Философия Античного мира. Ее периодизация и основные проблемы
Античная философия начинает складываться в 7в. До н.э. она формируется под влиянием восточ. мифологич. и филос. Учений. В ее развитии выделяют 4 периода: Досократовский (7-6в. до н. э.) Классический (5-4в. до н.э.) Эллинистический(3-2в. до н.э.) Римский(1в.до н.э.-529г. н.э.) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Основ. Фалес, г. Милет нах. На территории Малой Азии. Поиски первоначала мира. Фалес считал первоначалом воду. Земля по его мнению имеет форму диска и плавает бесконечно в воде. Он первым доказал, что диаметр делит круг пополам. Его ученик Анаксимандр считал, что в основе лежит безлиное начало – апейрон. Еще один ученик Фалеса Анаксимен считал, что нач. воздух. Представители милетской школы -- натурфилософы. Они пытались материалистически объяснить мир. Гераклит Эфеский за глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «темный». Основой всего сущего он считал огонь. Все нач. и зак. огнем. Ядром уч. Является принцип пантарей (все течет все изменяется нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Он сформулировал учение о логосе: 1.божество управляет миром; 2.верховный разум; 3.всебщий закон, согласно которому совершается взаимоизменение и взаимопревращение вещей; 4.слово, вещь, повествование. Левкипп, Демокрит. Л. Выдвинул основные принципы атомистической философии: «единственное, что существует это атомы и пустота». Д. превращает взгляды Л. Во всеобъемлющее учение, кот. оказало влияние на развитие физики. Постепенно центром становятся города-континенты Греция—Афины. Возн. интересы к риторике, философии, софистике. Среди представителей класс. периода можно назвать имена: Сократ, Платон. С. считал важнейшим своим призванием – воспитывать людей. Смысл воспитания видел в беседах, дискуссиях и т. д. Задача философии Сократа в исследовании этико-познавательной сферы чел. общества. Он первым попытался классифицировать формы государственного устройства: 1.монархия; 2.тирания; 3.аристократия; 4.плутократия; 5.демократия. Для Платона идеи первичны они управляют миром и тождественны бытию, которому противостоит небытие. Платон также классифицировалформы гос.-ного устройства: 1.идеальное государство; 2.аристократическая республика; 3.аристократ. монархия; П. осуждает: 1.тимократию(власть основанную на военной силе); 2.олигархия; 3.демократия(власть толпы); 4.тирания. Аристотель. Его деятельность является вершиной античной философии. А. был самым энциклопедически образованным человеком того времени. Особое внимание А. уделял вопросу онтологии. Аристотель выделял два типа государства: 1.экономика (правильный тип хозяйственной деятельности) 2.хремастика (приобретение хозяйственных благ, кот. противоречат природе и ведут к жажде обогащения). Эллинизм(3-4в. до н.э.). В этот период меняются мировоззренческие ориентации философии и ее интерес сосредоточен на жизни отдельно взятого человека. Особенно отличились учения эпикурейцев (всегда первичен человек, его чувства, эмоции, настроение) и стоиков (характерен героический пессимизм, мировозз. римского общества в период его разложения; считали превыше всего свободу от власти внеш. мира над человеком ). Материалистическая традиция. Представитель: Тит Лукреций Кар. он признает существование атомов и пустоты. Л.К.стоит на позиции причинной обусловленности явлений и выступает против фатальной необходимости или идеи рока. Он отрицает всякое вмешательство сверхъестественных сил. Годом завершения античной философии стал 529г. н. э., когда имп. Юстиниан закрыл в Афинах академию Платона. Вывод: эта философия содержит в себе 2 направления: материализм и идеализм, но при этом она поставила ряд проблем, которые охватывают весь спектр философских проблем (онтологии, гносеологии, антропологии, логики, эстетики, социологии).
6 Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм. Период средневековья занимает длительный отрезок времени (4-14вв. н. э.). средневековую философию можно разделить на 2 этапа: патристики(2-6вв. н. э.) и схоластики («схола» -школа) 11-14вв. н.э. Представитель Аврелий Августин, его главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, истории и исторического прогресса, а также личности человека. Решая проблемы Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог в течении нескольких дней творит весь мир. Сам Бог рассматривается как сверхъестественная личность. человеческая душа согласно Августину: «она не имеет ничего общего с материей поскольку она сотворена Богом и бессмертна». Любая человеческая мысль – это результат озарения Богом души. Бог находится вне времени и пребывает в вечности. Что касается общества, то Авг. выделяет 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной»(государственность основанная на любви к себе и доведенная до презрения к Богу) и «град божий» (дух. Общность осн. На любви к Богу и доведенная до презрения к себе). С 11в. нач. этап рационализации западного богословия и в этот период образуется схоластика. Схоласты использовали античную философию в лице Аристотеля и Платона, т. к. их идеи были созвучны с идеями схоластов. Постепенно философия из светской науки превращается в теологическую; философия является служанкой теологии (богословия). В сочинениях Фомы Аквинского представлена своеобразная энциклопедия средневековой идеологии и своей основной целью он ставил разработку догматов христианских вероучений в формах здравого смысла. Обоснование Бога в мире исходит из следующих позиций: 1.все в мире причиннообусловлено, значит, существует первопричина; 2.наличие различных форм движения; 3.все вещи конечны, а значит есть начало и конец; 4.в мире множество несовершенных явлений и процессов, поэтому должно быть соверш. Бытие; 5.всё в мире целесообразно, а значит всеобщая цель – это некий зодчий, который управляет этим миром и направляет его. Ф. Аквинский разграничивал области философии и теологи. Предметом философии явл. истины разума, пр. теологии явл. Истины веры. Реализм, представителем которого был Ф. Аквинский исходил из того, что общее существовало до вещей эмпирического опыта. важнейшее проявление общего в предметах составляет сущность, которой обладает все существующее начиная с Бога и кончая личным бытием и любым существованием. Сущность(по Фоме) – это то, что выражено определении(дефиниции). Дефин. включает в себя общие (родовые), но не индивидуальные основания. Исходя из того, что сущностью обладает любое единичное бытие, Фома хотел подчеркнуть его причастность к Богу. Это должно было показать зависимость чувственного мира от мира божественного. В Боге понятия сущность и существование сливаются, и существование Бога представлено прямым результатом его сущности. Номинализм (nomina-имя, название). Номинализм в противоположность реализму утверждает, что реально существуют вещи с их качествами и свойствами, а общее понятие и различные понятия, возникшие позже связаны с деятельностью нашего сознания и мышления. Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике. номиналисты для своего времени довольно правильно ставили вопросы чувственного и эмоционального. Не отрицали существование Бога. Таким образом, средневековая философия, несмотря на ее схоластический характер, внесла большой вклад в развитие логики, соотнесла рациональное и эмпирическое.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |