Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура электроэнергетики



2015-12-06 986 Обсуждений (0)
Структура электроэнергетики 0.00 из 5.00 0 оценок




34% генерирующих активов контролируется Правительством Индии на национальном уровне. Наиболее крупные генерирующие компании – Национальная гидрогенерирующая корпорация, Атомная энергетическая корпорация Индии, Национальная теплоэнергетическая корпорация.

 

На уровне отдельных штатов Правительство Индии владеет 52,5 % генерирующих компаний и распределительными компаниями.

 

Под контролем государства находится национальная корпорация PowerGrid of India, отвечающая за функционирование и развитие национальной энергосистемы.

 

13,5 % генерации в энергокомпаниях на уровне штатов принадлежат частным владельцам.

 

Реформа отрасли

На протяжении последних десятилетий Правительством Индии взят курс на либерализацию и приняты меры для стимулирования частных инвестиций в электроэнергетику при сохранении государственного регулирования этой отрасли.

 

Закон об Электроэнергии, принятый в 2003 году, стал основным государственным актом реформирования электроэнергетики. Положениями этого закона отменены требования обязательного лицензирования проектов строительства генерирующих объектов, созданы условия для развития конкуренции и привлечения иностранных инвесторов, запущены процессы разделения по видам деятельности и допуску частных инвесторов в сектора отрасли.

Следующими инициативами, реализованными на национальном уровне, стали:

  • Программа по национальной энергетической политике (2005), положившая начало созданию конкурентных рынков электроэнергии в Индии;
  • Программа электрификации аграрных районов (2005);
  • Правила открытого доступа (2008), узаконившие отделение права собственности на системы электропередачи от функций по управлению режимами энергосистемы;
  • Запуск торгов на первой энергетической бирже (2008)
  • Национальный план действий в отношении климатических изменений (2008), предусматривающий развитие рынка электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ, и рынка энергоэффективности на площадках энергетических бирж;
  • Правила работы рынков электроэнергии (2010), ориентированные на развитие электроэнергетики Индии в условиях конкуренции на рынках электроэнергии, улучшение энергоснабжения и защиту интересов потребителей;
  • и продвижение конкуренции

 

В соответствии с планом Правительства «Энергия для всех к 2012 году» установленная мощность электростанций Индии должна возрасти до 200 ГВт к 2012 году с существующих 145 ГВт и достичь уровня 400 ГВт к 2020. Согласно этому плану ожидается, что половина инвестиций в электроэнергетику будет сделана частными инвесторами – как в генерацию, так и в системы передачи и распределения электроэнергии.

 

В целях привлечения частных инвестиций в электроэнергетику Правительством Индии выпущено специальное Руководство, определяющее правила и условия участия частных инвесторов в проектах по генерации, передаче и распределению электроэнергии.

 

Рынки электроэнергии

 

Торговля электроэнергией получила определение как отдельный вид деятельности в Законе об Электроэнергии, принятом в 2003 году.

 

Для развития торговли электроэнергией установлены следующие этапы:

  • Определение соответствующей регулирующей Комиссией тарифа на продаваемую электроэнергию по формуле «издержки производства + нормативная доходность»;
  • Определение тарифа на основе конкурсных торгов;
  • Ценовая конкуренция производителей электроэнергии и открытие рынка.

 

На первом этапе Центральной Регулирующей Комиссией установлены долгосрочные тарифы на контрольный период с 01.04.2004 по 31.03.2009 и контрольный период с 01.04.2009 по 31.03.2014 для находящихся под контролем государства электростанций – на производимую электроэнергию, и для Системного оператора Power Grid – на передачу электроэнергии и диспетчеризацию.

Государственными регулирующими Комиссиями большинства штатов тарифы на производство и распределение электроэнергии для государственных предприятий, управляемых на уровне штатов, и на продажу электроэнергии потребителям устанавливаются ежегодно, за исключением нескольких штатов, которые с принятием Закона об электроэнергии в 2003 г. перешли на формирование среднесрочных тарифов на трехлетний срок.

 

В соответствии с Законом об Электроэнергии для реализации второго этапа развития торговли электроэнергией Правительством Индии разработаны подробные рекомендации по формированию тарифов на основе проводимых конкурсных торгов на закупку электроэнергии. Дополнительно предусмотрено расширение сроков действия лицензий с одного года до семи лет и введены правила выдачи лицензий на срок более семи лет.

 

С июня 2002 года в Индии начала функционировать Энергетическая торговая корпорация Индии (PTC), основным видом деятельности которой на первом этапе являлась закупка излишков электроэнергии у генерирующих компаний и последующая продажа дефицитным вертикально-интегрированным энергокомпаниям штатов по экономически обоснованной стоимости, обеспечивающей оптимальное соотношение интересов продавцов и покупателей электроэнергии.

 

PTC не имела в собственности ни генерирующих, ни сетевых активов и функционировала в качестве единственного поставщика, минимизирующего финансовые и операционные риски покупателей и продавцов электроэнергии, путем гарантий своевременной оплаты производителям электроэнергии и гарантий исполнения обязательств по поставке электроэнергии покупателям.

Стоимость услуг PTC определялась в виде фиксированной платы за поставку мощности или в процентах от стоимости поставляемой электроэнергии и заранее известна как покупателям, так и продавцам, что обеспечивает прозрачность и предсказуемость формирования цен на электроэнергию.

 

С целью стимулирования реализации долгосрочных проектов строительства генерирующих мощностей PTC организовала заключение многолетних контрактов под будущие поставки электроэнергии в форме Соглашений о закупке электроэнергии.

 

Эти Соглашения заключены, как правило, с несколькими покупателями на 80% будущих поставок электроэнергии (20% зарезервированы для продажи на спотовом рынке) и признаны кредитными организациями как финансовые гарантии возврата кредитных средств для проектов в электроэнергетике.

 

27 июня 2008 года в соответствии с решением Центральной регулирующей комиссии в Индии начала свое функционирование Первая общеиндийская энергетическая биржа, через которую в настоящее время продается 94% электроэнергии, вырабатываемой на территории 23 штатов страны, в том числе по срочным недельным и месячным контрактам.

 

С октября 2008 года в Индии начала функционировать Вторая общеиндийская энергетическая биржа, основной задачей которой стало развитие торговли электроэнергией между штатами страны, что позволило вовлечь в торговый оборот 6 % от производимой в стране электроэнергии.

 

Основными биржевыми инструментами в настоящее время являются:

  • контракты «на сутки вперед»;
  • ежедневные срочные контракты на недельные и месячные периоды до даты поставки электроэнергии.

В соответствии с принятыми в последнее время решениями обе биржи должны быть преобразованы в единую Национальную энергетическую биржу, которая должна начать свою деятельность в 2011 году. Основным регулирующим органом единой биржи станет Федеральная комиссия по форвардным рынкам.

 

Бразилия

Регулирование отрасли

Основные положения политики в области электроэнергетики определяются президентом страны на основе предварительных консультаций, проводимых Советом Национальной Политики в Области Энергетики и Комитетом Профильных Министерств (CNPE).

 

В состав CNPE входят Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики (MME), Министерство финансов и Министерство окружающей среды. MME является ведущим министерством для электроэнергетического сектора.

 

За стратегию и планирование развития электроэнергетики кроме MME отвечает Государственная Исследовательская компания в энергетике (EPE), которая обеспечивает поддержку MME в управлении энергетическим сектором. EPE разрабатывает стратегию на 10-летний период с ежегодной корректировкой и на 25-летний период с корректировкой раз в 3-4 года.

 

Ключевые документы, определяющие правила функционирования электроэнергетики Бразилии, разрабатываются в EPE и передаются в MME для дальнейшего утверждения на CNPE.

 

Независимым регулятором является Национальное агентство по электроэнергетике (ANEEL) - автономный орган, утвержденный законодательно, административно связанный c MME, но не являющийся подчиненным ему. ANEEL отвечает за регулирование и контроль деятельности по генерации, передаче и распределению электроэнергии в соответствии с действующим законодательством, директивами и политикой Правительства.

 

Две некоммерческих организации, регулируемые ANEEL, ответственны за диспетчеризацию энергосистемы и управление рынком:

  • независимый Национальный оператор энергосистемы (ONS);
  • Электроэнергетическая торговая палата (CCEE) – коммерческий оператор.

Структура отрасли

Электроэнергетические предприятия Бразилии можно условно разделить на четыре группы в соответствии с формами собственности, к которым эти предприятия принадлежат: интернациональные, государственные, муниципальные и частные.

 

Согласно данным за 2005 год единственным интернациональным предприятием, работающим в электроэнергетике Бразилии, является генерирующая компания Itaipu. Области деятельности государственных компаний подразделяются следующим образом:

  • Eletrobrás – генерация, передача, распределение;
  • Eletronuclear, CGTEE – генерация;
  • Furnas, Chesf, Eletrosul – генерация, передача;
  • Eletronorte – генерация, передача, распределение;
  • Boa Vista, Manaus – распределение;
  • NUCLEN – ядерная энергетика;
  • CEPEL – исследования.

Муниципальные предприятия CESP, CEMIG, COPEL, CEEE занимаются генерацией, передачей и распределением, Transmissão Paulista – только передачей электроэнергии, а еще 11 муниципальных компаний – исключительно распределением. К категории частных предприятий относятся 5 генерирующих компаний и 40 компаний, занимающихся распределительной деятельностью.

 

Самым крупным объединением в секторе является холдинг Eletrobras, 78% акций которого в настоящий момент принадлежит государству. Под контролем Eletrobras находятся 40% установленной генерирующей мощности, 60% линий электропередачи и государственные распределительные компании.

 

Десятью крупнейшими компаниями по установленной мощности являются CHESF, Furnas, Eletronorte, Itaipu, CESP, входящие в холдинг Eletrobras, и CEMIG-GT, Tractebel, COPEL-GER, AES TIETÊ, Duke Energy.

 

В Бразилии сетевые распределительные компании, кроме основной деятельности по распределению отвечают за поставку электроэнергии конечным потребителям, за исключением категории свободных потребителей - крупных потребителей.

 

Национальная Объединенная Энергосистема (Rede Basica / SIN) – одна из самых больших объединенных энергосистем в мире как по протяженности сетей, так и по установленной мощности. Вне SIN существует изолированная система для части региона Амазонии, которая контролируется Eletrobras.

 

Бразилия имеет электрические линии связи с Парагваем, Аргентиной, Венесуэлой и Уругваем, по которым осуществляется импорт/экспорт электроэнергии.

Структура генерации

 

Бразилия вместе с Канадой и Китаем входит в тройку стран с наибольшей выработкой гидроэлектроэнергии. ТЭС, являющиеся резервом на время сезонов низкой водности, сильно зависят от импортируемого топлива.

 

В настоящее время усиленное внимание уделяется развитию возобновляемых источников электроэнергии – ветровой энергетике, электростанциям на биомассе (в частности, на этаноле), малым гидроэлектростанциям и солнечной энергетике.

 

Реформа отрасли

 

Изначально электроэнергетический сектор Бразилии развивался на основе вложений частного капитала. До 1930-х годов производство электроэнергии контролировали в основном два крупных иностранных объединения – Американо-Канадское (Group Light) и Американское (AMFORP).

 

С 30-х годов государство начало проводить политику национализации электроэнергетики. В 1961 году были созданы Eletrobrás и MME, а в 1978-м году государством был куплен Group Light.

 

К 90-м годам основой электроэнергетического сектора Бразилии являлись вертикально интегрированные компании, в основном принадлежащие государству. Гиперинфляция, политика дотируемых тарифов и недостаточное финансирование привели к необходимости реформирования электроэнергетики.

 

В 1996 году были проведены реформы, направленные на либерализацию рынка. Для надзора за функционированием новой системы был создан ANEEL (закон 9427/1996), а в 1998 году созданы ONS и Оптовый рынок электроэнергии (MAE) (закон 9648/1998), который начал работать с 2001 года после определения нормативов и правил функционирования. С 1995 по 1998 годы было приватизировано 60% распределительных компаний.

 

Результатом этих мер стали: сокращение государственных расходов на инвестирование в развитие инфраструктуры за счет привлечения частного капитала и стимулирования свободной конкуренции, значительное повышение уровня обслуживания потребителей, снижение объёмов хищения электроэнергии, неплатежей и технических потерь.

 

В то же время многолетняя засуха, повлиявшая на объем производства электроэнергии в условиях доминирования гидроэнергетики, несовершенный механизм регулирования и управления отраслью, неудачное распределение инвестиций и их недостаточный объем, а также опережающий предложение спрос на электроэнергию нивелировали положительный эффект от реформ и явились основными причинами кризиса 2001-2002 гг.

 

Основными направлениями новой реформы стали централизация принятия решений и придание большей роли государственному регулированию. В рамках реформы также решались задачи обеспечения надежности энергоснабжения потребителей и предоставления всеобщего доступа к электроэнергии посредством социальных программ. Современная модель энергетического рынка была принята Правительством Бразилии в 2004 г (закон 10847/2004 и закон 10848/2004).

 

В рамках новой модели были созданы следующие структуры:

 

EPE, отвечающая за планирование в электроэнергетике;

Комитет по надзору в энергетике (CMSE), главная функция которого – оценка надежности электроснабжения;

CCEE, ответственная за обеспечение непрерывности деятельности рынка MAE в объединенной энергосистеме.

 

Удачные элементы старой модели, такие как, например, схема организации управления отраслью, оптимизированная в течение 2001-2002 гг., были сохранены.

 

В настоящее время правительство Бразилии проводит корректировку нормативно-правовой базы с целью повышения эффективности реформы.

 

Рынки электроэнергии

 

В Бразилии существуют две площадки для заключения договоров купли-продажи электрической энергии:

  • В рамках регулируемого рынка - площадка Ambiente de Contrataçăo Regulado (ACR) для заключения регулируемых договоров (на год вперед, на 3 и 5 лет вперед), на которой представлены субъекты генерации и распределения электрической энергии. Купля-продажа осуществляется через ежегодный аукцион, организуемый ANEEL по запросу MME.
  • В рамках нерегулируемого рынка - площадка Ambiente de Contrataçăo Livre (ACL) для заключения нерегулируемых договоров, на которой представлены субъекты генерации, сбытовые организации, импортеры и экспортеры электроэнергии, а также крупные потребители.

В настоящее время энергосистема функционирует как устойчивый пул с централизованным диспетчерским управлением, позволяющим сократить операционные затраты.

 

Каждую неделю оператор ONS устанавливает для каждого рыночного сегмента оптимальные цены на электроэнергию, производимую гидро- и теплоэлектростанциями, и маржинальные операционные затраты (CMO).

 

Коммерческие отношения между членами палаты CCEE регулируются договорами купли-продажи электрической энергии. Все договоры, заключаемые между участниками в рамках Национальной объединенной энергосистемы, должны регистрироваться палатой CCEE. При регистрации указываются только стороны, объем электроэнергии и срок действия договора. Цена договора купли-продажи электрической энергии палатой CCEE не фиксируется и устанавливается сторонами в двустороннем порядке.

 

Палата CCEE фиксирует разницу между фактическим и договорным объемом производства или потребления. Положительная или отрицательная разница продается на краткосрочном рынке по цене, которая зависит от стоимости устранения отклонений и определяется еженедельно по каждому из трех уровней нагрузки и по каждому рыночному сегменту с учетом операционных маржинальных затрат.

 

Южная Корея

Регулирование отрасли

 

Регулирование электроэнергетической отрасли в Южной Корее осуществляется Корейской электроэнергетической комиссией (Korean Electricity Comission - KOREC, далее – Комиссия), созданной в апреле 2001 года при Министерстве коммерции, промышленности и энергетики (Ministry of Commerce, Industry and Energy – MOCIE, в настоящее время – Министерство интеллектуальной экономики (Ministry of Knowledge Economy).

 

Основными задачами Комиссии являются: создание конкурентной среды для электроэнергетических компаний, разрешение вопросов, затрагивающих права энергопотребителей, и урегулирование споров, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике.

 

Комиссия состоит из девяти членов, включая Председателя Комиссии, назначаемого Президентом Южной Кореи по рекомендации Министра интеллектуальной экономики.

В компетенцию Комиссии входят следующие вопросы:

  • принятие стандартов и правил, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике;
  • контроль за соблюдением генерирующими компаниями установленных отраслевых правил;
  • урегулирование споров между генерирующими компаниями или потребителями и генерирующими компаниями;
  • мониторинг недобросовестного поведения электроэнергетических компаний и проведение расследований выявленных случаев недобросовестного поведения;
  • введение конкуренции в электроэнергетической отрасли путем приватизации крупнейших генерирующих компаний, являющихся дочерними компаниями KEPCO, и создания распределительного сектора в электроэнергетике (реализация приостановлена).


2015-12-06 986 Обсуждений (0)
Структура электроэнергетики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура электроэнергетики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)