Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологические методы повышения уровня моральной готовности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Самоубеждение, самовнушение самоприказ сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий
Самоанализ снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин
Управление вниманием а на технике решения задачи тактических приемах
 

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необ­ходимости поддержания высокого уровня готовности.

Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. Осуществляя самовнуше­ние, необходимо следовать некоторым правилам: мысленно по­вторять словесные формулы самовнушения 5-6 раз, вдумываясь в содержание фразы и воображая при этом требуемое состояние. Словесные формулы должны быть короткими, понятными, не вызывать сомнений в возможности их реализации. Только пол­ная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат. Словесные формулировки произносятся в утверди­тельной форме, т.е. не должны содержать отрицания. Напри­мер, самовнушение «Я не хочу спать» может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка «не» обычно теряется в подсозна­нии. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: «Я бодр и активен». Вместо фразы «Я не рассеян» нужно внушать себе: «Я сосредоточен».



Самоприказ используется для поддержания у воинов бодрости и активности. Военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные фразы: «Я внимателен и сосредоточен»;


 

 


Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы


«Я спокоен и уверен в себе»;

«Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию» и т.д.

Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание последовательности своих дейст­вий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать правильные движе­ния. Это свидетельствует об установлении прочной связи между сознанием и действием.

Управление вниманиемповышает бдительность воина. Нахо­дясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. Военнослужащему важно вырабо­тать у себя привычку при внезапном появлении сильного раз­дражителя (помеха на экране, опасный звук, незнакомый чело­век), не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновре­менно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каж­дое из потенциально опасных направлений. Только таким обра­зом можно сохранить контроль за окружающей воина обстанов­кой. В бою рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

короткий вдох
активный выдох

Управление дыханием и мышечным тонусом, не является чисто психологическим приемом, позволяет преодолевать излишнюю эмоциональную напряжённость.Глубина и частота дыхания, сте­пень напряжения мышц тела в значительной мере определяют пси­хическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервно­го напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания:

задержка дыхания

Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания:

глубокий ДЛИННЫЙ ВДОХ
небольшая задержка

резкий полный выдох

Для достижения того или другого психологического состояния воину рекомендуется провести 3-4 таких цикла. Появятся прият-228


ная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.

Командиры (начальники) могут сформировать моральную го­товность подчиненных к профессиональной деятельности при по­мощи следующих способов:

1. справедливое моральное поощрение, порицание и наказание;

2. достойное материальное поощрение (вознаграждение);

3. соревнование как стимулирующий фактор;

4. влияние присутствия других людей;

5. использование успеха или неудачи в боевой операции;

6. социально-психологический климат в коллективе;

7. влияние общественного внимания (моральных стимулов);

8. наличие перспективы, конкретной цели.

Как показывает войсковая практика, задача формирования у личного состава Вооруженных Сил высоких моральных качеств, готовности к ведению боевых действий решается успешно тогда, когда процесс нравственной закалки воинов осуществляется комплексно, с привлечением всех субъектов этой работы, начи­ная с рядового и заканчивая руководителями самого высокого уровня.

Развитие психологической способности военнослужащего к военно-профессиональной

деятельности

Состояние моральной готовности помогает военнослужащему успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении не­преодолимых препятствий.

Следовательно, моральная готовность к боевым действиям- это установка на решение боевой задачи, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обес­печивающих эффективное (и при необходимости экстренное) вы­полнение определенных действий. Подготовленность к боевым дей­ствиям - это наличие характеристик личности, общих и специаль­ных способностей, черт характера, вооруженность человека умени­ями, знаниями, навыками, согласие на принятие решения о выпол­нении данной деятельности. Человек может быть пригоден, подго­товлен к боевым действиям, но не готов мотивационно или, наобо­рот личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не воору­жен средствами и технологиями. Человек может иметь склонность к данному виду боя, а необходимые для этого способности могут от­сутствовать и т.д. (см. рисунок 4.2).


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7


Глава четвертая Социальные и морально-психологиче^киеосновь^военной^лужбы^


 


Моральная готовность

Подготовленность

Убежденность

чъ боевой д*ётв«*всти

Психологическая способность

Рис 4.2 Структура комплексной готовности и подготовленности военнослужащего к боевой деятельности

Способностимогут быть общими, специальными и профессио­нальными- индивидуально-психологические свойства личности

человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не своди­мы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Профес­сиональные способности формируются у человека на основе его анатомо-физиологических особенностей, задатков, но в большинст­ве профессий жестко не определяются ими. В данном случае спо­собности рассматриваются как процессуальное качество военно­служащего, но когда мы употребляем понятие «способность», то рассматриваем его как сиюминутную характеристику подготовлен­ности воина накануне вступления в бой.

Способности, как совокупность таких свойств личности, кото­рые определяют успешность обучения какой-либо деятельности идальнейшего совершенствования её выполнения находят отраже­ние в следующей классификации (см. рисунок 4.3).

Способности

Элементарные

Элементарные

Частные
Общие
Общие

Частные

Рис 4 3 Классификация способностей


Элементарные общие способностиприсущи всем людям, хотя ныражены по-разному. Это способности к ощущению, восприятию, мышлению, переживанию, представлению, запоминанию и т.д.

Элементарные частные способностиприсущи не^всем людям. Это такие способности, например, как музыкальный слух, глазо­мер, критичность мышления и т.д.

Помимо разграничения по содержанию способности делятся также по уровню их развития, где в качестве крайних вариантов выделяют неспособность и гениальность. В качестве одной из уров-невых характеристик способностей выделяют одарённость. Одарённостьюобычно называют преимущественную пригодность к какой-либо деятельности. У военнослужащего может быть благо­приятное сочетание способностей к службе в подразделении связи, водительской профессии или какой-либо деятельности. По достиг­нутым успехам непосредственные командиры о нем могут говорить как об одарённом специалисте.

Неспособностьопределяется структурой качеств личности, включа­ющей отрицательные для боевой деятельности черты. Так неспособ­ность различать звуковые сигналы низких частот, рассматриваются как качество, определяющее неспособность военнослужащего у воен­ную службу к деятельности гидроакустика. Как отрицательные качест­ва для специалистов воздушно-десантных войск и войск специального назначения могут рассматриваться низкая выносливость, слабые воле­вые качества. Это, естественно только частные примеры.

Нередко качества человека, являющиеся отрицательными для од­ной деятельности, выступают как положительные для другой. Так, умение длительно поддерживать заданный высокий уровень работо­способности, без необходимости мгновенной мобилизации сил, может обеспечить успешное выполнение деятельности, например, оператора станции разведки и целеуказания. Его задачей является непрерыв­ное, в течение смены, наблюдение за приборами. С другой стороны это же качество будет нежелательным для оператора наведения, потому что его деятельность предполагает наличие способности к быстрой мо­билизации и мгновенной реакции на возникшую ситуацию.

Тренировка органов чувств и развитие профессиональных качеств восприятия может осуществляться ускоренно и эффективно посред­ством специальных психотехнических упражнений и тренировок.

Упражнение «ориентирование в пространстве» предназначено для развития чувства «внутреннего видения», образного макетиро­вания окружающей обстановки, формирования своеобразного «внутреннего компаса».

Упражнение «глазомер»предназначено для повышения точности восприятия пространственно-временных и скоростных характерис-


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7


Глава четвертая


Социальные и морально-психологические основы военной службы


 


тик обстановки. Могут использоваться так же упражнении

- для различения временных отрезков, обозначенных ми, «голос» - для повышения точности различения лосов, «звуки» - для формирования навыков идентифшснщп их источников и ориентирования в звуковом простршнтпр, ние» - совершенствование навыков восприятия объектом с органов осязания без участия других анализаторов.

Причину непобедимости армии А.В. Суворова его еон[ ки видели в том, что «... Последний солдат, попавшиН м о| влияния узнавал и практически, и теоретически Г><)гиш< ше, чем теперь его знают в любой европейской лрмип время, не исключая и самых образованных. Pa.ninriiii t» особенно упорства, характера, притупление инстипихранения, насколько это возможно в живом сущее гиг, ние ума последнего солдата положительным зипиимм ниш дела - вот суворовская система во всем её простом и величии».

Военно-профессиональные способности имеют структур торую входят совокупность качеств личности, cootiumci объективным условиям и требованиям данного видл демн и обеспечивающих успех в нем. Можно выделить три i|h> честв, характеризующих потенциальные способное! н и пш ятельности.

Во-первых, качества, связанные с направленногм.ю и > ром человека: активная социальная позиция, пршшнммн ставлений об особенностях военной службы, патриотизм, венность, трудолюбие, организованность и другие.

Во вторых, уровень общего интеллектуально!'о рнишп зывника, функционирование основных психических прим-

В третьих, качества, обуславливающие боевую «нсичм кую надежность», в частности уровень нервно-пеихичеепн чивости, характеризующий устойчивость к эмоциошии.ш.н ческим и интеллектуальным нагрузкам; отсутстнпе ск тревожным состояниям, растерянности и чрезнычпйныц тельным реакциям при первых неудачах, чрезмерной чуни1) ности, и т.д. В соответствии с преобладанием процессом МП ния или торможения состояние эмоционального жет проявляться в нескольких формах:

1) возбудимый тип характеризуется повышенными днниН
ными реакциями, суетливостью, излишней говор и и нос п.ш и с

2) для тормозного типа характерны угнетение д
замедленные реакции, «замирание» вплоть до полной
ти реагировать на различного рода воздействия.


ямоционального поведения человека характеризуется полной за­торможенностью его действий, возникающей при воздействии эмо-цпогенных, необычных и ответственных ситуаций;

3) напряженный тип поведения проявляется в общей затормо­женности, замедленности, скованности, импульсивности и напря­женности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, ницо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воз­действие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импуль-

сивно и сильно;

4) эмоциональное поведение может также проявляться в со-,ш ательном уклонении человека от выполнения своих функций. И отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Идесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения. Этот тип поведения в .н-сстремальных условиях можно назвать трусливым. Под влия­нием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации

шаблону;

5) наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной
неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельнос­
ти, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмыс­
ленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им си­
стемы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессив­
но-бесконтрольный тип поведения;

6) существует такая категория людей, которые при наличии
надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях,
значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип по­
ведения называется прогрессивным. Он характеризуется бое­
вым задором, повышенной работоспособностью, минимальной
затратой сил. Именно представителями прогрессивного типа по­
ведения следует в первую очередь комплектовать те учебные за­
ведения, которые готовят операторов для особо ответственных

профессий.

Однако, наряду с общими военно-профессиональными способ­ностями задачей специалиста по профессиональному психологиче­скому отбору является оценка и учет при распределении по специ­альностям специальных военно-профессиональных способностей, которыми может обладать кандидат на военную службу.

В структуре специальных способностей можно выделить ведущие, дополняющие и второстепенные. Например, при отборе юношей на водительские профессии в качестве ведущих качеств рассматривают-


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

ся: устойчивость к распределению внимания, координация движений руками и ногами, и другие характеристики специалиста, выделяемые как профессионально-важные.

Дополняющими являются: ответственность, аккуратность, со­образительность, глазомер, пространственные представления.

Второстепенными являются: хороший слух, чувство ритма и т.п. Аналогично можно рассматривать структуру специальных способностей и для других классов военных специалистов.

В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки военно-профессиональных способностей по комплексу свойств и качеств человека. При этом следует подчерк­нуть, что каждый человек обладает такой системой качеств, кото­рая позволяет ему достигнуть высоких результатов в ряде деятель-ностей. Нужно только найти для него этот вид деятельности. Неда­ром говорят: «Бесталанных людей нет, есть люди, занимающие не свое место или занимающиеся не своим делом».

Можно выделить следующие направления повышения психоло­гической способности военнослужащего к боевым действиям:

1) научно обоснованный профессиональный психологический
отбор, полученные данные которого дополняются сведениями о
состоянии здоровья и физического развития, материалами,
характеризующими морально-нравственные качества, уровень
знаний, умений и навыков кандидата на военную службу по кон­
тракту;

2) воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств лич­
ности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и
управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии;

3) создание наиболее благоприятного психологического климата в
воинском коллективе и оптимизация условий выполнения своих
обязанностей.

Итак, психологическая способность к ведению боевых действий зависит от степени сформированности индивидуально-психологи­ческих качеств воина, которые определяют успех только в опреде­ленной сфере военной деятельности и выступают предпосылками его дальнейшего профессионального роста. Однако, эти предпосыл­ки могут реализоваться при устойчивой направленности военно­служащего на освоение данной деятельности, его убежденности в своем предназначении.


Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы

§ 3. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ СЕРЖАНТОВ (СТАРШИН) В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Психологическая сущность

и содержание общения

Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществ­ляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого уча­стника общения.

В общении военнослужащими осуществляется наибольшее ко­личество разнообразных контактов, решаются многие задачи уп­равления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия сержантов (старшин) предъяв­ляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание об основных закономерностях психологии общения. Общение меж­ду военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и до­верительным, с использованием технических средств и без тако­вых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами, В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих, основными из которых являются: информационный обмен, взаимоприятие, взаимооценивание и взаимопонимание, взаимовлияние, взаимо­действие. Сам процесс общения можно схематически предста-

Личность 1 Информационный обмен Взаимопонимание

вить так:


 




ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Что необходимо знать об информационном обмене?Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, циф­ра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаём посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи).

Для успешного информационного обмена с командирами и под­чиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:

1. в общении военнослужащих происходит не просто механиче­
ская передача информации, а формируется и уточняется смысл
сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обрат­
ную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная
часть могут быть искажены или утрачены;

2. существует «эффект избирательности» информационного воз­
действия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на
различных военнослужащих. К этому приводит различие индиви­
дуально-личностных особенностей и ситуативных психологичес­
ких состояний общающихся;

3. существуют «барьеры» на пути информационного обмена:
пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социо­
культурных и других установок; посторонние шумы и другие
неблагоприятные условия окружающей среды и социального
окружения;

4. в воинском коллективе существует официальные и неофици­
альные «каналы информации». По неофициальным каналам ак­
тивно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;

5. дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнеде­
ятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание
их сложности и экстримальности;

6. наиболее значимые слова следует располагать в первой части
фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать
в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещаю­
щих - в начале;

7. оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в
условиях шумовых помех 7±2 слова;

8. при служебном радиообмене - максимальный темп передачи
информации до 180 слов/мин.

Передача информационного сообщения, распоряжения (прика­зания) будет эффективной, если военнослужащий: - четко сформулирует для себя цель сообщения;

твердо и однозначно понятно выскажет основную мысль;

сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;


I


______ Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы

- потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убе­
дится в понимании своего сообщения;

- спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной не­
адекватной реакции на сообщаемую информацию.

Взаимопониманиемежду военнослужащими — это такой уро­вень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берётся познание людьми друг друга в процессе обще­ния. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, по­мощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность — противодействие, которое ведёт сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком.

Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учи­тывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе едино­мышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или пред­ставлениями, то в определённых жизненных ситуациях он неиз­бежно вступает в противодействие с окружающими. Это противо­действие становится источником недопонимания, ссор, раздоров и конфликтов между воинами.

Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотноше­ниях между ними. Фактически эти два социально-психологичес­ких явления тесно связаны. Связь заключается в том, что пони­мание воинами друг друга в ходе совместной деятельности позво­ляет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнёром. Так складываются определённые взаимоотношения в воинском коллективе.

Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотно­шения между военнослужащими: уважение, доверие, вниматель­ность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание людьми друг друга затрудняет межличностные отношения. Недо­верие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Чтобы избежать недопонимания со стороны личного состава, сержанты (старшины) должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.

Причины снижающие взаимопонимание:

отсутствие или искажение по какой-либо причине восприя­тия человека человеком;


ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ, ДОЛГ, Выпуск 7


Глава четвертая


. Социальные и морально-психологические основы военной службы


 


- незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение,
языка друг друга;

различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, пла­ны, намерения; недостаток времени, необходимого индиви­дам для умственной переработки полученных данных; слу­чайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;

непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то об­стоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используе­мые данные в момент, когда в этом есть необходимость;

- различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью
которых оценивают личностные качества друг друга, содер­
жание речи взаимодействующего лица и его поведение;
нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают
военнослужащие по воле командира;

потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.

Указанные причины недопонимания человека человеком возни­кают в деятельности нередко. Подчас они обусловлены самим про­цессом общения, в которое вступают люди с различными психичес­кими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства им добиться взаимопонимания почти невозможно.

Наряду со знанием особенностей информационной стороны нема­ловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятияв общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологичес­кие состояния подчинённых позволяет командирам выбирать наибо­лее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, ко­торые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать ок­ружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:

- уподобление себя другому путём мысленного «переноса» на
себя его личностных качеств;

сочувствие, сопереживание душевного состояния другого, его доминирующего эмоционального состояния;

- оценка и объяснение поступка, намерение другого посредст­
вом приписывания ему собственного понимания, мотивов,
установок;


мысленное отражение мнений, установок партнера по обще­нию по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого; - восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательно­сти, притягательности партнёра и т.п.

В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации меж­личностного общения, совместной деятельности и поведения, пре­дупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослужив­цами.

Не менее важным условием, обеспечивающим успешность меж­личностного общения, является учёт специфики взаимовлиянияи взаимодействияобщающихся.

В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуаци­ях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную пси­хологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчи­ненным или командиром. Психологи выделяют три таких пози­ции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, опреде­ляется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, из­бежание(уход), компромисс, сотрудничествои соперничество.Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффектив­ной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выиг­рыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.

Так, приспособление- наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения и адаптации в новый коллектив, в круг отно­шений с людьми более компетентными, высокостатусными в преде­лах данной группы (общности) и т.д.

В некоторых случаях избежаниеявляется единственно возмож­ной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п.

Компромиссхорош там, где у военнослужащих имеется пример­ное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти друг другу на взаимные уступки (согласие) по каким-либо про­блемным вопросам.

К сотрудничествуцелесообразно прибегать тогда, когда сослу­живцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их ин-


ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7


Глава четвертая Социальные и мораттьно^с^л^


 


 


                                                                                               
   
 
 
   
   
     
   
   
 
           
 
 
       
 
         
     
 
 
 
 
 
   
   
     
     
     
 
     
 
         
       
       
   
 
 
 
           
         
 
 
 
           
       
   
 
 
 
 

факторы МПК

социально-экономические условия

организационно-управленческие условия
правовая база и правовой статус - материально-ресурсная обеспеченность жизнедеятельности подразделения
- уровень организации службы и внутреннего порядка - содержание конкретных управленческих ситуаций
Морально-психологический климат

Признаки здорового МПК

доброжелательные межличностные отношения

положительное эмоциональное состояние личного состава

высокий авторитет командиров

Рис 4 4 Структура МПК

тересы не противоречат друг другу, но при этом возможны раз­личные взгляды и возможности в оценках и способах решения проблемы.

И, наконец, соперничествоможет быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств.

Структура морально-психологического климата воинского подразделения

Служебное и неформальное общение младших командиров и дру­гих военнослужащих, осуществляемое с учётом знаний его сущности и основных закономерностей, имеет большие возможности позитив­но влиять на морально-психологический климат подразделения.

Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состо­яние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятель­ности и межличностного взаимодействия (общения) военнослу­жащих). Факторы МПК (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамичес­кую систему условий жизнедеятельности (см. рис. 4.4).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7