ

Упражнение носит такое название, потому что основа его заимствована из индейских охотничьих игр.

Две партии учеников, каждая— скрытно от другой, устанавливают в своем «лагере» несколько различных предметов в определенном порядке.

Избранный судья подводит каждую партию учеников (глаза у них должны быть закрыты) к «лагерю противника». На счет раз, два, три ученики смотрят на установленные предметы, потом отворачиваются. После рассказа учеников о том, что они увидели, судья объявляет партию-победителя.

Делают и одиночные испытания. Каждая партия выделяет одного «зрительного снайпера». Тогда все ученики одной партии — судьи для «снайперов» другой.

Упражнение 42 НА ОДНУ БУКВУ

Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность.

— Пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С.

— .. .29! 30! Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты...

— Кто добавит?

— Серьги, серебро, сталь, салфетка...

— Сетка, связка книг, сборник, страницы, сгиб, скрепки...

— Ступня, спина...

ы


— Сандалеты, сарафан, ситец, сатин, сукно, сафьян, спинка, строчка, стежки, складки, сорочка...

— Солнце! Свет!

— Староста — стиляга!

— Синяк!

— Сучок! Все!

— Итак, общими усилиями, за минуту мы отыскали в комнате сорок предметов на С. Теперь за полминуты отыщите все слова на букву Т.

Упражнение 43 НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах. «Ты можешь там увидеть разные битвы,— утверждал он,— быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии — линии древесных слоев паркета, тенн на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.

— Всмотритесь,— что это вам напоминает?

— Бревна по реке плывут...

— Медведь пасть оскалил — вот глаза!

— Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это — гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...


Упражнение 44

ПУТЬ ВСЛЕПУЮ

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть.

— Не спешите. До того, как идти, надо еще многое сделать. Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идете. Смотрите, каким должен быть ваш путь. Когда мысленно, но еще с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идете к стулу и садитесь, закройте глаза. Проделайте то же самое с закрытыми глазами, мысленно пройдите весь путь. Сколько мысленных шагов понадобилось вам? Откройте глаза, прикиньте, верно ли рассчитали шаги.

— Теперь закройте глаза к идите. Мысленно сокращайте расстояние. У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в хорошо известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.

— Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, быстрее всех, не это нам нужно. Мы работаем над развитием осознанного внутреннего видения. Поэтому самое главное —когда идете, старайтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На прямой линии пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.


Упражнение 45 ЛАБИРИНТ

Подготовленный предыдущим упражнением, ученик может усовершенствовать свои навыки мысленной ориентировки в пространстве—в упражнении «Лабиринт».

Лабиринт сооружают из стульев, делая сложный, извилистый ход. Надо пройти его несколько раз с открытыми глазами, потом с закрытыми. Несколько учеников выполняют упражнение одновременно. С открытыми глазами они медленно идут, запоминая все повороты в лабиринте. Их ведет память кинестезии, соединенная со зрительной памятью.

— Вы запоминаете путь не только зрением. Запоминаете его всем телом, каждым мускулом, который работает в момент поворота тела на изгибах пути. Вы понимаете, конечно, что это преувеличение: нельзя запомнить движения всех мускулов, и не к чему. Но у вас будет обязательно хоть тень этого общего ощущения: «запомнить всем телом».

— Не торопитесь. Пусть ваши ощущения и воспоминания будут такими подробными, насколько это возможно. Возвращайтесь и начинайте снова. Еще и еще раз проходите каждый сложный поворот. Надо, чтобы весь путь остался в вашем воспоминании — цепочкой многих последовательных движений.

— Теперь встаньте у входа в лабиринт и, стоя на месте, пройдите весь путь мысленно — так же медленно и подробно, как шли только что. Это нелегко. Медленно и подробно — в этом все дело! Ни в коем случае не быстрее!

— Прошли? Теперь, стоя на месте, снова пройдите мысленно весь путь, но уже с закрытыми глазами.

— Откройте глаза, примерьтесь еще раз. Закрывайте глаза и идите смело!


Упражнение 46

КРУГОВЫЕ МАРШРУТЫ

— Каждый наметьте себе круговой маршрут в комнате. Исследуйте его в действии — ходите по нему, смотрите, с чьим маршрутом пересекается ваш, с кем вы встречаетесь и в каком месте пути.

— Каждый наметьте свой собственный ритм хождения по маршруту, не заражайтесь ритмом соседа.

— Пробуйте на короткое время закрывать глаза. Видите ли внутренним зрением тех, кто проходит мимо вас? Открывайте глаза для проверки и закрывайте снова,— видите ли себя в определенном месте вашего маршрута? Еще и еще раз—открывайте глаза и закрывайте,—слышите ли приближение товарища, маршрут которого пересекается с вашим? Готовитесь ли обойти его, чтобы не столкнуться?

— Все закройте глаза и ходите по своим маршрутам. Не теряйте собственного ритма.

— Где я сейчас? Кто меня обходит? Слух помогает внутреннему видению,— кто идет навстречу, чьи шаги рядом?

Упражнение 47 КОМПАС

Упражнение, развивающее навыки ориентировки в пространстве, в связи со зрительной памятью.

Сначала нужно ориентироваться в комнате, закрепить в памяти вид ее четырех сторон (условно — Юг, Восток, Север, Запад).

— Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Вспомните Юг комнаты. Когда вы услышали слово Юг, в вашей памяти, помимо желания возникли почему-то и море, и кипарисы, и далекая шаланда. А мы переведем


слово Юг на другие видения, это в нашей власти. Юг!— вспоминайте ту стену, где два окна, шторы на них, скамья с зелеными ножками, ширма в углу. Это — Юг. Юг... Север! Нет, льдины и белые медведи нам не нужны, займите свой экран внутреннего зрения видом северной стены комнаты. Вспомните — пианино, стул перед ним, лестница, на ней два портфеля. Это Север! Север! Откройте глаза, проверьте, какой Север.

Создадим так временные связи слов Юг, Север, Восток и Запад—с видом четырех стен комнаты.

— Потренируем быстрое переключение внутренних видений. Юг! Легко возник вид южной стены? Восток! Север! Юг! Запад! Юг!

Тренировка переключения видений (точнее — всего комплекса временных связей), чередующихся в произвольном порядке, важная и самостоятельная часть этого упражнения. Сперва большие паузы отделяют название одной стороны от другой, чтобы ученик волевыми усилиями «притянул» все видения. Потом паузы сокращаются.

— Вы сейчас стоите лицом к Югу. Не открывая глаз, повернитесь к Востоку. Откройте глаза, проверьте, точно ли вы повернулись. Закройте глаза. Повернитесь лицом к Северу. Теперь где Запад? А Юг? Все ли вы видите на своих экранах? А Восток где? Откройте глаза, проверьте.

Упражнение 4.8 ВЕРТУШКА

После освоения предыдущего упражнения можно сыграть в «вертушку», которая тренирует переключение видений, в связи с ориентировкой в пространстве и вестибулярными ощущениями.

Ученик с закрытыми глазами — в центре комнаты. Его крутят в одну, в другую сторону...


— Oronl Где Юг, покажите! А Восток? Вспоминаете вид стены?

Надо помнить, что голос педагога, если он сидит на своем месте, непременно свяжется в сознании ученика с определенной стороной комнаты, поэтому до начала упражнения нужно его предупредить, что педагог будет ходить по комнате.

— Стоп! Что перед вами? А пианино где? А окна? Откройте глаза, проверьте.

Упражнение 49 КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

— Какое расстояние до той стены?

Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:

— Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти не спеша до той стены? Л сколько времени? Ну, а быстрым шагом? Пройдите — сначала медленно, а во второй раз быстрее.

— Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдете медленно, на первой скорости, Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду «вперед!», только будьте готовы идти! Меняем задание — вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой? А если... на первой? Вперед!

Нужно, чтобы ученик уловил, почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата на ускорение или на замедление. Мы имеем здесь дело с организацией действий в пространстве и во времени. Такие упражнения подготавливают тренировку темпо-ритма. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность оттренировать механизмы переключения, быстроты реакций.


— У вас есть две скорости. А как сократить, время? Как быстрее всего добежать до стены? Ну-ка, вперед!

Теперь в «копилке ощущений» ученика есть три разных настройки на скорость — медленно, быстро, стремительно.

— Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй! На третьей!.. На третьей! .. На первой! .. Вперед!

По тому, как двигается ученик после команды «вперед», можно судить, верная ли была до этого настройка, а также насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.

Упражнение 50 САНТИМЕТР

— Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

— Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз — ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова — с закрытыми.

Здесь проверяется не глазомер сам по себе. Важнее закрепить в сознании произвольный способ связи между зрительным образом, внутренним видением и кинестетической памятью.

Упражнение 51

РЫЧАЖОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Ученики в полукруге. Каждый из них берет какую-нибудь вещь — часы, расческу, коробок спичек.

— Рассмотрите внимательней свой предмет. Решите, почему и с какой целью ее рассматриваете?


— По моему стуку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте ход ваших мыслей. Когда вы разглядываете часы, выискиваете в них новые, не известные вам особенности, а потом, по моей команде, как бы переключаете рычажок внимания на все пространство стены,— запоминайте, на какой мысли вы остановились. Вернувшись по следующей команде к маленькому предмету, возвращайтесь к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.

Промежутки между командами постепенно сокращаются — от минуты до нескольких секунд.

Упражнение 52 ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ

Упражнение, подводящее к тренировке непрерывности внутренних видений.

Ученики сидят в двух рядах, лицами друг к другу.

— Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память, посмотрите последовательно на глаза всех сидящих напротив. Распределите время — надо успеть, пока я считаю до десяти, рассмотреть всех.

— Поверните голову!.. девять! Десять! Не закрывайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.

— Мысленно пересадите всех сидящих напротив вас в таком порядке — слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа —самый темноглазый. Не смотрите на них, отвернитесь.

— Готово? Сделайте короткую проверку, на счет пять. Посмотрите... Четыре! Пять! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!

%


Упражнение 53

ЧТО НОВОГО?

Проверяя степень развития наблюдательности, спросим учеников в начале урока:

— Что нового заметили вы сегодня в нашей аудитории?

— Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?

— Что нового в одежде товарищей — кто сегодня в другом платье? В других туфлях?

— Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?

Упражнение 54 БИОГРАФИЯ ПРОХОЖЕГО

Одно из упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии,— наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Исходя из поведения человека, по способу его реакции на события, по характеру его общения с людьми, по особенностям его внешнего облика, по незаметным, как будто мелким приметам,— надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

— Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляйте все действия этого человека.

Время от времени ученики рассказывают на уроках о «самых интересных биографиях». Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика.


Но вот ученик убедительно рассказал о человеке, случайно встреченном в автобусе.

— Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное,— например, если бы его сосед лишился сознания?

— А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы вел себя этот человек, что делал, что говорил бы?

Упражнение 55 БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ

После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего, полезно посвятить урок разбору «биографии по портрету».

Лучше всего взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, «Вдовушка» П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели «Мусоргский» И. Репина.

Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи.

Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими.

Упражнение 56 БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ

Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий.


Задание такое:

— Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь, какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.

— Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами.

Упражнение 57 БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ

— Попробуйте, когда идете -по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в «способах смотреть» ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом —своеобразие каждого взгляда.

— Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз — почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек так смотрит, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? То есть — о чем вы думаете в это время? Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.


Упражнение 58

СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ

Ученики в малом кольце.

Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускают по кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, ее откладывают.

Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:

1) содержание картины,

2) ее сюжет,

3) фабулу,

4) основное событие, запечатленное художником,

5) отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие.

6) характеры людей, их биографии и изменение этих биографий под влиянием изображенного события.

Упражнение 59 СОБЫТИЕ НА УЛИЦЕ

Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Здесь не имеется в виду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия. Поэтому для начала попросим учеников наблюдать за ходом самых простейших событий.

— Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр — что это за событие в его жизни? Уловите последовательность


всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь в каждый данный момент—на внешнем его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это со-бытиа

Разбор на уроке индивидуальных наблюдений ученика должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи — он должен видеть то, о чем рассказывает, и как бы «внедрять» свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные- и яркие. Так незаметно тренируются и элементы словесного действия.

Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных и продуктивных действий — начало постижения природы сценического действия.

Упражнение 60 ВИДЕОСКОП

Ученики в малом кольце.

По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд педагог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы ученик передал правому соседу открытку, которую рассматривал за эти десять секунд, и получил другую открытку от левого соседа.

Когда открытки прошли таким образом по два-три круга, их откладывают в сторону.

— Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил?

— Вспомните вторую.

Рассказы учеников помогли закреплению в памяти всех картин.

— Потренируем переключение видений. По моей команде вы должны вспомнить картину и держать ее на


своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая!.. Вторая!..

Давать команды на воспоминание картин надо сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать «уплывающее» изображение и возвращать его на экран. Затем паузы все больше сокращаются, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:

-- Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!

Глаза учеников должны быть открыты в этом упражнении.

— Только не напрягайтесь и не пяльте глаза,— от этого видение ярче не станет. Наоборот, вы спугнете его. Помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, как у душевнобольных, заслоняя реальный мир. Нет, все, что мы видим реально, остается — и наша комната, и эти окна, и пианино. Но кроме реально видимого, в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем,— тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.

Упражнение 61

УСЛОЖНЕННЫЙ ВИДЕОСКОП

Более сложный вариант предыдущего упражнения начинается так же. Но когда открытки прошли по два круга, педагог неожиданно разбавляет пятерку


открыток — тремя новыми, о которых ученики не подозревали. Когда новые открытки обошли один круг, все восемь откладываются.

Дальше упражнение идет по предыдущему описанию. Закрепляются в памяти только пять основных открыток. Дополнительные же возникают в конце упражнения:

— Вторая!.. Пятая!.. Первая!.. Третья дополнительная! .. Четвертая!.. Первая дополнительная!..

Не надо здесь бояться некоторого перенапряжения зрительной памяти. Именно перенапряжения и создают прочные навыки владения механизмом внутреннего зрения.

Упражнение 62 СЛОВО-МАНОК

— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его, белого медведя! В нашей памяти многие слова и словесные сочетания накрепко соединены с их зрительными изображениями. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о белом медведе (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной.

— А если я попрошу — «не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь возникает в вашем видении, как только я называю его словом. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ — думать о чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не думайте о- белом медведе!»— говорю я, а вы в этот самый момент заставьте себя думать о черной собачонке, — и она сразу же возникнет на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться.


— Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.

— Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызовем в себе. Ведь мысль — это то же слово, только невысказанное. Мы говорим сейчас о такой -разновидности мыслей, которая называется мысленной речью.

— Слово — манок видения. Всякое ли слово? Река! Кто что увидел? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определенное — Нева! Все увидели Неву, но ясности в картинах может н не быть. Скажу совсем конкретно — набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки. Вот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущих. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче возникает видение.

Упражнение Ь'А МЕТАФОРЫ

«В каждом слове бездна пространства, — писал Н. В. Гоголь,— каждое слово необъятно, как поэт».

— Гаснут... Кто что увидел на своем внутреннем экране?

— Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.

— Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

— Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.

— Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг — люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.

J из


Метафора в этом упражнении — повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым — для развития фантазии.

Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», — бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), горячее выступление на митинге (кипит гнев) и т. д.

Упражнение 64 ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ

— «Ледокол»... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания — пустите мысль свободно, «отвяжите» ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет.

Через три минуты — опрос:

— Кто на чем остановился?

— Я в лесу, грибы собираю.

Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел затем к мысли о машине, она привела его на з'авод, затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, сразу же — другие кадры, из недавнего индийского фильма, мысль об Индии сменилась воспоминанием о цирке (индийские артисты), потом возникло здание цирка, рядом — набережная Фонтанки, где зазеленели деревья... Лес...

Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от «ледокола» к «грибам» иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений.


—Переберите всю цепочку ассоциаций от «ледокола» до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране.

— Еще раз, от начала до конца!

Упражнение 65 АССОЦИАЦИЯ НА ПРИВЯЗИ

В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление.

— «Ледокол»... Увидели первую картину? Теперь не «отвязывайте» от нее свою мысль, держите мысль на 'привязи к слову «ледокол». Пофантазируйте о ледоколе. Посторонние мысли отбрасывайте. Думать только о ледоколе!

Через три минуты молчания — опрос.

Конечно, не всем в равной степени удалось за три минуты сосредоточенно думать только о ледоколе. Но для нас важно, насколько ученики умеют отбрасывать ненужное («не думать о белом медведе»), насколько удается им продлить время непрерывной мысли-видения об одном предмете, насколько приучаются они осознанно распоряжаться течением своей мысли.

— Теперь у каждого из вас есть свой зрительный рассказ, который называется «Ледокол». Повторите его в своем воображении от начала до конца. Стройте непрерывную цепочку внутренних видений. Пусть на вашем внутреннем экране идет кинофильм, в котором один кадр-событие сменяется другим. Кое-что придется уточнить, а может быть, изменить, придумать недостающие звенья событий. Выключайте киноаппарат, придумывайте (вторым киноаппаратом) недостающее. Придумали— выключайте второй киноаппарат и включайте


первый, продолжайте просматривать цепочку видений. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.

— Когда придете домой, включите снова свой внутренний киноаппарат и восстановите всю последовательность кадров-событий. На следующем уроке мы проверим, «не рвется ли» кинолента.

Упражнение 66 КИНОЛЕНТА

Ученики в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, «Партизаны».

Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово «партизаны» и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представилась его воображению:

— Партизаны... Лес...

Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:

— Партизаны... Лес... Землянка...

Так накапливаются слова-кадры. Каждый ученик повторяет все слова, сказанные до него, и добавляет новое. После ученика, сидящего крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кинофильм продолжается. Группа в десять-двенадцать человек может, при оттренированной зрительной памяти, «довести фильм» до ста кадров.

— Слово — это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении — вы ли говорите или другой товарищ — «прокручивайте» киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.


Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, назвавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей, — в какой последовательности они сидят. Надо сразу же предостеречь учеников' от такой ошибки. Главное в упражнении — непрерывная логическая последовательность кадров-событий, непрерывность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое.

У каждог<



2015-12-06 496 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)