Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская усадьба как культурологический феномен



2015-12-06 1046 Обсуждений (0)
Русская усадьба как культурологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




Русская усадьба является феноменом, в немалой степени определившим особенности отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Усадьба осмысливается как некий знак России, символ отечественной культуры. Одна из важнейших составляющих отечественной культуры– загородные усадьбы с их искусством, архитектурой, бытом, укладом жизни.

Одной из важнейших черт русской усадьбы является ее многофункциональность. Тип и назначение усадьбы обуславливали специфику ее функционирования, однако на протяжении всего своего развития усадьба органично сочетала две составляющие - хозяйственную и культурную, поскольку благосостояние обитателей усадьбы и богатство и разнообразие их культурной жизни во многом зависили от доходности имения. стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, организовывались частные усадебные музеяи, коллекции, семейные альбомы, монументальных памятниках друзьям и покровителям. ………Европейская эстетика стиля барокко сказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов владельцы стали создавать усадебные парки правильного геометрического характера. К середине XVIII в. планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Ее образцом в определенной степени является Ясенево, где при Лопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется и регулярная планировка парков, которые украшаются различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кускове. Вид парковых павильонов приобретают даже храмы.
Стоит отметить, что для создания царских и аристократических усадеб в течение всего XVIII в. привлекались лучшие архитекторы, художники, декораторы России и Западной Европы. В дворянских усадьбах были сосредоточены ценные коллекции произведений искусства, большие библиотеки, имелись собственные театральные труппы, содержалось большое количество крепостных мастеров и дворовых людей. Группируясь вокруг Москвы и Петербурга, эти усадьбы носили характер загородных резиденций, летних увеселительных дач и представляли собой универсальные комплексы. Дворянские имения — уникальные центры культуры. Собранные в усадьбах художественные и научные коллекции, библиотеки характеризуют духовный мир их владельцев и создателей, дают представление о своеобразии сложившейся здесь бытовой атмосферы, характерной для разных слоев дворянства. Усадебная культура многообразна, она вмещает в себя и культуру аристократических кругов, и культуру передовой дворянской и крепостной интеллигенции, а также элементы народной культуры.
Это хорошо видно на примере сохранившихся усадеб-музеев Останкино, Архангельское, Михайловское

…..убранство дворянского особняка. Парадным лицом усадьбы служила гостиная и зала. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол — паркетными вставками с особым рисунком. В оформлении стен часто использовались ионические и коринфские колонны, отгораживавшие от общей залы небольшие лоджии. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Подчеркивали торжественность многочисленные светильники и зеркала, ставшие непременным атрибутом парадной залы.
Украшали гостиную и многочисленные мраморные бюсты (римские подлинники), и современная французская или итальянская скульптура. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в золоченой раме, расположенный по главной оси гостиной. По описанию современников, внутреннее убранство провинциальных барских домов отличалось определенным единообразием. Так, зала, большая комната с многочисленными окнами и дверью, выходившей в сад, была обставлена плетеными стульями и складными столами для игр. Гостиная украшалась хрустальной люстрой, вдоль стен с зеркалами чинно расставлялись кресла, небольшие диваны с приподнятым изголовьем — канапе.

19. Общая характеристика русского художественного авангарда в России.

Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в.Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные – 1907–1914 гг.Различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями и эклектической эстетикой 19 в., но и с новым искусством стиля модерн – господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна.

Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни. Культурно-исторические рамки русского авангарда отмечены завершением предшествующего и появлением нового направления: его становление совпадает с концом эпохи «последнего Большого стиля» – стиля модерн (во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – сецессион и т.д.) Русский авангард, ненадолго переживший социалистическую революцию, был, безусловно, одним из ее ферментов. С одной стороны, это специализация различных аспектов изобразительной системы, позволившая совершенствовать различные прикладные формы искусства – от промышленной эстетики, дизайна до манипулирования виртуальной реальностью, с другой – принимающее все более герметичный и изощренный характер стремление к самовыражению, к запечатлению внутреннего мира индивидуума, его разнообразных состояний. Начало века – это апогей таких художников, как Беклин и Ходлер, «закат ориенталистов», академической живописи, признание импрессионистов, Сезанна, Гогена. Это время, когда из тени выходят Майоль, Матисс, становятся все более популярными графические и живописные работы Мунка, Бурдель создает экспрессивный романтический скульптурный образ Бетховена. В то время как смерть художников-академистов – Бугро и Жерома совпадает с закатом их славы, со смертью Гогена и Сезанна влияние их творчества, их популярность безмерно возрастают. В 1904 живопись Сезанна, Гогена и Ван Гога выставлена в Германии. Показ здесь этих художников имеет прямое отношение к возникновению в Дрездене союза, инициаторы которого решили порвать со всеми официально признанными направлениями. С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит радикальная смена эстетических установок: французские фовисты и немецкие экспрессионисты полностью пересматривают отношение к цвету и рисунку, кубизм освобождает живопись от повествовательности и «чувствительности», абстракционизм– от предметности, футуризм, чьи инновации находятся за пределами собственно изобразительности, вносит в искусство дух нигилизма и агрессии. Состояние, в котором в конечном счете оказывается изобразительное искусство 20 в., можно назвать перманентной эстетической революцией. К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого поворота: в конце 19 – начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Вероятно, поэтому творчество радиционных по западным меркам художников – Борисова-Мусатова, Серова, Коровина – рассматривается как новаторское.При этом заслуживают внимания два момента: первый – это то, что образ простого человека (народ), к этому времени на Западе приобретающий все больше черты просто человека, становится абсолютным смысловым центром русского искусства и литературы и тема эта достигает здесь такого накала, какого никогда не знал Запад; второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям в западном искусстве.

 

20. Русский модерн - архитектура, интерьеры, прикладное искусство.

Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи). Среди характерных московских построек в стиле модерн: старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского, Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (Валькот В.Ф.) издательство Сытина И.Д. (Эрихсон А.Э.), дома Миндовского и Исакова (Кекушев Л.Н.). В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, Щусев А.В.; здание Казанского вокзала и др.). Наиболее известен Шехтель Ф.О. В архитектуре модерна применялся способ проектирования помещений изнутри наружу, поскольку декларировался принцип: главное - чтобы в доме было удобно жить. Такой подход приводил к непривычным для того времени ассиметричным композициям, и архитекторам было сложнее соблюсти гармонию внешнего восприятия постройки. Экономический подъем в России перед первой мировой войной привел к появлению достаточно большого числа людей так называемого среднего класса, которые хотели жить в достойных благоустроенных домах, но средств на собственный особняк у них не хватало. Такой социальный заказ и привел к появлению добротных доходных домов (на взгляд современников "уроды, - грузные, в шесть этажей"). На фасадах стали появляться эркеры, которые позволяли добавить света в помещения, кроме того, они зрительно разделяли поверхность фасада, скрадывая протяженность дома. большое внимание уделяется оформлению балконов, их решеток и консолей). Стены многих домов декорированы мозаичными и майоликовыми вставками, иногда на поверхности стен выписаны целые панно, самое огромное из них - знаменитая "Принцесса Греза" Врубеля на стене Метрополя. Еще одна примета стиля - маскароны, чаще всего в виде женских лиц или голов животных. Фасад дома Мелетиных украшают скульптурные рельефы, напоминающие ритуальные маски ацтеков или майя. Широкое использование металлических и железобетонных конструкций и структур способствовало созданию больших пролетов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей. Своеобразные особенности модерна ярко проявились в оформлении интерьеров и в прикладном искусстве, в частности в мебели, осветительных приборах и др. Эта особенность стиля была навеяна упадочным изобразительным искусством декадентов, всемерно использовавших символические декоративные мотивы. В интерьерах, помимо каменной отделки, использовалось много древесины и металла.

 

 



2015-12-06 1046 Обсуждений (0)
Русская усадьба как культурологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская усадьба как культурологический феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)