Психологические методы повышения уровня моральной готовности
Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам: мысленно повторять словесные формулы самовнушения 5-6 раз, вдумываясь в содержание фразы и воображая при этом требуемое состояние. Словесные формулы должны быть короткими, понятными, не вызывать сомнений в возможности их реализации. Только полная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат. Словесные формулировки произносятся в утвердительной форме, т.е. не должны содержать отрицания. Например, самовнушение «Я не хочу спать» может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка «не» обычно теряется в подсознании. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: «Я бодр и активен». Вместо фразы «Я не рассеян» нужно внушать себе: «Я сосредоточен». Самоприказ используется для поддержания у воинов бодрости и активности. Военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные фразы: «Я внимателен и сосредоточен»;
Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы «Я спокоен и уверен в себе»; «Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию» и т.д. Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание последовательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать правильные движения. Это свидетельствует об установлении прочной связи между сознанием и действием. Управление вниманиемповышает бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, незнакомый человек), не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за окружающей воина обстановкой. В бою рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.
Управление дыханием и мышечным тонусом, не является чисто психологическим приемом, позволяет преодолевать излишнюю эмоциональную напряжённость.Глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания: задержка дыхания Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания:
резкий полный выдох Для достижения того или другого психологического состояния воину рекомендуется провести 3-4 таких цикла. Появятся прият-228 ная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником. Командиры (начальники) могут сформировать моральную готовность подчиненных к профессиональной деятельности при помощи следующих способов: 1. справедливое моральное поощрение, порицание и наказание; 2. достойное материальное поощрение (вознаграждение); 3. соревнование как стимулирующий фактор; 4. влияние присутствия других людей; 5. использование успеха или неудачи в боевой операции; 6. социально-психологический климат в коллективе; 7. влияние общественного внимания (моральных стимулов); 8. наличие перспективы, конкретной цели. Как показывает войсковая практика, задача формирования у личного состава Вооруженных Сил высоких моральных качеств, готовности к ведению боевых действий решается успешно тогда, когда процесс нравственной закалки воинов осуществляется комплексно, с привлечением всех субъектов этой работы, начиная с рядового и заканчивая руководителями самого высокого уровня. Развитие психологической способности военнослужащего к военно-профессиональной деятельности Состояние моральной готовности помогает военнослужащему успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении непреодолимых препятствий. Следовательно, моральная готовность к боевым действиям- это установка на решение боевой задачи, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное (и при необходимости экстренное) выполнение определенных действий. Подготовленность к боевым действиям - это наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками, согласие на принятие решения о выполнении данной деятельности. Человек может быть пригоден, подготовлен к боевым действиям, но не готов мотивационно или, наоборот личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями. Человек может иметь склонность к данному виду боя, а необходимые для этого способности могут отсутствовать и т.д. (см. рисунок 4.2). ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7 Глава четвертая Социальные и морально-психологиче^киеосновь^военной^лужбы^
Подготовленность
чъ боевой д*ётв«*всти Психологическая способность Рис 4.2 Структура комплексной готовности и подготовленности военнослужащего к боевой деятельности Способностимогут быть общими, специальными и профессиональными- индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Профессиональные способности формируются у человека на основе его анатомо-физиологических особенностей, задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. В данном случае способности рассматриваются как процессуальное качество военнослужащего, но когда мы употребляем понятие «способность», то рассматриваем его как сиюминутную характеристику подготовленности воина накануне вступления в бой. Способности, как совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности идальнейшего совершенствования её выполнения находят отражение в следующей классификации (см. рисунок 4.3). Способности
Элементарные
Частные Рис 4 3 Классификация способностей Элементарные общие способностиприсущи всем людям, хотя ныражены по-разному. Это способности к ощущению, восприятию, мышлению, переживанию, представлению, запоминанию и т.д. Элементарные частные способностиприсущи не^всем людям. Это такие способности, например, как музыкальный слух, глазомер, критичность мышления и т.д. Помимо разграничения по содержанию способности делятся также по уровню их развития, где в качестве крайних вариантов выделяют неспособность и гениальность. В качестве одной из уров-невых характеристик способностей выделяют одарённость. Одарённостьюобычно называют преимущественную пригодность к какой-либо деятельности. У военнослужащего может быть благоприятное сочетание способностей к службе в подразделении связи, водительской профессии или какой-либо деятельности. По достигнутым успехам непосредственные командиры о нем могут говорить как об одарённом специалисте. Неспособностьопределяется структурой качеств личности, включающей отрицательные для боевой деятельности черты. Так неспособность различать звуковые сигналы низких частот, рассматриваются как качество, определяющее неспособность военнослужащего у военную службу к деятельности гидроакустика. Как отрицательные качества для специалистов воздушно-десантных войск и войск специального назначения могут рассматриваться низкая выносливость, слабые волевые качества. Это, естественно только частные примеры. Нередко качества человека, являющиеся отрицательными для одной деятельности, выступают как положительные для другой. Так, умение длительно поддерживать заданный высокий уровень работоспособности, без необходимости мгновенной мобилизации сил, может обеспечить успешное выполнение деятельности, например, оператора станции разведки и целеуказания. Его задачей является непрерывное, в течение смены, наблюдение за приборами. С другой стороны это же качество будет нежелательным для оператора наведения, потому что его деятельность предполагает наличие способности к быстрой мобилизации и мгновенной реакции на возникшую ситуацию. Тренировка органов чувств и развитие профессиональных качеств восприятия может осуществляться ускоренно и эффективно посредством специальных психотехнических упражнений и тренировок. Упражнение «ориентирование в пространстве» предназначено для развития чувства «внутреннего видения», образного макетирования окружающей обстановки, формирования своеобразного «внутреннего компаса». Упражнение «глазомер»предназначено для повышения точности восприятия пространственно-временных и скоростных характерис- ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7 Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы
тик обстановки. Могут использоваться так же упражнении - для различения временных отрезков, обозначенных ми, «голос» - для повышения точности различения лосов, «звуки» - для формирования навыков идентифшснщп их источников и ориентирования в звуковом простршнтпр, ние» - совершенствование навыков восприятия объектом с органов осязания без участия других анализаторов. Причину непобедимости армии А.В. Суворова его еон[ ки видели в том, что «... Последний солдат, попавшиН м о| влияния узнавал и практически, и теоретически Г><)гиш< ше, чем теперь его знают в любой европейской лрмип время, не исключая и самых образованных. Pa.ninriiii t» особенно упорства, характера, притупление инстипи\л хранения, насколько это возможно в живом сущее гиг, ние ума последнего солдата положительным зипиимм ниш дела - вот суворовская система во всем её простом и величии». Военно-профессиональные способности имеют структур торую входят совокупность качеств личности, cootiumci объективным условиям и требованиям данного видл демн и обеспечивающих успех в нем. Можно выделить три i|h> честв, характеризующих потенциальные способное! н и пш ятельности. Во-первых, качества, связанные с направленногм.ю и > ром человека: активная социальная позиция, пршшнммн ставлений об особенностях военной службы, патриотизм, венность, трудолюбие, организованность и другие. Во вторых, уровень общего интеллектуально!'о рнишп зывника, функционирование основных психических прим- В третьих, качества, обуславливающие боевую «нсичм кую надежность», в частности уровень нервно-пеихичеепн чивости, характеризующий устойчивость к эмоциошии.ш.н ческим и интеллектуальным нагрузкам; отсутстнпе ск тревожным состояниям, растерянности и чрезнычпйныц тельным реакциям при первых неудачах, чрезмерной чуни1) ности, и т.д. В соответствии с преобладанием процессом МП ния или торможения состояние эмоционального жет проявляться в нескольких формах: 1) возбудимый тип характеризуется повышенными днниН 2) для тормозного типа характерны угнетение д ямоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмо-цпогенных, необычных и ответственных ситуаций; 3) напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, ницо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импуль- сивно и сильно; 4) эмоциональное поведение может также проявляться в со-,ш ательном уклонении человека от выполнения своих функций. И отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Идесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения. Этот тип поведения в .н-сстремальных условиях можно назвать трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаблону; 5) наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной 6) существует такая категория людей, которые при наличии профессий. Однако, наряду с общими военно-профессиональными способностями задачей специалиста по профессиональному психологическому отбору является оценка и учет при распределении по специальностям специальных военно-профессиональных способностей, которыми может обладать кандидат на военную службу. В структуре специальных способностей можно выделить ведущие, дополняющие и второстепенные. Например, при отборе юношей на водительские профессии в качестве ведущих качеств рассматривают- ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7 ся: устойчивость к распределению внимания, координация движений руками и ногами, и другие характеристики специалиста, выделяемые как профессионально-важные. Дополняющими являются: ответственность, аккуратность, сообразительность, глазомер, пространственные представления. Второстепенными являются: хороший слух, чувство ритма и т.п. Аналогично можно рассматривать структуру специальных способностей и для других классов военных специалистов. В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки военно-профессиональных способностей по комплексу свойств и качеств человека. При этом следует подчеркнуть, что каждый человек обладает такой системой качеств, которая позволяет ему достигнуть высоких результатов в ряде деятель-ностей. Нужно только найти для него этот вид деятельности. Недаром говорят: «Бесталанных людей нет, есть люди, занимающие не свое место или занимающиеся не своим делом». Можно выделить следующие направления повышения психологической способности военнослужащего к боевым действиям: 1) научно обоснованный профессиональный психологический 2) воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств лич 3) создание наиболее благоприятного психологического климата в Итак, психологическая способность к ведению боевых действий зависит от степени сформированности индивидуально-психологических качеств воина, которые определяют успех только в определенной сфере военной деятельности и выступают предпосылками его дальнейшего профессионального роста. Однако, эти предпосылки могут реализоваться при устойчивой направленности военнослужащего на освоение данной деятельности, его убежденности в своем предназначении. Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы § 3. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ СЕРЖАНТОВ (СТАРШИН) В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА Психологическая сущность и содержание общения Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения. В общении военнослужащими осуществляется наибольшее количество разнообразных контактов, решаются многие задачи управления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия сержантов (старшин) предъявляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание об основных закономерностях психологии общения. Общение между военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и доверительным, с использованием технических средств и без таковых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами, В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих, основными из которых являются: информационный обмен, взаимоприятие, взаимооценивание и взаимопонимание, взаимовлияние, взаимодействие. Сам процесс общения можно схематически предста-
вить так:
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7 Что необходимо знать об информационном обмене?Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, цифра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаём посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи). Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них: 1. в общении военнослужащих происходит не просто механиче 2. существует «эффект избирательности» информационного воз 3. существуют «барьеры» на пути информационного обмена: 4. в воинском коллективе существует официальные и неофици 5. дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнеде 6. наиболее значимые слова следует располагать в первой части 7. оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в 8. при служебном радиообмене - максимальный темп передачи Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий: - четко сформулирует для себя цель сообщения; твердо и однозначно понятно выскажет основную мысль; сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость; I ______ Глава четвертая Социальные и морально-психологические основы военной службы - потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убе - спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной не Взаимопониманиемежду военнослужащими — это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берётся познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность — противодействие, которое ведёт сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком. Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определённых жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником недопонимания, ссор, раздоров и конфликтов между воинами. Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что понимание воинами друг друга в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнёром. Так складываются определённые взаимоотношения в воинском коллективе. Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание людьми друг друга затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Чтобы избежать недопонимания со стороны личного состава, сержанты (старшины) должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его. Причины снижающие взаимопонимание: отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком; ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ, ДОЛГ, Выпуск 7 Глава четвертая . Социальные и морально-психологические основы военной службы
- незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие; непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость; - различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности. Указанные причины недопонимания человека человеком возникают в деятельности нередко. Подчас они обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства им добиться взаимопонимания почти невозможно. Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятияв общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчинённых позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них: - уподобление себя другому путём мысленного «переноса» на сочувствие, сопереживание душевного состояния другого, его доминирующего эмоционального состояния; - оценка и объяснение поступка, намерение другого посредст мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого; - восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнёра и т.п. В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами. Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учёт специфики взаимовлиянияи взаимодействияобщающихся. В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание(уход), компромисс, сотрудничествои соперничество.Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия. Так, приспособление- наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения и адаптации в новый коллектив, в круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д. В некоторых случаях избежаниеявляется единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п. Компромиссхорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти друг другу на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам. К сотрудничествуцелесообразно прибегать тогда, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их ин- ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7 Глава четвертая Социальные и мораттьно^с^л^
тересы не противоречат друг другу, но при этом возможны различные взгляды и возможности в оценках и способах решения проблемы. И, наконец, соперничествоможет быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств. Структура морально-психологического климата воинского подразделения Служебное и неформальное общение младших командиров и других военнослужащих, осуществляемое с учётом знаний его сущности и основных закономерностей, имеет большие возможности позитивно влиять на морально-психологический климат подразделения. Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих). Факторы МПК (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности (см. рис. 4.4). Сержанты (старшины) и общественный актив совместно с офицерами подразделений участвуют в формировании и поддержании
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1084)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |