Состояние звукопроизношения
Гласные: ____ Согласные: ___ [б], [п,] [м] ____ [в,] [ф]________ [д,] [т,] [н] ____ [г,] [к,] [х] ____ [й]___________ свистящие ____ шипящие _____ аффрикаты ___ [л,] [л’]_______ [р,] [р’] _______
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы); б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.); в) челюсти; г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный); д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель); е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): - поднять брови вверх («удивиться»); - нахмурить брови («рассердиться»); - прищурить глаза; - надуть щеки («толстячок»); - втянуть щеки («худышка»); (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.) 2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию): а) губы – «улыбка» - «трубочка»; б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть. Отметить следующие параметры движений: а) наличие или отсутствие движений; б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение); в) объем движений (полный, неполный); г) способность к переключению от одного движения к другому; д) замены движений; е) добавочные и лишние движения (синкинезия); ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет) 1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное). 2. Характеристика голоса: а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий); б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.); в) атака голоса (мягкая, твердая); г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный); б) ритм (нормальный, аритмия); в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет) 1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол – стул, косы – козы; папа – баба, горка – корка; точка – дочка, миска – мишка. 2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя Импрессивной речи
1. Пассивный словарь: а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.; б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»; в) понимание действий: - показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках); - выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.). 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи). 3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.). 4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка). V. Исследование лексики и грамматического строя Экспрессивной речи 1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). 2. Активный словарь: а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.; б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.); в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов). 3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи); а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа: стол – столы рука – руки мяч – мячи шар – шары кукла – куклы глаз - глаза б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.); в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? – Лисы. Это сумка кого? – Мамы. Это машина кого? – Мальчика. Это уши кого? – Зайца; г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя); д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами); е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам): стол – столик ложка - … нос - … кукла - … дом - … кровать - …
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |