Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: с 4-х лет: па – ба ба – на ва – та та – да мя – ма
на – га та – на га – да ка – га ба – ма
с 6 лет: ба –ба – па та – да – та га – ка – га ба – бя - ба
са – ша –са жа – за – за ча – ша – ча за – са – за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Показать картинки: мишка – мышка уточка – удочка бочка – почка трава – дрова
3. Дифференциация по сдуху звуков, смешиваемых в произношении: миска – мишка крыса – крыша речка – редька уточка – удочка
челка – щелка цветик – светик вечер – ветер козы – косы
Состояние фонематического анализа и синтеза с 4-х лет: 1. Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. По заданию узнать, слышится ли звук М (или мычание теленка) или звук Р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама,дом, рыба, дрова, стол, шар. с 5 лет: 2. Выделение ударного гласного в начале слова. Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица. с 6 лет: 3. Определение первого согласного звука в словах: Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука. 4. Определение последнего звука в словах: Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. Определение последовательности звуков в словах: Мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах: Дом, рак, луна, совы, банан, лампа. Исследование понимания речи (импрессивная речь) 1. Пассивный словарь. Отметить объем словаря ____________________ точность понимания значения слов _____________________________ Задания: Покажи, где кукла, стол, стул.
Посади куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения. с 4-х лет: - дифференциация единственного и множественного числа существительных. Покажи, где стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы - различение предложно-падежных конструкций с предлогами В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала
Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал
3. Дифференциация форм словообразования: с 5 лет: - дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных: Покажи, где виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка - дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел 4. Понимание словосочетаний и простых предложений: а) понимание словосочетаний . Покажи ключом карандаш, ключ карандашом; где собака хозяина, где хозяин собаки; дочка мамы, мама дочки. б) понимание простых распространенных предложений: Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
в) понимание вопросительных предложений:
Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку? с 6 лет:
г) понимание сложно-подчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций
Петю догоняет Маша. Кто бежит первым? Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда? д) понимание связной речи
Исследование лексики и грамматического строя Экспрессивной речи
1. Исследование активного словаря а) конкретные существительные. Предлагается назвать картинки по темам: Игрушки Посуда Одежда Обувь Животные Овощи Фрукты Мебель и др. в соответствии с программой детского сада
б) обобщающие понятия Назвать одним словом группу предметов
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов с 5 лет: части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
части стула: спинка, ножка, сиденье
части машины: дверца, колеса, руль, кабина
с 6 лет: части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
части одежды: воротник, манжета, петля
части машины: кузов, кабина, фары, мотор
части окна: рама, подоконник, стекло
Название профессий:
г) глагольный словарь с 5 лет: употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается? Кто как кричит? с 6 лет: Кто какие звуки издает? Кто что делает? (с использованием профессий людей)
д) прилагательные -Названия цветов с 4-х лет: Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый
с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый
-Названия формы с 5 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный
е) подбор антонимов: (с 6 лет) добро - горе - друг - хороший – большой - широкий - высокий - легкий – поднимать - давать - покупать – 2. Состояние словоизменения: с 4 лет а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа стол - кукла- ухо- слон- рукав- глаз- рот- лист- дерево- окно- стул- воробей- пень- лев- сон- б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога: Родительный падеж: без чего? ____ Дательный падеж: кому корм? ____ Винительный падеж: кого нарисовал?______________________________ Творительный падеж: чем работает? _______________________________ Предложный падеж: о чем мечтает? ________________________________
с 5 лет: в) употребление формы родительного падежа множественного числа Много чего? шар- стол- дом- береза- чашка- книга- дерево- лист- стул- мяч- ключ- карандаш- г) употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО):
д) согласование прилагательных с существительными единственного числа Назвать цвет предметов: Шар- ведро- платье- машина- ботинки- е) употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными дом- кукла- шар- гриб- с 6 лет: карандаш- ключ- лев- озеро- дверь- 3. Состояние словообразования с 5 лет: а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? стол- мяч- дом- кровать- береза- кукла- ложка- шкаф- миска- с 6 лет: гриб- лиса- лист- одеяло- б) образование названий детенышей животных с 4 лет: у кошки- у утки- у гуся- у лисы- с 5 лет: у зайца- у белки- у медведя- с 6 лет: у коровы- у лошади- у собаки- в) образование прилагательных от существительных – с 6 лет: Из чего сделано? Дерево-деревянный бумага- солома- мех- пух- кирпич- резина- металл- снег- брусника- черника- шерсть- Чей? Чья? Чьё? Сумка мамы- Кофта бабушки- Газета папы- Нора лисы- Хвост зайца- Лапа медведя- Ухо волка- г) образование приставочных глаголов – с 6 лет: Назвать действия (Что делает мальчик?) Ходит – уходит – входит – выходит – переходит Бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет:
рисовал- писал- делал- лепил- пил-
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |