С конечным ТЭ - ectomia
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Клиническая терминология
(учебное пособие по клинической терминологии Для студентов 1-го курса; специальноси «Лечебное дело» и «Педиатрия») Красноярск УДК 616.31 (038) (075.8) ББК 81.2 (лат) Л 27 Латинский язык .Клиническая терминология: учебное пособие по клинической терминологии для студентов 1-го курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» / сост. Е.Г. Фомина, В.Н.Ковалева, Н.С.Клименко, С.И.Новикова, Е.Н.Кузина. – Красноярск: типография КрасГМу, 2011. – 100 с.
Составители:Фомина Е. Г., Апкаева П.Х., Ковалева В.Н., Клименко Н.С., Новикова С.И., Кузина Е.Н.
Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного стандарта (2011); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учётом специфики обучения на стоматологическом факультете; для каждой темы имеются упражнения и тестовые задания, пособие иллюстрировано схемами и таблицами.
Рецензенты:зав. кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Новосибирского государственного медицинского университета, к. ф. н. Извекова Т. Ф.;
преподаватель латинского языка и античной культуры, доцент кафедры гуманитарного образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, к. ф. н. Фролова Н. Г.
Утверждено к печати ЦКМС КрасГМА (протокол № 4 от 20.12.2007 г.)
КрасГМА
Оглавление.
Раздел I................................................................................................. 4 Введение................................................................................................. 4 Занятие 1................................................................................................ 5 Занятие 2................................................................................................ 10 Занятие 3................................................................................................ 14 Занятие 4................................................................................................ 19 Занятие 5................................................................................................ 23 Упражнения на повторение пройденного материала.......................... 27 Тесты для самоконтроля....................................................................... 29
Раздел II ............................................................................................... Латинско-русский словарь.................................................................... 40 Русско-латинский словарь.................................................................... 89 Литература ........................................................................................... 100 Настоящее пособие предназначено для студентов первого курса специальности "Стоматология". Цель пособия – выработать навыки овладения специальной медицинской терминологией с учетом стоматологического профиля. Пособие имеет практическую направленность и следует концепциям учебника М.Н.Чернявского "Латинский язык и основы медицинской терминологии".- Москва: Медицина, 2004. Раздел I ВВЕДЕНИЕ Современная медицинская терминология – одна из обширных и сложных в понятийном отношении систем терминов. В ней насчитывается несколько сот тысяч слов и словосочетаний. Клиническая терминология – представляет собой одну из подсистем медицинской терминологии. Она включает термины ряда клинических дисциплин различных специальностей: терапии, хирургии, стоматологии и других, т.е. то, что необходимо знать лечащему врачу. В клинической терминологии преобладают слова и словообразующие элементы греческого происхождения. Любой словообразующий элемент (корень, основа, приставка, суффикс), который, обладая стабильным значением, образует термины одного смыслового ряда, называется терминоэлементом. Например: cheil-o-plastica – пластическая операция губы, cheil-o-rrhagia – кровотечение из губы, cheil-itis – воспаление губ. Данные термины состоят из 2-х элементов. Первый элемент – это корень cheil-, второй в первых двух терминах представлен основой с окончанием, а в третьем – суффиксом. Различают начальные терминоэлементы и конечные терминоэлементы. Греческие корни в сложных словах соединяются обычно посредством, гласного -о- или без него, если начальный терминоэлемент заканчивается гласным или второй терминоэлемент начинается с гласного brachy-gnathia – брахигнатия, ненормально короткая нижняя челюсть. В клинической терминологии употребительны и многочленные термины, в состав которых могут входить слова и латинского и греческого происхождения. Например: neuralgia nervi trigemini – невралгия тройничного нерва, stenosis ostii aortae – сужение устья аорты. Занятие 1. Конечные терминоэлементы (ТЭ), обозначающие учение, метод обследования, лечение, страдание, заболевание:
Начальные ТЭ для обозначения органов, частей тела, функциональных состояний, процессов, пола, возраста:
Задание 1. Выделите ТЭ, общие для данного гнезда слов. Укажите значение терминов.
biologia hydrotherapia glossologia toxicophobia physiologia physiotherapia glossodynia toxicologia psychologia phytotherapia glossitis toxicologus stomatologia psychotherapia aglossia
Задание 2. Составьте термины с заданным значением: с конечным ТЭ «- iatria»: - раздел медицины, посвященный детским болезням - лечение психических расстройств с начальным ТЭ « stom-, stomat- »: - раздел медицины, посвященный изучению болезней полости рта - исследование полости рта
Задание 3. Выделите ТЭ, укажите их значения и значения терминов:
Gnathalgia, psychologia, anthropometria, andrologia, biologus, psychopathia, physiologia, hydrotherapia, gynaecophobia, hydrophilia, stomatoscopia, biographia, anthropologia, paediater, toxicologus..
Задание 4. Составьте термины, используя данные начальные и конечные ТЭ:
hydr- - logia gynaec- - logus physi- - graphia psych- - gramma phil- - phobia bio- - therapia toxic- - sophia mono- - (h)armonia ge- - philia
Задание 5. Найдите соответствия между греко-латинскими дублетами, назовите известные вам термины с данными ТЭ : ge- aqua- gynaec- hom- hydr- vir- andr- femin- therm- calor- phon- son- loc- audi- cry- frig- anthrop- terr- acu- vit- bio- loc-
Задание 6. Запишите термины на латинском языке, объясните их значение:
Гнаталгия, гидротерапия, антропометрия, гинеколог, стоматоскопия, андрология, физиотерапия, педиатрия, психолог, токсикофобия, фитотерапия, гидрофилия.
Задание 7. Образуйте следующие термины:
- наука о живых организмах; - лечение при помощи физических средств и методов; - невралгия челюсти; - раздел медицины, посвященный изучению болезненных процессов; - лечение при помощи растений; - навязчивый страх отравления; - водолечение; - врач-специалист по болезням детского возраста; - совокупность методов и приемов измерения человеческого тела; - наука о происхождении и эволюции человека.
Задание 8. Найдите правильный вариант ответа. 1) Кинология – это: а) наука о кино б) наука о собаках в) наука о движении
2) Аутофилия – это: а) любовь к себе б) любовь к своему автомобилю в) боязнь общественного транспорта
3) Primula (Примула) – это: а) фиалка б) водосбор в) первоцвет
4) Название «Астра» произошло от латинского слова, что в переводе значит: а) «звезда» б) «башмачок» в) «мыло»
5) Какая из наук получила бы другое название, если бы мы жили на Солнце: а) биофизика б) зоология в) геология г) астрология
6) К выведению какого из этих животных не имеют отношения люди? а) лошак б) мул в) кентавр г) зубробизон
Задание 9. Знаете ли вы? 1) Название какого континента в переводе с латинского означает “безморозная”? 2) Какой раздел медицины в переводе с греческого означает “работа руками”? 3) Какая буква есть в английском (немецком, французском) алфавите, но отсутствует в латинском? 4) У какой латинской буквы французское название? 5) В 1861 г. был продемонстрирован прибор для передачи звуков на расстоянии. Как впоследствии назвали этот прибор? А как называется прибор для передачи изображения на расстоянии? 6) На арбалете короля Людовика XIV была надпись “Soli soli soli”. Сделайте перевод.
Занятие № 2. Конечные греческие терминоэлементы (ТЭ), обозначающие патологические изменения, терапевтические и хирургические приемы:
Начальные Т Э для обозначения органов и частей тела (продолжение):
Задание 1. Выделите Т Э , общие для данного гнезда слов. Укажите значения терминов. cystectomia rhinoplastica neurotomia cholecystopathia tonsillectomia glossoplastica neurectomia cholecystectomia neurectomia gnathoplastica neurorrhaphia cholecystotomia hysterectomia blepharoplastica neurologia cholecystographia
gastrectomia enterorrhaphia enteroplastica myolysis gastroplastica hysterorrhaphia enterostomia neurolysis gastrorrhagia cholecystorrhaphia enteropathia meningolysis gastrostomia neurorrhaphia enteropexia arthrolysis
Задание 2. Составьте термины с заданным значением. с конечным ТЭ - ectomia - удаление мочевого пузыря - удаление всего желудка - удаление желчного пузыря - удаление матки - удаление маточной трубы (яйцевода)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (992)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |