Учебные и воспитательные цели
Материально-лабораторное обеспечение. Мешок Дугласа, газовый счетчик, газоанализатор Холдена или Орса, спирт, вата, таблицы Гарриса и Бенедикта, сфигмоманометр Рива-Роччи, таблицы химического состава пищевых продуктов, их калорийность, весы, ростометр, фонендоскоп; капсула Лешли-Красногорского, желудочки по Павлову и Гейденгайну; желчь медицинская, постное масло, вода, пробирки, штатив, воронки, фильтровальная бумага.
Учебные и воспитательные цели. а) общая цель- Вам необходимо сформулировать представление о процессах обмена веществ и пищеварения в организме и о том, что в процессе обмена веществ и пищеварения постоянно происходят превращения энергии, используемой на воссоздание структурных элементов клеток, на рост и развитие организма, на выполнение работы, на поддержание температуры тела. Использовать данную информацию в процессе практической деятельности врача общей практики. б) частные цели- Вам необходимо на основе теоретического базиса и • видах энергии в организме и ее превращения; • понятии основного и общего обменов энергии; • дыхательном коэффициенте, калорическом эквиваленте кислорода и их величинах и значимости; • суточных потребностях организма в белках, жирах, углеводах, воды, минеральных веществ; • принципах составление пищевого рациона; • нейро-гуморальных механизмах регуляции функций пищеварительной системы; • пищеварении в полости рта и желудке; • важнейших функциях печени; • пищеварении в тонкой и толстой кишке. В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны: ЗНАТЬ: • значение питательных веществ для энергетического обмена; • понятие основного и общего обмена энергии; • принципы составления пищевого рациона; • механизмы регуляции деятельности слюнных желез; • фазы желудочной секреции; • методики операции на околоушной слюнной железе, с капсулой Лешли-Красногорского и методики операций на желудке (по методу Гейденгайна, Павлова).
УМЕТЬ:
• определять и оценивать энергетические траты организма методом непрямой калориметрии; • объяснять и оценивать энергозатраты человека в зависимости от его функционального состояния; • рассчитывать должный основной обмен по таблице Гарриса и Бенедикта для человека; • вычислять процент отклонения основного обмена по формуле Рида • анализировать проведенные практические работы ( эмульгирующие свойства желчи).
ВЛАДЕТЬ: • методами непрямой калориметрии, для определения основного обмена, таблицами Гарриса и Бенедикта и формулой Рида; •навыками проведенных практических работ.
Обладать набором компетенций: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурных(ОК): -способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; -использовать на практике методы естественнонаучных, физиологических, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволит совершенствовать культуру речи, формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1).
б)Профессиональных(ПК): -способности и готовности выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физиологический аппарат с целью формирования целостного понимания метаболических основ физиологических функций (ПК-2); - способности и готовности к формированию системного подхода в усвоении материала по обмену веществ и энергетических затрат организма, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-З); - способности и готовности к работе с физиологической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач, связанных с понятиями основного и общего обменов энергии и физиологических основ пищеварения (ПК-9); - способности и готовности анализировать закономерности физиологических основ рационального питания, использовать знания оценки функционального состояния организма взрослого человека, которые были получены при изучении разделов нормальной физиологии (ПК-16); - способности и готовности изучать физиологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по формирования представлений о причинах изменений основного и общего обмена энергии и пищеварения в зависимости от вида деятельности и возраста (ПК-31); - способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, с целью новых перспективных средств в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования на основе полученных теоретических и практических знаний при изучении метаболических основ физиологических функций (ПК-32).
Иметь представление о: • превращении энергии и ее видах; • понятии основного и общего обмена энергии и их величинах; • понятии дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода; • понятии калорического коэффициента питательных веществ; • нейро-гуморальных механизмах регуляции функций пищеварительной системы; • пищеварении в полости рта и желудке; • важнейших функциях печени; • пищеварении в тонкой и толстой кишке.
Рекомендуемая обязательная литература 1. Учебник Нормальная физиология. Под ред. проф. В.М. Смирнова. М., Издательский центр «Академия», 2010, стр. 304-320, 265-300. 2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. СМ. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Издательский центр «Академия» 2010, стр. 142-161. 3. Сборник тестовых заданий по курсу нормальной физиологии. 4. Коробков А.В., Чеснокова С.А.. Атлас по нормальной физиологии. М., «Высшая школа», 2009г.
Ваши действия при подготовке к данному занятию. а) Теоретическая часть: При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученной базовой дисциплины – биохимии (обмен веществ) и по анатомии, гистологии пищеварительной системы. Повторите топографию слюнных желез; глотки; отделов и сужений пищевода. Обратите особое внимание на усвоение базовых знаний по гистологии и анатомии отделов желудка и его желез. Обратить внимание на обмен веществ и его роли в энергетическом обмене, на понятия анаболизма и катаболизма. Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине и особо обратите внимание на: a) необходимость поступления в организм пищи и воды; b) различные виды энергии в организме и их превращении; c) понятие общего обмена, основного обмена, рабочей прибавке, динамически-специфического действия пищи, их величины и значимости для организма; d) расход энергии по пяти категориям в зависимости от вида труда; e) коэффициент полезного действия; f) методы исследования энергетических затрат организма (прямая-непрямая калориметрия, таблицы Гарриса и Бенедикта); g) составление пищевых рационов для каждой категории людей по энергозатратам; h) типы и формы пищеварения; i) Нейрофизиологические, гуморальные механизмы голода и насыщения; j) Особенности жевания при пережевывании пищи различной консистенции; k) Фазы желудочной и поджелудочной секреции. Приналичие возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой. Заблаговременно приготовьте униформу. Ответьте на учебные вопросы занятия. Решите тесты с 1 по 10 и ситуационные задачи с 1 по 14. Данное занятие имеет особое место по овладению знаниями о роли энергетического обмена в покое и при различных функциональных состояниях организма.
Будьте готовы ответить на следующие вопросы: 1.Обмен веществ - как основное условие обеспечения жизнедеятельности и сохранения гомеостаза. Основные этапы обмена веществ, их характеристика. 2.Представление об энергетическом балансе организма. Методы прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии. Расчет фактических энергозатрат человека в условиях основного обмена методом непрямой калориметрии по методу Дугласа-Холдейна. 3.Основной обмен, условия определения основного обмена, факторы, влияющие на его величину. Диагностическое значение основного обмена, методы его исследования. 4.Энергетическая и калорическая ценность различных питательных веществ, понятие дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода, их величины для разных видов питательных веществ. Изодинамия питательных веществ. Принципы организации рационального питания. 5.Пищеварение, сущность пищеварения. Типы и формы пищеварения. Нейрофизиологические, гуморальные механизмы голода и насыщения. 6.Пищеварение в полости рта, желудка. Фазы желудочной секреции. 7.Пищеварение в 12-ти перстной кишке, роль панкреатического сока и желчи в процессах пищеварения. Участи толстого кишечника в пищеварении. Роль микрофлоры в пищеварении.
При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать понятие обмена веществ, процессов ассимиляции и диссимиляции, знать пластическую и энергетическую роль питательных веществ.Вы должны усвоить классификацию основных этапов обмена веществ и дать им характеристику. При подготовке 2 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление об энергетическом балансе организма и методах определения энергетических затрат, прямая и непрямая калориметрия (полный и неполный газовый анализ). При подготовке 3 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить целостное представление об основном обмене энергии и его диагностическом значении. Знать от каких факторов зависят величины основного обмена энергии. При подготовке 4 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить понятие дыхательного коэффициента, калорического эквивалента кислорода и их величины. Знать калорийную ценность различных питательных веществ и энергетическую ценность продуктов питания. Усвоить понятие закона изодинамии и его роль при составлении пищевого рациона. Обратите внимание на особенности питания в зависимости от возраста и вида труда, на рациональное питание. При подготовке 5 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимо усвоить сущность пищеварения, типы и формы пищеварения, нейрофизиологические и гуморальные механизмы голода и насыщения. При подготовке 6 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать представление о пищеварении в полости рта, желудка. При подготовке 7 учебного вопроса учебного занятия Вы должны уяснить роль панкреатического сока и желчи в процессах пищеварения. Обратите внимание на роль микрофлоры в процессах пищеварения. б) Практическая часть: При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке 1 задания практической части занятия Вам необходимо познакомиться с содержание таблиц Гарриса и Бенедикта. Определить свой вес и рост и, с помощью данных таблиц, определить должный основной обмен, исходя из возраста, пола, веса, роста.
При отработке 2 задания практической части занятия Вы должны определить процент отклонения основного обмена энергии по формуле Рида. Предварительно измеряете артериальное давление, рассчитываете пульсовое давление, подсчитываете частоту пульса. Полученные результаты подставить в формулу Рида: 0,75 (ЧП + ПД х 0,74) – 72 – и рассчитать процент отклонения основного обмена энергии. При отработке 3 задания практической части занятия необходимо обратить внимание на принцип составления пищевого рациона для людей 1-й категории по энергозатратам. Вспомнить о соотношении в пищевом рационе белков, жиров и углеводов и о введении в рацион обязательных витаминов и минеральных солей. При составлении рациона вы должны использовать таблицы с химическим составом пищевых продуктов и их калорийность. При отработке 4 задания практической части занятия уясните принципиальные отличия секреции изолированных желудочков по способам Гейденгайна и Павлова. При отработке 5 задания практической части занятия воспользуйтесь методическими указаниями по влиянию желчи на жиры из методических указаний к практическим занятиям по нормальной физиологии. Изд. СГМА.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у Вас затруднение.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |