Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности военнослужащих



2015-12-06 2495 Обсуждений (0)
Особенности военнослужащих 0.00 из 5.00 0 оценок




культура общения и поведения

нравственные качества

отношение к службе, порядку, сослуживцам

- мотивация и др.

отсутствие

деструктивных

конфликтов

ценность коллектива

для большинства

членов

удовлетворенность

общим положением дел

в подразделении

241


-ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ. Выпуск 7


Глава четвертая. Социальные и морально-психологические основы военной службы


 


Высокая культура взаимоотношений

как условие формирования благоприятного

морально-психологического климата

Обращая внимание на условия оптимизации морально-психоло­гического климата подразделения возможностями эффективного общения, необходимо напомнить о важности проблемы коммуни­кативной культуры младших командиров.

Из каких же основных элементов состоит культура взаимоотно­шений? Её основанием принято считать знания о сущности, содер­жании, принципах, функциях и специфике оптимальных спосо­бов, приёмов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная ли­тература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тема­тические высокохудожественные телепередачи (например по кана­лу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консульта­ции (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Особо полезным является самопознание, основанное на тщатель­ном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодей­ствия людей. Уметь извлекать полезное из этих отношений, делаю­щее нас мудрыми и успешными.

На основе элементарных основообразующих знаний формиру­ются более сложные элементы культуры взаимоотношений: уме­ния, навыки и привычки эффективного социального взаимодейст­вия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следую­щие: быстро устанавливать контакты с окружающими; оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следую­щих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятель­ности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концен­трации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнёра; демонстрации искреннос­ти, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые фор­мы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.


Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает зна­ние и учёт того факта, что ее результативность зависит от состоя­ния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убеждённость в необходи­мости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть ус­пеха. Показателями эффективности достижений в совершенствова­нии коммуникативной культуры военнослужащего следует счи­тать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.

Наряду с признанием важности мотивационно-потребностной сфе­ры личности нельзя обойти вниманием способности - как особое пси­хологическое условие результативности той или иной деятельности. Формирование и совершенствование умений, навыков и способно­стей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью являет­ся то, что он требует более направленной и повышенной эмоциональ­но-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляют­ся параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

Основными способами совершенствования практических ком­муникативных элементов в условиях воинской службы могут быть

признаны:

- публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и
других мероприятиях воспитательной работы;

- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации дока­
зательства в споре, дискуссии;

- индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами,
построенные на принципах и в форме диалога;
составление и последующий критический анализ (разбор, оцен­
ка), а также переработка собственных письменных материалов
(письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

- самонаблюдение и самоотчёт о своём поведении в различных
ситуациях межличностных отношений (свободное общение,
доверительная беседа, деловой разговор, критическое обще­
ние, конфликтное общение и др.);

 

- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и
уверенности в своих силах;

- групповые социально-психологические тренинги, консуль­
тирование и коррекция затруднённого общения (взаимодей­
ствия) под руководством войсковых психологов и др.


ОТЕЧЕСТВО_ЧЕСТЬ_долг Выпуск 7


_[лава^четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы


 


О высокой культуре общения свидетельствует умение собеседни­ков владеть голосом. «Я сделался настоящим мастером только тог­да, - отмечал педагог А.С. Макаренко, - когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не почувствует того, что нужно». Умение вла­деть голосом включает своевременные остановки в речи, логичес­кие, психологические паузы, правильные ударения. С помощью этого политработник передаёт слушающему его лицу не только свои мысли: но и оттенки чувств, богатство представлений и собст­венное видение (восприятие) предмета.

Для культурного общения характерны живой, эмоциональный обмен мнениями, чёткая дикция, убедительность. Настоящий ко­мандир должен уметь выслушать собеседника, оценить ход обще­ния и увидеть соответствие его поставленной цели. Ответная реак­ция и интонации говорящего позволяют сержанту (старшине) опре­делить психическое состояние человека, установить степень заинте­ресованности партнёра в разговоре, подготовленности к нему, лич­ностный смысл общения. Последнего уже достаточно, чтобы понять собеседника и сформулировать нужные для данного момента сужде­ния. Изложенные голосом определённой силы и тона, эти суждения призваны оказывать влияние на мысль воина, поднять его состоя­ние до уровня, который дает возможность понять другую сторону.

Таким образом, повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой её решения является повышение общей и комму­никативной культуры каждого солдата, сержанта и офицера как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально-психологичес­кого климата в воинских коллективах.

§ 4. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Культура общения людей основана на соблюдении определённых норм и правил, которые вырабатывались человечеством на протяже­нии всей истории. Со времен позднего средневековья эти правила име­нуются этикетом. Этикет является важной частью культуры общест­ва, отражает дух отношений между людьми, своеобразное согласие их на совместное существование.

Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определённых законов 244


поведения является непременным условием успешного прохожде­ния военнослужащими военной службы. При общении с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкрет­ном профессиональном кругу, уметь применять их на практике.

Сущность этикета

Этикет представляет собой определенную систему правил пове­дения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя прежде всего правила обхождения с окружающи­ми, формы общения, приветствия, нормы поведения в обществен­ных местах. Иначе говоря, этикет определяет, как нужно двигать­ся, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, поэтому выделяют различные виды этикета. Общегражданский этикет представляет собой совокупность пра­вил, традиций и условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом, дипломатический этикет включает правила поведе­ния официальных лиц в ходе различных контактов — на перегово­рах, приёмах, обедах и т.д. Воинский этикет - это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (нося­щие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Во­инский этикет основан на требованиях уставов, принципах армей­ской морали и традициях Вооружённых Сил.

Нормы и правила воинского этикета очень многообразны. Они ба­зируются на принципах морали и нравственности, положениях воен­ной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах.

Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, ре­гулирующие отношения между военнослужащими и правила, опреде­ляющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник - подчинённый; подчинённый - начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности.

Из истории этикета

Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Этикет, как установленный порядок поведения, манеры и формы обхождения в каком-либо обществе возник давно, а точнее со времен, когда сформировались известные нам человеческие цивилизации: Индия и Китай, Шу­мер и Аккад, Египет и Вавилон. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных до-


ОТЕЧЕСТВО, ЧЕСТЬ. ДОЛГ, Выпуск 7

кументах. Нравственно-этические нормы, существовавшие в древней Греции и Риме были описаны Демокритом и Платоном, Гомером и Гесиодом, Тита Ливией и Плутархом и др. Взаимоотно­шения в семье, между людьми описывались в комедиях Аристо­фана, Плавта и Теренция.

И всё же, временем возникновения этикета как системы (непи-санного кодекса) определённых нравственно-этических правил и норм поведения, форм и манер обращения в обществе, следует, видимо, считать период позднего средневековья и эпохи Возрож­дения. Именно в XVI-XVII вв. при дворах монархов, герцогов, маркизов создается сложная система церемоний и обрядов, кото­рая строго регламентировала всю дворцовую жизнь. Так на одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гос­тям вручили карточки с перечислением правил поведения в зале и за столом. От французского названия карточек «etiquette» -этикетка и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

На Руси известно большое количество литературных памятни­ков, в которых зафиксированы требования к поведению. Так, в «Изборнике 1076 года» отражены основные моральные нормы, гос­подствовавшие в XI в.

В «Поучении Владимира Мономаха» содержатся правила, не поте­рявшие своего значения до наших дней: «.. .есть и пить без особого шу­ма, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейши­нам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лу­кавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дур­ными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».

В XVI в. на Руси появляется «Домострой», в котором предписы­вались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окру­жающим людям, в том числе близким.

При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую арис­тократию правилам европейского этикета, не пошёл по пути без­думного и слепого копирования, а требовал применения европей­ских этикетных норм с учетом российской действительности.

Павел I по прусскому образцу перенес в русскую армию парики с буклями и косами, на что великий русский полководец А.В.Суво­ров во всеуслышание выразил свое отношение к этому «новшеству» в чеканном афоризме: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак!». А.В.Суворов, в своей «На-


Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы

уке побеждать» представил тактическую памятку для солдат, в ко­торой изложил не только тактические указания, но и все основные правила солдатского поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воина.

Выходившая в начале XX в. В Петербурге нелегальная газета «Казарма» призывала установить принципиально новые взаимоот­ношения между солдатами и офицерами, основанные на гуманиз­ме, доброжелательности, социальном равенстве, уважении нерус­ских народностей.

Важную роль в становлении нравственно-этических норм пове­дения советских военнослужащих сыграли: военная присяга и книжка красноармейца, которая стала первым советским кодексом военной этики.

Служебный этикет

Не за страх, а за совесть - это, пожалуй, главное требование слу­жебного этикета. В лучших традициях российской армии этикет ор­ганически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие во­инской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в чёткой и нередко афористичной форме излага­лись требования к поведению военнослужащих. У моряков они на­зывались «Правилаучтивости офицера», у драгун - «Чести напоми­нание», у улан - «Чести наставление».

Основные нормы воинского этикета изложены в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в Уставе внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромно­сти и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения».

Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позво­ляет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувство­вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои ду­ховные и физические возможности. Устав предписывает всем воен­нослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы», в других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегают к более привычному для них «ты». Русский язык знает немало и иных приемлемых форм обращения в неформальной обста­новке: «ребята», «братцы», «мужики» и др.

Показателем крайне низкой культуры является стремление не­которых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет пу­тем унижения других. «Оскорбляя другого, ты не заботишься о са­мом себе», - говорил великий Леонардо да Винчи. Вежливые и рав-


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7


«к лршо rtinn usi.ix


 


ные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми - залх прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной си­туации.

Важнейшим требованием этикета всегда является учет нацис-нальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми Особенно это важно в армии, где люди разных национальности совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Устав внутренней службы требует от военнослужащих «дорожив интернациональной дружбой народов, способствовать укрепление братства между нациями и народностями», проявлять «...уваженк к их национальным чувствам, обычаям и традициям».

История во многом изменила облик российской армии. Но и св-годня у большинства населения сохраняется твердая вера: военньй не подведёт. Люди в военных мундирах - в первых рядах тех, кп) ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостой бандитизму и терроризму.

Однако одно дело - проявление героизма в экстремальных сит/-ациях и другое - ежедневное соблюдение требований воинскоп этикета. Некоторые из них кажутся мелкими и поэтому неважнь-ми. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на котс-рую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал называлср | «отдание воинской чести», то сегодня воинский устав как бы во; вращает нас к требованиям благородных рыцарей: душу - богу | жизнь - Отечеству, сердце - даме, честь - никому.

Воинское приветствие - рыцарская традиция. Встречаясь друге I другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чте-бы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют эта | жест, отдавая долг вежливости своему коллеге в военной форме.

Соблюдение требований воинского этикета должно быть естс-1 ственной нормой поведения военнослужащего. Это означает, чт: главным судьей своего поведения всегда должен выступать преж­де всего сам военнослужащий. «Не делай ничего постыдного ни з присутствии других, ни втайне, - говорил Пифагор, - первым за-1 коном должно быть уважение к самому себе».

По правилам этикета не принято говорить о другом человеке тс- J го, чего вы не скажите ему открыто, при всех, в порядке товарище-1 ской критики. Критика должна способствовать нравственному рос-1 ту и профессиональному становлению воина, а не вызывать у неп i обиду, злость, желание отомстить. Критикой нужно исправлять, э j не ухудшать взаимоотношения.

Этикет предъявляет свои требования в равной степени как к | начальникам, так и к подчинённым. Придавая нравственно-эстетиче- |


сс^и-гаотувжш (они портил. Пцл-ёжД I-оярф^ нм умкам ЧМ1Щ?жп:поеесп:> ею-пп ет п «аи, jez,ori« щш"= додяева i 'оришш

Б 70 хэ зрем нш eoti тящ иплмолззр-;лхпс езе оершшэ пней 3iv.i Все-жечухцн ^оп* jaai, есж з гоч еет i эхц я гзрж 3 ю за с Эс

МОЛ П ,W ЪпE3f71 KEK tе^ЕД/ИОСП СТрХШ Т i£JE-

i из риреижз £*п/ in Enin /! жждм, з tmrn ?<я Li4ri-iE Ш1у,п'г, Ej з н-и* i Ki^m* хш зэряаи-ci / вея, т: rontiEi hwTkti щш ге г;о:о^. е е «аЕ^з тр^ с"ом 1р/1Ж"»з="3 ао "it цел оде е ыелыни к jeoja ci^t-iiii иг зк изрлыосои^и. Й.1-1И 2;ол«^зизэ i узера *еи j ей гзт in? совел/ics птзл oip^jf аш синил

Б пхж i ci)*ei«i сп жэо * д ryvs * гот наш № осо. EyiD]yf<LnBJe)i сшы) iKiowr.Kevi f ева^ к я/ е6зз a i га гж; crpee -a» j^ih pf pi

i f i к

и", i ffifecyojj j /И"И-у« рщ-iy

Щ|«СЫ.Ю'1){11,ЮЕИЭЗЭ. и-е «■"] лшеч ввиэг [учи оо> . С .KCEeCIOV ИГ1 В "ГЛЖЛ!!. «яря^шнез з кие:.

1пзЯ Е ПЕК

«вн:ся)за11,«

 

ffljEateiJfii- 0C3FS1E tlyJ^Tf»' СОЛЕЮ J, /XEE.'t4 Mi-
  10ГО lzii ^дГ^иХсоЕржиосог-^д,
trm: r^IHEJF"[ : j6= ere cy-rfty. Б у^бежзх ж it о
щеп [CI r*7UI <;«на» !• (ipsof» от-ier. ^еЗстл-
И J * о^оозе«1 вк щл in n:w <i< о- 7щт.\ щ>
дел /( IKE"»)!^ ■aEJ,/KebKHEi Су-Кептинагр}-
    ШШ EiMyXH'I E M^'lE Л, Tv5-
    ^ircrpy с л am из ш на »зра-
mil , ЕД^ЗЕЛ: >rjyiayr Hict-iy, grog" 1«кз^п:ос-
  "ЖШ 1'ТЕЖ Г * Л]. ЕДЭСЬ "ЗЕКЕ ЕСД ОЖ OlfeE-oai

. Социальные и мо

^ально-психологические основы военной службы


Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко де­монстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, ми­мика, даже взгляды - все это также входит в культуру общения во­еннослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой ус­тав формулирует требования неречевого этикета следующим обра­зом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения». Устав предписывает военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Другими составляющими этикета являются вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость - это, по сути, основа этике­та, представляющая собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в на­ибольшей степени подходящую к данной ситуации. Скромность — стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится при­влекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

Современное общество выработало ряд требований к этикету, кото­рые делают его необходимым для любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гар­моничность, а также единство нравственного, эстетического и право­вого. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реа­лизацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддер­жание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Этикет важен во всех областях человеческого общения, Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

Культура поведения военнослужащего

Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода «школу злословия».

Для мужчины использование брани, в большинстве случаев, вы­ражает стремление «быть своим» в определенной среде, найти об­щий, но, увы, некультурный язык, зачастую это способ придать «плавность» речи при затруднении в подборе «нормальной» лекси­ки, нередко за этим кроется желание выглядеть «мужественным» и «самостоятельным», иногда это способ унизить другого человека пу-250


тем грубого оскорбления. Но во всех случаях это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хам­ства того, кто прибегает к «непечатным» выражениям.

Часто нарушение требований этикета бывает связано с куре­нием. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо куре­ние рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения толь­ко те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более - на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы говорится (ст. 17), что воен­нослужащий «должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Достойно нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на слу­жебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение по­сторонних материалов - свидетельство невысокой личной культу­ры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к ру­ководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстри­гать (не говоря уж обкусывать) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

Еще одна важная составляющая этикета - забота о своей внеш­ности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения челове­ком самого себя и окружающих. И напротив, неряшливость в одеж­де, прическе и т.д. — показатель отсутствия не только нравствен­ных, но, как правило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный чело­век всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых во­еннослужащих «улучшить» отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного «шика», а лишь делает смешными в глазах окружающих. «Красота одежды военной состо­ит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением», - гово­рил видный русский военачальник Г.А.Потемкин.

Следует помнить, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту всегда на виду. И за тем, насколько аккурат­но отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры, но и военнослужащие по призыву. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в учебном классе или за обеденным сто­лом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ. Выпуск 7

одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напит­ков, бумагу от мороженого и тому подобное следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дож­даться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать требования этикета при знакомстве. Для того чтобы познакомиться, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляют­ся младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве пер­вым должен протянуть старший (или женщина). Когда представ­ляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обяза­тельно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Одним из главных показателей воспитанности человека на улице является соблюдение им Правил дорожного движения. Военнослу­жащий должен выступать здесь безусловным примером. Недопусти­мо проявлять нетерпение и переходить перекресток, не дождавшись зеленого света светофора, даже если вам кажется, что машин побли­зости нет. Если по тротуару кто-то движется вам навстречу, помните, что дорогу принято уступать, делая шаг в правую сторону.

Идя к назначенному сроку, планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось торопиться. Если вам все-таки нужно кого-то обогнать, недопустимо грубо толкаться. Особое внимание необходимо прояв­лять к женщинам, детям и пожилым людям. Помочь перейти улицу пожилому человеку, поднести сумку женщине, удержать ребенка от необдуманного поступка на улице - все это элементы естественного поведения воспитанного человека.

Заботясь о защите чести и достоинства граждан, как того требует устав, военнослужащие должны проявлять решительность в сочета­нии с разумной осторожностью. Защитить слабого в критической ситуации от хулигана - нормальный шаг военнослужащего. Вмеша­тельство же в ссору нетрезвой компании не всегда оправданно. Не стоит провоцировать скандал, который может привести к драке, да­же если вы мастер спорта по силовым единоборствам.

Как вести себя в общественных местах

Военнослужащий, служба которого проходит в городе, имеет много контактов с другими людьми на улице, в городском транс­порте, в магазинах и других общественных местах. При быстром темпе городской жизни, спешке в часы пик, многолюдности на ули-


Глава четвертая. Социальные и морально-психологические основы военной службы

цах ему необходимо разумное и оптимальное поведение в самых разнообразных уличных ситуациях.

Находясь на улице необходимо при движении придерживаться правой стороны. Не следует чрезмерно размахивать руками. Обгоняя прохожих или встречаясь с ними, надо быть особенно предупреди­тельным, чтобы не задеть кого-либо своей одеждой, портфелем. Уме­ние правильно передвигаться в многолюдных местах свидетельству­ет о вежливости и бытовой ловкости.

Согласно этикету мужчина должен идти слева от женщины, на­чальника или пожилого мужчины, так как место справа считается почетным, когда идут по улице двое. Если же идут трое мужчин, то почетным местом является место посередине. Если мужчина идет с двумя женщинами, он должен занимать место между ними, чтобы оказывать внимание обеим. Двое мужчин представляют женщине место посередине, она может держать их под руку. Если женщина берет военнослужащего под руку, он должен быть от нее справа, чтобы иметь возможность для воинского приветствия.

При самостоятельном движении по улице военнослужащему не рекомендуется носить хозяйственные сумки, яркие целлофановые пакеты, другие предметы, не соответствующие строгости мундира. В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возмож­ность не спеша снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, при необходимости - осмотреть сам театр, найти свои места. Жен­щина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она долж­на справа от мужчины.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернув­шись лицом к уже сидящим зрителям. Если проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Этикет строго запрещает непредусмо­тренное нарушение тишины в зрительном зале. Женщине-военнослу­жащей не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок необхо­димо соблюдать и в музейных залах.

Во время демонстрации кинофильмов в воинских частях нередки случаи вызова дежурными отдельных военнослужащих. Это отвле­кает людей, сидящих в зрительном зале. Очевидно, что военнослу­жащий, предполагающий, что он может понадобиться во время де­монстрации фильма, должен или не ходить в кино, или садиться по­ближе к выходу, дав знать дежурному, где он будет находиться.

Умение себя вести ярко проявляется на дискотеке. Важно и пра­вильно одеться, и красиво двигаться, и действовать в соответствии с требованиями этикета.

Если вы пришли на танцы вместе со знакомой, то именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать дру­гую женщину можно только тогда, когда партнершу уже пригласили.


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7


К незнакомой женщине невежливо обращаться с предложением «По­танцуем?». Для этого случая подойдут фразы типа: «Разрешите вас пригласить?» или «Прошу вас на танец». Если дама находится в со­провождении мужчины, нужно убедиться, что он не возражает.

Поведение в гостях

Гостеприимство всегда было доброй российской традицией. Для того чтобы гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Невежливо отказываться от приглашения за несколько часов до мероприятия. Если же вы в силу каких-то исключительных обсто­ятельств не сможете прибыть, то необходимо обязательно позво­нить или приехать к пригласившим, объяснить положение и изви­ниться за невозможность принять на этот день их приглашение.

Если на семейный праздник или торжество, устраиваемое в честь присвоения очередного воинского звания, назначения на вышестоя­щую должность, получения государственной награды и пр. военно­служащий приглашает сослуживцев в гости, то он обязательно под­черкивает, что присутствие всех весьма желательно и подробно объ­ясняет, как к нему приехать.

Не принято ходить в гости без специального приглашения. «К обедне ходят по звону, а к обеду - по зову», - говорит русская по­словица. Точность - вежливость не только королей, но и военнослу­жащих. Приходить в гости раньше намеченного срока - значит ста­вить хозяев в неловкое положение, так как они могут быть еще не готовы. Опаздывать, во всяком случае более чем на 10 минут, так­же не следует: вы можете заставить остальных ждать себя.

Со времен Петра I большое значение придавалось умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою актуальность требова­ния уже упоминавшейся книги под названием «Юности честное зерцало». В ней, в частности, говорится: «Не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарел­ки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего».

Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмотреть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает поч­ти всегда: помни о чести и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой.


Глава пятая



2015-12-06 2495 Обсуждений (0)
Особенности военнослужащих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности военнослужащих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)