Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виноградов Валентин Валентинович, библиотекарь научной библиотеки Гос. Эрмитажа, соискатель сектора фольклора Российского института истории искусств



2015-12-06 1070 Обсуждений (0)
Виноградов Валентин Валентинович, библиотекарь научной библиотеки Гос. Эрмитажа, соискатель сектора фольклора Российского института истории искусств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Материалы о почитании каменных крестов на юге Тихвинской земли

 

Крест – один из основных символов христианства. Неслучайно народная религиозность уделяет ему максимум внимания и почитания. Это рождает общие представления о «кресте» как объекте, но и понимания «крестообразности» как нормы поведения людей и восприятия пространства. Например, с идеей креста связана главная домашняя святыня – красный угол. Вся жизнь христианина связана с крестом. «Кресты» - образное выражение крестного хода; «кресты пришли в деревню». Делать что-либо крестообразно, как элемент особого магического поведения на свадьбе, при выгоне первый раз скота в поле. Знахари могли «кидать» или «рыть» кресты при попадании человека или скотины на «худой след». Количество примеров можно умножить.

Каменный крест воспринимается как объект, имеющий вполне опредёленный религиозный смысл. Само представление о каменном кресте, как памятнике истории, включено в сферу взаимоотношений человека с богом и «божественным», где существуют свои правила и нормы поведения. Почитание крестов вплеталось (и вплетается) в местную календарную структуру округи. эти сооружения вызывали интерес и были в той или иной степени востребованы населением ближайших деревень. Особые нюансы внесли события ХХ века, когда такой крест мог являться почти что единственным символом православной веры в пределах деревни.

Изучение наукой неподвижных (монументальных) крестов насчитывает уже не одно столетие [См. наиболее полный обзор – Святославский А.А., Трошин А.А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. – М., 2000.]. Многое, сделанное в этом направлении, не снимает необходимости и учёта новых данных по данному вопросу.

В 1994-2005 гг. мною проводилось фольклорно-этнографическое обследование почитаемых мест в районе от верховьев реки Сясь до Средней Мсты. Ниже публикуются материалы о почитании, каменных средневековых крестов на территории, относящейся к югу бывшего Тихвинского уезда Новгородской губернии. Характер рассказов о каменных крестах изучаемого региона вполне обычен для той части народной прозы, которая описывает особенности взаимоотношения человека с божественной силой. В центре внимания таких повествований находится человек и его вера. Как правило (а для представленного материала бесспорно) информация о каменном кресте не распространяется за пределы одной-двух деревень, где он пользуется тем или иным почитанием.

Все записи сделаны на территории Любытинского района Новгородской области (1994 г. – записи экспедиции Тихвинского архива. 1999 г. – записи автора. 2000 г. – запись Е.В. Платонова). Данные об административном делении приводятся согласно существующим на время фиксации материала. В публикуемых текстах опускаются особенности местного говора, за исключением некоторых диалектных слов и выражения.

 

Кулаково. Около деревни находился жальник с каменным крестом, прислоненный к стволу старой ели. Рядом бил источник, вода из которого помогала от глазных болезней. На крест повязывались заветные полотенца. Комплекс уничтожен при проведении мелиорационных работ.

1. Дак, говорят, что провалилась: Бог его знает, я ни знаю. На это место мы ходили. Там крестик был такой. Глазы люди ходили, лечили. - И слышалась там что-нибудь? - Ничего. <…> Там вот кто-нибудь снесёт холста, так вот придут. [Зоя Александровна Соколова, 1905 г.р., ур. д. Кулаково. Зап. в д. Прощиха. Дрегельская вол. 1994 г.]

2. Вот мне говорили… Вот муж-то и его сестра… Вот на погосте сестра живёт. Ей восемьдесят четыре года. Так она говорила, что, говорит, вот там стоял какой-то крестик из камня. И люди всё ходили поклонялись. И вот там что-то вот была… вот-вот, типа этой легенды что-то вот рассказывали. <…> Говорили, что там на поле вот… Там был камень, но этот камень… вот когда здесь расчищали поля-то, сдвигали все камни бульдозерами, так и этот камень сдвинули куда-то. - А что за камень? - Крестик. Из камня вырублен крестик каминный. Ну такай… говорили, что ни… ну плоха, но похоже, что это был крестик. Ну вот. Всё ходили… Каждый день всё носили… там чистую тряпку, как полотенчико чистое. А здесь где-то родничок тоже был, тоже как святой, ходили. Вот. Родничок вот здесь где-то тоже. Ну сейчас всё заросло, всё затянуло. [Анна Алексеевна, 1930-х гг. р. Зап. в д. Кулаково. Звонецкая вол. 1999 г.]

3. Дак, у нас ключей сейчас вот тут везде много. Там такой был раньше чищеник… это косили там. И там был такой ключик… <...> Это жальник. Это елки нарошши. Вот у нас там, у ключа-то и были… этот жальник. И потом был крестик там этот каменный. К этой, к ёлки прижат и так вот [был]. - Около ключа? - Нет, ключ там, понижи ведь, а жальник был повыше. - И это называлось жальник? - Да, ёлки нарошши и там всё в колхозы всё вспахали, всё разорили. <> Ходили [заветать], всё ходили, родный, ходили. <…> Не знаю. У нас все говорили, что ключ там-то… Так в этот ключ… колокола и все туда вещи… Вот этот ключ никогда ни замерзал. <...> Дак, вот я говорили, что ёлка-то, жальник-то был. К ёлки был этот крестик прислонён. Родник пониже был. А сейчас там всё зарошши: я давно там ни была. А жальник этот ликвидирован: всё распахано, когда колхоз-то был. [Александра Александровна Цветкова, 1915 г.р., ур. д. Кулаково. Зап. в д. Погост (Серёдка). Звонецкая вол. 1999 г.]

Никулино. Рассказы о «литовском разорении» составляют стержень легендарной истории деревни и её округи. С «Литвой» же связывается возникновение святынь, хранившихся в Успенской церкви и собиравших на праздник многочисленных паломников. В связи «литовской» легендой указываются на раяд урочищ, расположенных около Никулино. Считается, что тут некогда располагались деревни, уничтоженные «Литвой». На одном из них стояли каменные кресты (часть из них перенесены в никулинскую церковь).

4. Дак, вот об этих крестах-то и говорю, что вот. Да войны они были вывезены в церковь. Часть их в церковь была вывезена. - Вот сюда? - Да. С изображением. Два, по-моему здесь стаяло. С изображением: нескольких букв, ну я [не помню каких]. <…> Вот эта я уже ни помню: две или три буквы. Ну там они… вы[гравированы]… ни выгравины, а как сказать? Высечены они там эта всё… такие что… углубления есть в этих буквах. Вот что я превосходно помню. - Это в каком месте? - Да это вот … оно и называется. Там вот это Перно было и вот «У крестов» называется это место. А тут один утверждает, что я, го[вор]ит, вот видел его в том месте. И ещё там, го[во]рит, оставшися [ещё] говорит. Но, я говорю, я, по-моему, там, я говорю так, вывезено оттуда. У нас так говорят, что «у крестов» так… «у крестов» – урочище «У Крестов». Покосы были там, сеяли, сажали, там всё это. И вот эта Перно это. Ну, рядом они почти что. Ну, две часовни, почему-то, стаяли рядом почти что: «У Крестов» и в Перно. Ну ведь раньше, по-видимому, населения небольшие были: хутора. Дак, там каждый старался… своё вот эта… Вера была кака-то, дак, и… своё чем-то отметить или что такое. [Виктор Григорьевич Щеглов, 1926 г.р., ур. д. Большое Никулино. Зап. в д. Большое Никулино. Звонецкая вол. 1999 г.]

5. Потом ещё Перно тут вот падёти, дак, направо там. Вот есь повёртка такая и гора там одна и на горы была тоже часовенка. И вот там тоже эти… Камень такой: крестом сделан и надпись так кака-то. Ни помню я. Коров пасли, дак, всё это смотрели. [Мария Ивановна Щитникова, 1926 г. р., ур. дер. Шепели. Зап. в д. Большое Никулино. 1999 г.]

Руслино.До войны в деревенской часовне, расположенной на жальнике, сохранялись каменные кресты.

6. Вот видел жальничёк-то там? Вот на этом жальничке ещё была маленькая часовенка. Часовенка была: маленькя часовенка. Там иконки были: с каменья на крестики, с камней. Вот камни, и с камней навыкалываты у стариков. Эти крестики стояли в этой часовенки. Камённые крестики на полу стояли, а иконки небольшие так, в часовенке были. - Они не сохранились? - Не-е, ничего! Что ты! Всё в войну [погибло]. [Анна Евдокимовна Фадеева, 1920 г.р., ур. д. Руслино. Зап. в д. Руслино. Неболчская вол. 2000 г.]

Моклочиха.Под четырьмя углами местной часовни лежали камни в форме креста. Во время переноса часовни и приспособления её под хозяйственные нужды их выворотили бульдозером и оттащили на жальник. На утро «кресты» оказались на прежнем месте.

7. А когда она стояла вот там в поле-то. Вот. Когда трактора уже пришли вот… После войны-то. Вот. Ну и стали каменья обирать эта… вытряхивать. Эти каменья тут наваливать. На ферму тут возят туда в жальник, заваливают всё… Расчищают полё. Вот. А эта часовенка стояла и четыре креста под ней стояли вот… Лежали. Вот так, как и там – на углу. Вот эти кресты – такие тёсаные камни. Вот такие… [показывает размеры камней] толщиной, такие… шириной. Вот. - Камни в виде креста? - Вытесаны. Они вытесаны. Вот. И вы понимаете, эта… вот трактором подняли эти кресты, вытряхнули и увезли туда под жальник. А он [председатель колхоза]… При ём это всё было-то, при ём. Вот. А он утром идёт наряды… Ну просто с нарядом: посоветоваться идёт к бригадиру… И смотрит эти вот… ну эти вот кресты-то обратно лежат на том же месте. Да вот как? И вы понимаете, он раз поглидел, пошёл – вернулся, опять поглидел. И потом ему сделалось плохо… плохо… плохо… и он и умер. Он не перенёс. Он и говорит, что вот что-то есть… кака-то сила есть, но только, го[ворит], мы только ни видим. Кака-то сила есть. Приходит к мамы нашей и говорит: «Парасковья, вот, – го[во]рит, – теперь я поверю, что кака-то сила есть. И вот её… Кто бы сказал, – говорит, – я бы ни поверил. Никому бы ни поверил! А тут, – го[во]рит, – своим глазам ни верю!» [Нина Михайловна Иванова, 1931 г. р., ур. дер. Моклочиха. Зап. в д. Опути. Гарьская вол. (Маловишерский р-н). 2000 г.]

Клишено. Когда-то рядом с деревенской часовней, расположенной в поле, стояло три каменных креста. После вывоза часовни в деревню под колхозные нужды, они остались единственным зримым свидетельством святого места. Даже без часовни оно продолжало называться «Часовня», сюда приходили молиться в праздники. Позже, одни крест вывезен в Новгородский музей, остальное было уничтожено во время проведения мелиорационных работ.

8. Ведь насеяно сичас овёс, смесь: там вить ни зазелеет. Всё лето красное черно. Вот что такое? Уж сколько годов сеют. В прошлом годе какой-то люпин был насеян, трава. А вот ведь подёшь… Вот и на Тихвинску. Мы когда да ходим на часовню: так постоишь, покрестиси. А там ничего нет. Одна… вот как дорога: ничего нет. Так что такоё? Ничего. Распахали… Там были хорошие берёзы рядом. Всё это выкорчали, всё на межу туда отворотили. Два каменных крестика: такие небольшие были. Вот такие были примерно [показывает высоту крестов]. А большой-то самый… Большой-то был высокой вот такой крес. Больше, выше комода. Мы вкопали в ямку, поставили, камням обклали. Мы говорим, будим ко кресту хоть ходить. Часовенку увезли на молошну. Потом в Дворище увезли на водогрейку. Я ни знаю, оно сичас жива, не. Говорили, что у Полинова сына где-та, у Серёги, дак, говорят, скотины ни завесь. Всё со скотиной нелады. Вот я от кого-то слышала, я не помню. Ну вот. Крес. Приехали, этот крес увезли в Новгород. Забрали. А два маленьки были оставши. А мы к березинки поставили их: такие же, только маленькие. И мы ещё придём да пот крест-то в землю вить ещё копеечку сунешь: как на свечку это считается. А эти приехали милиризаторы-то эти. - Мелиораторы. - Да, ни высказать. Ну вот. И всё-всё туда к речке своротили. И кресты! Я ходила после, я говорю, посмотреть: можи крестики-то где. Где там! Там эдакие берёзы большие, старые были: всё, всё, всё туда сволочёно! Там никогда ни найдёшь теперь. <...> Вот у часовенки, что я говорила, камням-то мы оклали. [Мария Яковлевна Сотникова, 1914 г.р., ур. дер. Клишино. Зап. в д. Клишино, Дрегельская вол. 1994 г.]

Домославль. До сих пор на жальнике находятся фрагменты разбитого каменного креста. На праздники, к нему ходили, относили «копеечку». Здесь же, на жальнике хоронили некрещёных детей.

9.Дак, вить ходят [на жальники] и сейчас некоторые ходят. Я под праздник схожу когда, копеечку снесу таперича, да. Камень там положен. Там [деревья большие] росли. Хотели [камень] увесть, а чего-то ни увезли. Я говорю, не знаю что. <...> А этот камень какой-то особенный? - Ну… Микиты Милостливый [местный праздник]. Вот вишь он там отломлен у нас вот так Ну, тут хоронили детей. - Камень был как человеческая фигура? - Да, как крест. [Анна Афанасьевна Кудрявцева, 1917 г.р., местн. д. Домославль. Дрегельская вол. 1994 г.]

Дрегли. За деревней на холе, поросшим лесом, находится каменный крест. В 1994 г. он был просто прислонен к стволу елки. Рядом с ним лежали единичные подношения. К 2001 г. (времени следующего осмотра) положение резко изменилось. Крест оказался перенесён немного в сторону, вокруг него была сделана ограда. Над крестом повешены иконы. Всё говорит о том, что стараниями людей, их молитвами, история святыни продолжается.

10. Первая часовенка налево будет: как от Дреголь двинисьси: вот ещё на Кузницово туды дорога, это гравий да… да. А только на горушку вдынисьси, она на левый бок. Так крес есть ещё. На том клинке крес каминный, крес во Вздвижов день был. А туда в под гору спустиси и в гору выгониси: там на правой стороне была Кузьма-Димьян. Дак, там колодец и сейчас где-то там… ходят. Вот четырнадцатого будет июля. [Анна Фёдоровна Фёдорова Зап. в д. Горы, 1911 г.р., ур. дер. Кузнецово. Дрегельская вол. 1994 г.]

 

Петрова Маргарита Степановна, зам. директора ТЦБС по работе с детьми.

 

Детская библиотека - среда сохранения национальной культуры

 

Тихвинская детская библиотека нашла свой путь развития как среды сохранения национальной культуры, что обусловлено ценностным и бережным отношением детских библиотекарей к народной культуре, которой так богат Тихвинский край.

«Детская библиотека - среда сохранения национальной культуры» - Программа развития Тихвинской ЦДБ как целостной системы. Идея библиотеки реализуется во взаимосвязях - исследование педагогического опыта народа, открытие народной культуры с детьми и подростками, взаимодействие с учреждениями культуры, образования, партнерство с семьей, развитие коллектива ЦДБ и сельских библиотекарей Тихвинского района.

В Программе реализуется позиция творческого участия библиотекарей в сохранении уникальной культуры региона.

Рождение этой Программы обусловлено отношением детских библиотекарей к народной культуре как абсолютной ценности, к культуре, формировавшей сознание поколений русского народа в течение многих сотен лет. Нельзя оторваться от прошлого, в нем основы нашего будущего - позиция коллектива ЦДБ.

Отношение ктрадициям как к высшим ценностям, формирующим национальное сознание, в основе идеи программы.

Сущность профессиональной позиции определяют следующие цели: Помощь ребенку в его культурной идентификации. Постижение народной культуры в деятельности с ребенком.

Развитие инфраструктуры Тихвинской ЦДБ, соответствующей идее развития библиотеки, является культурной основой, необходимой в познании народной жизни.

Коллективом ЦДБ для ребенка 5-9 лет создана уникальная среда: отдел для малышей «населяют» герои русских народных сказок, вырезанные из дерева тихвинским скульптором Большаковой Марией Николаевной. Взрослые и дети ими любуются, попадая в любимую сказку. На абонементе создан утолок « Горница-узорница», где малыши знакомятся с предметами быта русской избы, их назначением и применением в доме. Девочки заходят сюда просто поиграть: укачивают куклу в колыбельке, подвешенной на очепе, поют ей песенки, переодевают ее, «гостей встречают, потчуют их за самоваром».

Постижение народной культуры в творческой деятельности с ребенком - главный замысел коллектива. В «Горнице-узорнице» постоянны встречи, развивающие у детей интерес и внимание к русскому слову: фольклорные игры «Заря-заряница», «Ходит слон по лавочке», часы русской загадки «Рассыпался горох», циклы встреч «Наша хата утехами богата». На библиотечных посиделках «Овсень-коляда, отворяй ворота», «Как весна идет, вся земля гудет», «Осень, осень, в гости просим» ребята знакомятся с годовым кругом народных и православных праздников, с сопровождающими их традициями, обрядами.

Иллюстрированные книжные выставки «Весна-красна, с чем пришла?», «Здравствуй, лето красное!» привлекают внимание детей, вызывают и развивают интерес к окружающему миру, родной природе, народным традициям и обычаям. Вот как сегодня малыши рисуют словом Осень: «Золотая, разноцветная, яркая, хмурая, веселая, радостная, пахнет листьями, краски золотые, красные ...»

Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах «Сочини колядку, веснянку, закличку» - играя и познавая народное слово. В библиотеке все ее посетители могут познакомиться с собранием детского фольклора юных тихвинцев - в альбомах «Загадки, частушки, считалки тихвинской детворы», «Страшилки тихвинских детей», на электронных носителях, в специальной недавно изданной книжке, которую мы назвали первой строчкой русской скороговорки «Трынцы-брынцы, бубенцы».

Видимая ребенком-читателем материальная среда русского народа, звучащее слово на библиотечных играх в «Горнице-узорнице», участие детей в создании малых форм фольклора - закличек. колыбельных, колядок... путь постижения ребенком народной культуры в детской библиотеке.

С языком ребенок «усваивает формы мышления, систему идей, верований, понимание мира и человека». Осиливая язык, ребенок сливается со своим народом, «впитывает музыку народной души» (Зеньковскпй В.В.)

Слово как самостоятельная реальность способно само создавать человека и его мир. Жизнь ребенка в удивительном мире образов, представлений русского народа о мире - забота взрослыx о развитии национального самосознания подрастающего человека. Одного примера достаточно, чтобы оценить красоту и целостность восприятия мира - высокую меру эстетического, эмоционального воздействия слова на чувства ребенка, на его формирование. Одним словом, его восприятия мира:

Заря-заряница

По морю ходила.

По морю ходила -

Ключи уронила.

Не ключи - золотые лучи.

Играя с русским фольклором, ребенок знакомится с необыкновенными художественными образами мира: Зари, Солнца, Земли-матушки и вместе с библиотекарем творит свои образы мира. Интеллектуальная, эмоциональная отзывчивость ребенка на Слово - проявляется и воспроизводится в современном, нередко совместном творчестве ребенка и взрослого: закличках, считалках, колыбельных, что и есть жизнь русской народной культуры. Цитируем примеры совместного читательского творчества:


Солнышко-солнце

Покажись в оконце!

Пусть у нас горох растет

И подсолнушек растет.

Как у нашего Павлушки

На носу сидят веснушки

Павлик, Павлик, улыбнись,

Вокруг елки покружись.


Таким образом, фольклор становится смысловым пространством, обогащающим сердце и мысли ребенка-читателя возможностью прикоснуться к родному слову, глубинам народного мировосприятия.

Проблемы постижения народной культуры в деятельности с ребенком и создания в библиотеках фонда памяти культуры региона рассматривались в цикле районных семинаров «Семья и русский фольклор». «Сельская библиотека в культурном пространстве региона». Знакомству жителей района и города с культурой, создаваемой ребенком и для ребенка, сохранению ее как духовной ценности был посвящен семинар «Детство в Тихвинском районе».

Открылся семинар воспоминаниями библиотекарей о собственном детстве. Эти мироощущения собственного детства ценны и важны нам для познания и понимания сегодняшних детей, для обозначения духовных ценностей детства.

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

1. Концепция детства в народной культуре. Этнопедагогика.

В основу выступления А. Буенок были положены этнографические исследования В. Белова «Лад», А.Ф. Некрыловой и В.В. Головина «Уроки воспитания сквозь призму истории», «Тихвинский архив».

2. Образы ребенка в русской культуре. Чтение и комментирование. Открытие мира детства через книгу, произведения Аксакова С.Т., Гарина- Михайловского Н.Г, Толстого Л.Н., Толстого А.Н., Шмелева И.С.

3. Детский фольклор: игра, радость, созидание. Это выступление стало естественным продолжением размышлений библиотекарей об использовании в воспитании детей идей народной педагогики, детского фольклора - культурной среды обитания ребенка.

4. Жизни сегодняшних детей в традиционной культуре были посвящены сообщения Горской, Ново-Андреевской, Пашозерской и Пашской сельских библиотек.

В Ново-Андреевской библиотеке имеется большая подборка местных частушек, среди которых значительною часть составляют школьные частушки, созданные творчеством нынешних детей. О возрождении на селе календарных праздничных обрядов, почти забытых в 70-80 годы, рассказала Лебедева Н.В. - заведующая Горской библиотекой. Горские ребята собирались в библиотеке, знакомились с народными праздниками и сопровождающими их обрядами, прежде всего святочными и масляничными, где дети - главные участники происходящих событий. Уже в течение последних 3-х лет горские ребята совершают на святки рождественские и новогодние (по старому стилю) обходы домов, исполняя колядки, которые разучивали и придумывали сами с библиотекарем, поздравляют хозяев, желая им благополучия. В Пашозерской сельской библиотеке ведутся записи местных наречий и говоров, сказок.

5. «Игры детей Тихвинского района» - тема сообщения Титовой А.А., библиографа-краеведа.

Коллектив Тихвинской детской библиотеки рассматривает национальное самосознание как историю и память своего рода, знание истории места своего рождения и отношение к нему, как опыт жизни в культуре, сохранение памяти своего участия в культуре для будущего, как патриотизм, сопринадлежность к своему народу.

 

Князева Наталья Николаевна, директор МУ «Тихвинский архив».

 

Из истории развития архивного дела в Тихвинском районе

Муниципальное учреждение “Тихвинский районный архив” является частью системы архивов России, поэтому история архивов России это и история развития архивного дела в Тихвинском районе.

1 июня 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров “О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР”. Это основополагающий акт, заложивший фундамент архивного дела в России.

Дата подписания декрета является неофициальным празднованием Дня архивиста и в этом году исполняется 85 лет Государственной архивной службы России.

Декретом от 1 июня 1918 года государство признало необходимость, и даже обязательность архивного дела для своего функционирования. Этот декрет и последующие акты государства были направлены, прежде всего, на то, чтобы сохранить архивные документы как национальное достояние России, создать единый государственный архивный фонд. К тому времени распад дореволюционных институтов власти, серьезный хаос и бесконтрольность первых месяцев новой власти стали причиной гибели и утери многочисленных архивных раритетов.

Была проведена централизация всей документации, созданной правительственными учреждениями за предшествовавший период. Через год к ним были присовокуплены губернские архивы, а также национализированные частные, акционерные, церковные и прочие архивы.

Цель централизации была в том, чтобы сконцентрировать глобальные массы документов в центральных и областных государственных архивах, обеспечить жесточайший их учет (вплоть до количества листов в деле), контроль за их использованием. Благодаря централизации удалось, во-первых, спасти архивы, во-вторых, обуздать ведомственное всевластие над документами.

С другой стороны, централизация обеднила духовную жизнь провинциальной России. Документы, отражавшие все неповторимое разнообразие уездов и малых городов, приказано было свозить в областные архивы. В итоге уездные архивы превратились в своеобразные перевалочные базы, вместо того, чтобы стать действительными очагами культуры.

В апреле 1917 года был создан Центральный комитет по управлению архивами. К сожалению, зарождавшаяся государственная архивная служба не получила независимого статуса. Центральный комитет по управлению архивами был тогда полусамостоятельной структурой в составе слабого Наркомата просвещения. И в дальнейшем он не смог занять прочного экономического и надведомственного положения. Конечно, произошли крупнейшие организационные, социальные, психологические изменения в архивном деле и оно было признано на государственном уровне. Но еще с тех времен и потом, на протяжении всей истории архивного дела, стало обычным и финансирование архивов по остаточному принципу, и отношение к труду архивистов как к мало значимому.

(Здесь можно заметить, что чаще известно сталинское определение архивистов “архивными крысами” и мало кто слышал, что в то же самое время Л. П. Берия говорил, что “…без архивов нет государства”.)

В январе 1923 года было образовано Петроградское губернское Архивное бюро, реорганизованное в 1927 году в Ленинградское областное архивное бюро. Губернское Архивное бюро приступило к созданию уездных архивов.

Уездные архивы сыграли значительную роль в сборе и спасении документов как дореволюционного, так и советского периода. В холодных, неотапливаемых помещениях документы хранились в неразобранном виде, а учитывались в пудах и возах.

В 1932 году Ленинградское областное архивное бюро было преобразовано в областное архивное управление, которое стало самостоятельным отделом Леноблисполкома. В том же году было принято постановление Президиума Леноблисполкома об образовании при райгорисполкомах области районных, городских архивов. В это время образовались архивы Капшинского и Тихвинского райисполкомов.

И Центральный комитет по управлению архивами (нынешний Росархив), и вся система архивов не могли функционировать вне норм и ценностей государства. Государство всегда использовало архивные документы в политических и идеологических целях. Так было и есть в любом государстве. В истории же нашего государства речь часто шла о фальсификации исторического прошлого, о сокрытии, о подборе и публикации документов, односторонне отражающих историю России. К концу 30-х годов архивная система была приспособлена к нуждам сталинского режима, началась полоса засекречивания документов. Архивные органы страны и их учреждения, в том числе Тихвинский и Капшинский районные архивы, были подчинены органам внутренних дел.

Великая отечественная война нанесла невосполнимый урон архивному фонду. Ввиду того, что в большинстве организаций и архивах документы находились в необработанном и неописанном виде, невозможен даже приблизительный подсчет погибших документов.

В конце ВОВ в состав Ленинградской области отошла северо-западная часть Карельского перешейка. Вместе с новыми территориями область получила в г. Выборге большое здание Выборгского провинциального архива Финляндии, на базе которого был образован Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге, сокращенно ЛОГАВ. С конца 50-х годов он стал комплектоваться документами, поступающими из районный и городских архивов области.

Тихвинский и Капшинский районные архивы также обязаны были сдавать документы в областной архив. В результате этого в выборгском архиве находятся документы Тихвинского райисполкома с 1927 по 1964 год, Тихвинского горисполкома с 1946 по 1980 год, Капшинского райисполкома с 1927 по 1962 год, а также документы колхозов, совхозов и других организаций Тихвинского района 1930-х – 1970-х годов.

Всего в ЛОГАВе числится около 3500 фондов, около 1 млн. 200 тыс. дел с 1653 по 1990-е годы. Все хранящиеся документы условно можно разделить на три группы: документы бывшего Выборгского провинциального архива Финляндии; фонды, поступившие из Ленинградского государственного архива Октябрьской революции, филиалом которого ЛОГАВ являлся в 1964-1969 годах; документы, поступившие от районный и городских государственных архивов области.

Документы бывшего архива Финляндии составляют около 140 тысяч дел с 1653 по 1944 годы на старо-шведском, шведском и финском языках. Шведы и финны заинтересованы в сохранении этих документов как своего национального достояния, надеются когда-нибудь получить их обратно. Они оказывают выборгскому архиву большую спонсорскую помощь, организуют встречи между архивистами, выставки и т.д.

В 1960 году архивная служба вышла из ведения органов внутренних дел, вновь стала самостоятельной. Существовавший тогда в Тихвине архив назывался Тихвинский городской государственный архив при Тихвинском горисполкоме. Находился он по адресу ул. Советская, 75, в здании, которое сегодня не существует. В 1970 году архив переехал в здание по адресу ул. Советская, 42.

В 1963 году в связи с ликвидацией Капшинского района прекратил существование Капшинский архив, документы были переданы в Тихвинский архив.

1 ноября 1973 года в Тихвине создан еще один архив - архив документов по личному составу. В нем стали откладываться и храниться документы организаций о трудовой деятельности граждан: о стаже, о заработной плате. Находился он по адресу пл. Свободы, 5, (это бывшая старая аптека, ныне магазин “Очаг”). Помещение было старое, частые аварии отопительной системы, потом и вовсе неотапливаемое. Затем этот архив занимал две квартиры в 7 микрорайоне, часть документов хранилась в подвале в здании администрации.

Проблемы с помещениями, с финансированием, с тем, что при комплектовании архивного фонда архивы часто вынуждены быть чуть ли не попрошайками у организаций – это были проблемы архивов по всей стране.

В начале 90-х годов государство повернулось лицом к архивам. В это время началось обновление Российского государства. Общество становилось более свободным, желало правды о своей истории. В 90-е годы были рассекречены многие архивные документы, к работе с ними были допущены исследователи, появились публикации по малоизвестным страницам нашей истории. В это же время были приняты законы о реабилитации жертв политических репрессий, о депортированных народах, ветеранах, узниках фашистских концлагерей, участниках Великой отечественной войны. Усилиями архивистов миллионы наших сограждан смогли восстановить честь и достоинство, укрепить свою социальную защищенность. В том числе, в нашем архиве выдавались и сейчас выдаются справки о присвоении звания “Ветеран труда”, оказывается помощь в поиске документов в других архивах тем, кто был раскулачен, находился в плену и т.д. В 1993-1996 годах были приняты “Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах”, утверждено “Положение об Архивном фонде РФ и архивах”, издан ряд указов и распоряжений Президента России о рассекречивании архивных документов, об обеспечении сохранности документов ликвидированных организаций и т.д.

Пришло понимание значимости труда архивных работников и всего архивного дела. Для того, что поднять статус архивов, улучшить финансирование в 1994, 1995 годах городские государственные архивы и архивы по личному составу были объединены и преобразованы в архивные отделы администраций городов и районов. Архивный отдел администрации Тихвинского района был создан 14 октября 1994 года. В 1996 году архивному отделу было выделено помещение по адресу 1 микрорайон, дом 2, где архив находится и сейчас.

В марте 1997 года архивный отдел администрации Тихвинского района был ликвидирован и с 1 апреля 1997 года создано муниципальное учреждение “Тихвинский районный архив”. Это был шаг назад, так как статус архива опять понизили. Такая реорганизация архивной службы произошла только в Тихвинском районе. Не только в области, но и во всей стране управление архивным делом, выполнение госполномочий по архивному делу осуществляют архивные отделы администраций.

На сегодняшний день в нашем архиве хранится около 40 тысяч дел: 10 тысяч дел это документы постоянного хранения, 30 тысяч – документы по личному составу.

Документы постоянного, т.е. вечного хранения – это документы основного делопроизводства органов власти, различных предприятий и организаций г. Тихвина и Тихвинского района. Они позволяют раскрыть состояние и развитие экономики в области сельского, лесного хозяйства, народного образования, здравоохранения и т. д. По ним выдаются справки о выделении земельных участков, о разрешении строительства, о присвоении звания “Ветеран труда” и т. д. Эти документы в архиве с 1981 года. Это явилось результатом той самой централизации, при которой документы из Тихвинского городского архива должны были передаваться в областной архив в г. Выборг. Сейчас положение изменилось, и документы будут оставаться на вечное хранение в Тихвине.

Документы по личному составу в нашем архиве хранятся с 1920-х годов по настоящее время. Архивные справки по ним позволяют подтвердить людям стаж работы, сделать перерасчет пенсии и т. д. В год в архиве выдается около 3000 справок. В последние годы архив интенсивно пополнялся документами по личному составу ликвидированных организаций: Тихвинского пригородного леспромхоза, Треста-30, ДСК и других. В связи с этим количество документов в архиве увеличилось на треть.

По количеству хранящихся документов и выдаваемых справок Тихвинский районный архив является одним из самых крупных архивов в муниципальных образованиях области.

Хранение и использование документов – это одна сторона архивной работы. К функциям архива также относятся: ведение учета документов, создание научно-справочного аппарата, а также контроль, методическая и практическая помощь организациям в делопроизводстве и ведомственном хранении документов.

В заключении хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что архивы – это память народа, источник исторической науки, часть всеобщей информатизационной системы; они служат защите законных прав и интересов граждан; являются символами государственности наряду с гимном, гербом и флагом. В масштабах муниципального образования это должно относиться и к Тихвинскому районному архиву, так как он является маленькой частицей в системе всего архивного дела России.

 

Титова Алла Александровна, вед. специалист природного парка «Вепсский лес».

 



2015-12-06 1070 Обсуждений (0)
Виноградов Валентин Валентинович, библиотекарь научной библиотеки Гос. Эрмитажа, соискатель сектора фольклора Российского института истории искусств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виноградов Валентин Валентинович, библиотекарь научной библиотеки Гос. Эрмитажа, соискатель сектора фольклора Российского института истории искусств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)